Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»
(задача 2) Предварительная работа Повторение частей суток и их последовательности. Методика обучения У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность. Фрагмент 1: —Что наступает, когда кончается утро? —После чего начинается утро? —Назовите части суток по порядку. —Сколько частей суток вы знаете? Вывод: - Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части. Дидактические игры «Дополни сутки»; «Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др. Фрагмент 2: — Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие. — Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие. — Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике. — Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование. Замечание: необходимо ежедневно обсуждать: — Что было вчера? — Какое у нас сегодня занятие? Методика ознакомления с днями недели (задача 3) Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку». Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова. Последовательность обучения:
1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью. 2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. 3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером: Понедельник — первый; Вторник — второй; Среда — третья (средняя); Четверг — четвертый; Пятница — пятая; Суббота — шестая; Воскресенье — восьмое. Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
4. Ежедневно на специальном календаре (рис.) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
Дидактические игры «Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др. Усложнения Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например: «Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?». Методика ознакомления с месяцами и временами года (задача 4) Предварительная работа На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения. Методика обучения На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект: • количество и порядок времен года; • количество месяцев в году; • порядок месяцев; • классификация месяцев по сезонам. Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником. Изучение календаря поможет детям наглядно предстоит длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).
Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер). Дидактические игры «Круглый год» и др.
Методика развития «чувства времени» (задача 5) Предварительная работа В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабытываем эти понятия: - Кто быстрее одет куклу! - Какой зверь бегает быстрее?
Методика обучения В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными. «Чувство времени» формируется на основе: · знания временных эталонов (час, минута, секунда); · чувствования длительности временных интервалов; · умения оценивать временные интервалы без часов. Последовательность обучения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|