Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное управление. 2. Сословная структура общества




Местное управление

Административно-территориальное устройство Московского государства сложилось в середине XVI в. Страна делилась на уезды, которые, в свою очередь, состояли из волостей и станов. С начала XVII в. уездами управляли назначенные царем чиновники - воеводы. Воеводами обычно становились служилые люди по отечеству, при этом крупные города и уезды возглавляли люди, имевшие думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне). В распоряжении воеводы находился специальный чиновничий аппарат: дьяки и подьячие. Резиденция воеводы называлась съезжей избой. В его непосредственные обязанности входило административное управление, осуществление судопроизводства и командование местными войсками. Воеводами руководили соответствующие приказы, с которыми они состояли в постоянной деловой переписке. Срок полномочий воеводы не был законодательно определен, однако чаще всего он составлял 2-3 года. Частая смена воевод должна была, по мнению правительства, предотвратить коррупцию. Но на практике взяточничество и казнокрадство процветали. Государь обычно жаловал воевод за службу поместьями, вотчинами и деньгами.

На низшем уровне существовало и самоуправление. В уездах свободное население избирало из местных дворян губных старост. В волостях и станах земские старосты были выборными из черносошных крестьян и посадских людей. Именно губные и земские старосты, помимо исполнения других обязанностей, организовывали сбор податей.

В состав Московского государства входили и регионы, имевшие полное самоуправление - казачьи области, и с 1654 г. - Украина.

2. Сословная структура общества

Среди основных социальных групп российского общества XVII в. нужно отметить, в первую очередь, многочисленное сословие служилых людей.

Служилые «по отечеству» (происхождению):

- думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу, - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки);                                                   - чины московские (жившие в столице бояре и дворяне занимали административные и военные командные должности - стольники, стряпчие);                                                                                                                                                        - чины городовые (провинциальное дворянство и «дети боярские» - основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличавшаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).

Служилые «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники. Они получали небольшое жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью.

К единому сословию всех служилых людей можно отнести потому, что все они получали государево жалованье (земельное или денежное), не платили налоги (тягло), и их главной обязанностью было несение государственной (военной или административной) службы.

Православное духовенство, делившееся на два чина - черное (монашествующее) и белое (приходское), так же составляло особую привилегированную социальную группу, главной обязанностью которой было «молитвенное предстояние» за государя и забота о «духовно-нравственном здоровье» народа.

Казачество сформировалось на приграничных территориях Московского государства (Дон, Яик, Урал, Западная Сибирь) в XVI в. Основную часть этого привилегированного сословия составили бежавшие от крепостной зависимости крестьяне. Казаки получали государево хлебное, зелейное (порох), оружейное и денежное жалование. За это они обязаны были охранять порубежные земли. Основным источником доходов казачества, не занимавшегося в тот период земледелием, были грабительские походы на соседние страны: Персию, Крымское ханство, Турцию. Казаки по традиции имели демократическое самоуправление (круг) и собственную администрацию (атаманы, полковники, урядники и т. д. ). Прекрасные воины, привыкшие к разбою и грабежам, не связанные никакой собственностью на средства производства, они часто выступали инициаторами социальных конфликтов (восстание И. Болотникова, бунт С. Разина, восстание Е. Пугачева).

Гости и члены гостиной и суконной сотен - привилегированные слои купечества, приближавшиеся по положению к служилым людям. Они имели привилегию выезда за границу и освобождались от большинства налогов, но привлекались государством для исполнения таких служб, как руководство таможнями и управление казенными промыслами, а также для хранения и оценки товаров и т. д.

Тяглые люди - основная масса населения, платившая налоги, включавшая почти все группы крестьянства, а также посадских людей (непривилегированных горожан). По своему социальному положению крестьяне делились на частновладельческих - живших в вотчинах и поместьях (67%), дворцовых (9%), монастырских (13%) и черносошных (государственных) (11%). Если черносошные крестьяне платили только государственные налоги, то частновладельческие и монастырские помимо этого несли повинности (барщину и оброк) в пользу своих хозяев. Среди посадских людей до 1649 г. существовала категория беломестцев. Это жители частновладельческих (белых) слобод, не платившие государственные налоги. Низшей категорией населения являлись холопы, которые не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.

  1. Соборное уложение 1649 г. – сборник законов Российского государств:

ü Оно было разработано комиссией во главе с боярином Н. Одоевским (+Ф Волконский, С. Прозоровский). Обсуждение – 6 месяцев. Законодательно оформлены положения и нормы за последние 3 столетия.

ü Уложение представляло собой свиток длиной 310 метров и  состояло их 25 глав и 967 статей.

ü Первое российское законодательство, изданное типографским способом тиражом 2 тыс. экземпляров. Было переведено почти на все европейские языки.

ü Соборным оно называется потому, что было принято Земским собором [ крупнейший Земский собор в истории России. 340 чел. (70% - дворяне)]

ü Четвертый по счету свод законов [РП, Судебники Ивана III и Ивана IV]). Действие: до 1832 г.

