Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера. Фрагмент: Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец. Ил и: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок. Ход: — Посмотри на полоску-образец, запомни длину. — Найди такую же по длине. Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения. Замечание: аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения 1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10). 2. Уменьшается контрастность размеров. 3. Даются задания на сравнение величины по представлению: —Что выше у нас на участке забор или беседка? —Что длиннее: дорога до беседки или до ворот? —Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого. Дидактические игры «Подбери пары лыж»; «Сбор фруктов»; «Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5) Предварительная работа После формирования навыков сравнения размеров предметов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов. Особенности наглядного материала Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5—25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные. Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера. Аналогично: Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1—6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные. Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании. Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине: 1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить, 2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край. 3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд. 4. Положить последнюю полоску. Замечание: при выборе обсуждаем относительность величины: —Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных. —Сравни соседние полоски. —Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С). Показываем транзитивность отношений «больше — меньше», «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»: — Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).
Усложнения 1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе). 2. Уменьшаем контрастность величины. 3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине» 4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке. 5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине). 6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра. 7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия). Дидактические игры «Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки?...»); «Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»; «Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»). Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов (задача 6) Предварительная работа Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон. Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, они все одинаковой длины. У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины. Замечание: необходимо различать термины: «Померить» — сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением — с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, — старшей группе).
«Измерить» — дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом — в подготовительной группе). Методика обучения Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник — третий предмет — условная мерка. Примеры: 1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой. 2. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве. 3. Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой — длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.
Дидактические игры «Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|