          Основное содержание:

«Суд о крестьянах». Оформление крепостного права – крестьяне окончательно прикреплялись к земле и становились собственностью своего хозяина ü Юрьев день отменялся – любой переход крестьян к другому хозяину стал невозможен, ü «урочные лета» отменялись – сыск беглых крестьян стал бессрочным, ü крепостные окончательно закреплены за их владельцами; феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьян, крепостное состояние становится наследственным; за укрывательство беглых – штраф. ü имущество крестьянина – собственность помещика, ü помещик получает право наказывать крестьянина, который становится юридически бесправным, ü Распространение крепостнических порядков и на черносошных, и на дворцовых крестьян. Запрет выходить из общины. Крепостное право оформлено юридически. Крестьяне – полная, наследственная и неотчуждаемая собственность помещиков.
 «О посадских людях» ü посадское население оформлялось в сословие, прикреплялось к посадам и слободам (запрет перехода из одного посада в другой) ü население посада закреплялось за определенным городом ü ликвидировались «белые слободы», принадлежащие частным лицам и освобожденные от тягла (налогов), «белые слободы» тоже платили налоги.
Государственные преступления. Соборное Уложение расширяет понятие государственного преступления ü посягательства против царя и его семьи (критика, измена, заговор, оскорбление) ü критика правительства, ü преступления против церкви и патриарха. ü наказание за государственное преступление – смертная казнь.
Уголовные преступления и наказания: ü вводилось понятие умышленных и неумышленных преступлений, ü вводилось понятие соучастия, ü увеличивалось наказание за рецидив, ü различали такие уголовные преступления как грабеж, разбой и татьба (воровство), ü основные уголовные наказания: смертная казнь, членовредительственные наказания, битье кнутом, денежные штрафы, конфискация имущества ü имели место и церковные наказания: отлучение от церкви, покаяние и др.

Статьи, регламентирующие несение различных служб, выкупа пленных, таможенную политику, положение категорий населения.

Статьи о землевладении: сближение поместья и вотчины, ограничение церковного землевладения.

ВЫВОД: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское – к городам. Усиление власти монарха Þ путь к установлению абсолютизма. СУ принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.

  1. Народные восстания (XVII век- «бунташный»):
Название Год, место Участники Причины Результаты
Соляной бунт 1648 Москва, Воронеж, Курск Горожане, стрельцы, крестьяне Рост налогов, введение налога на соль, сокращение жалования Удовлетворение правительством требований восставших
Хлебный бунт 1650 Новгород, Псков Городская беднота Повышение цен на хлеб Подавлено
Медный бунт 1662 Москва Посадские люди Чеканка медных денег по цене серебряных – обесценивание Подавление, но и прекращение чеканки медных монет
Восстание С. Т. Разина 1670-1671 Дон, Поволжье Донское казачество, беглые крестьяне, посадские, холопы Недовольство государственными порядками со стороны казаков, беглых крестьян, посадских Подавление
Соловецкое восстание 1668-1676 Соловецкий м-рь Монахи, крестьяне, разинцы Церковные реформы Никона, жесткость реформ, раскол Подавление, противостояние между никонианами и старообрядцами.
Названия и годы бунтов и восстаний Основные события
Соляной бунт, 1648 год      После Смутного времени государственная казна требовала пополнения. Экономика в России была пока слабой. В связи с этим, в 1648 году по приказу царя был в несколько раз увеличен налог на соль. Из-за высоких цен крестьяне не смогли покупать ее нужном количестве. А так как это был основной продукт для консервирования, то запасы быстро портились.     Народное недовольство превратилось в бунт.     Крестьяне отправились с челобитной к Алексею Михайловичу, но были остановлены стрельцами. После этого толпа начала крушить все на своем пути. Были разгромлены и подожжены многие боярские дома. Видя все это царь пошел на уступки и отдал на растерзание толпы несколько бояр.     Налог на соль был отменен. Как следствие, в 1649 году был принято Соборное Уложение, по которому оформилось окончательное закрепощение крестьян и были ликвидированы “белые” слободы.
Хлебный бунт 1650 год Новгород, Псков    Главная причина – отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, что грозило голодом;   Основные участники – митрополичий приказной Иван Жеглов и сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица, которые являлись предводителями восставших в Новгороде; площадный подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Коза и Иов Копыто в Пскове.   Волнения начались в Пскове, а через две недели перекатились в Новгород. Однако среди предводителей восстания появились сомнения, они не сумели организовать оборону городов и продолжали надеяться на приезд и помощь царя Алексея Михайловича. В результате бунт был подавлен, а его зачинщики казнены.
Медный бунт, 1662 г.    Активная внешняя политика изрядно опустошила казну. Требовалась денежная реформа, которая была проведена в 1657 году. В оборот были введены медные деньги, которые приравнивались серебряному рублю.    В 1662 году по приказу Алексея Михайловича налоги стали собираться серебряными деньгами. Постепенно началось сильное обесценивание медных денег. На черном рынке рубли обменивались в соотношении 1/7.    Подобное положение дел вызвало очередное народное восстание.   Летом 1662 года огромная толпа собралась на Стретенке, чтобы отправиться к царю и потребовать уменьшить боярский произвол. Лидером выступил Кузьма Нагаев, под его руководством народная масса вышла к Красной площади. Восстание стремительно набирало обороты, и уже через пару часов весь город был охвачен бунтом. После погрома в Москве народ отправился в Коломенское, где в это время был царь. Но Алексей Михайлович не пожелал пойти на уступки и вызвал стрельцов. В течение нескольких часов восстание было подавлено с применением оружия. 12 человек были казнены, около 7 тысяч арестованы. Чеканка медных монет была отменена.
Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Причиной первой Крестьянской войны стали: ü Соборное Уложение и усиление крепостничества; ü попытки ограничить казацкую власть на местах. Основными требованиями были: отмена крепостного права, смена правительства, формирование казачьей армии. Предводитель Донского казачества — Степан Разин. Повстанцам удалось захватить Астрахань, где в правление сел ближайший соратник казака — Василий Ус. Следующим городом стал Царицын, который был взять в осаду. В итоге, город пал. После были захвачены Камышин, Саратов, Пенза, Самара. Одновременно с этим начинаются разногласия внутри казацкого войска. Последним на пути восставших встал город Симбирск. Взять его не удалось. В ходе военных действий Степан Разин был ранен и бежал за Дон. Там он был вызван казацкой властью, которые не были довольны нарастанием влияния Степана Разина. В Москве над народным героем состоялся суд. Степан Разин был подвергнут пыткам и казнен.
Соловецкое восстание, 1668-1676 гг. Церковная реформа Никона, а также жесткая политика правительства к церкви привели к восстанию. В течение 8 лет московские бояре за стенами Соловецкого монастыря пытались противостоять изменениям в церкви. Но правительственным войскам удалось одержать верх. Начались массовые гонения на старообрядцев.

5. Раскол в Русской православной церкви:

В период правления царя Алексея Михайловича Тишайшего произошло значительное усиление государства и укрепление авторитета верховной власти. Во многом это связано с самим характером государя, который лично вникал во все важные дела, был любознательным и просвещенным для своего времени человеком. В отличие от некоторых других русских венценосцев, Алексей Михайлович никогда не был бессмысленно жестоким, но при необходимости умел проявить силу воли и твердость характера. Будучи религиозным человеком, царь всегда живо интересовался богословскими вопросами. Более всего государя волновала проблема обрядовых расхождений между русским и греческим православием. Он стремился преодолеть эти противоречия не только из догматических, но и из политических соображений. В правление Алексея Михайловича возродилась доктрина «Москва - третий Рим», подразумевавшая право и даже обязанность московского самодержца оказывать покровительство всем православным народам. Конечной целью такой политики являлось постепенное включение единоверцев в состав Российского государства, что было невозможно без устранения обрядовых и догматических разночтений.

Вступив на престол, Алексей Михайлович собрал вокруг себя группу единомышленников - «ревнителей древнего благочестия». В этот кружок входили царский духовник Стефан Вонифатьев, окольничий Ф. М. Ртищев, ближний боярин Б. И. Морозов, протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и др.

С 1646 г. к «ревнителям» присоединился архимандрит Новоспасского монастыря Никон, в миру Никита Минов. Родился в семье мордовского крестьянина, принял постриг в Соловецком монастыре. Его отличали решительность, жесткий характер, ум и фанатичная вера. При царе Алексее Михайловиче, который тоже отличался большой религиозностью, сложился «Кружок ревнителей благочестия». Именно там зародилась идея церковной реформы. Государя поразила могучая натура провинциального подвижника, его искренняя забота о народе, нужды которого он прекрасно знал. Алексей Михайлович оставил Никона в Москве и приблизил к себе. В апреле 1652 г. умер патриарх Иосиф и патриархом стал Никон. Он лично экзаменовал кандидатов на должности священников, контролировал иконопись и книгопечатание. Основал три известнейших монастыря: Воскресенский (Новый Иерусалим) на берегу Истры, Иверский Богородицкий на Валдае и Крестный на острове Кий.

До тех пор, пока Никона поддерживал Алексей Михайлович, его положение в русской церкви было прочным. Но патриарх посягал на светскую власть, демонстрируя полную независимость от государя. Никон зашел так далеко, что присвоил себе титул «великого государя» и самостоятельно принимал решения по политическим делам, открыто говорил о превосходстве «священства» над «царством». Однако возмужавший царь не намеревался делиться властью, к тому же к концу 1650-х гг. церковные реформы были уже завершены. Своей нетерпимостью, грубостью и жесткостью, переходящей в жестокость, Никон оттолкнул от себя практически всех сторонников. Таким образом, царь преодолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти. Завершился еще один этап подчинения духовного авторитета светскому, церковь постепенно включалась в аппарат государственного управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...