Местное управление. 2. Сословная структура общества
Местное управление
Административно-территориальное устройство Московского государства сложилось в середине XVI в. Страна делилась на уезды, которые, в свою очередь, состояли из волостей и станов. С начала XVII в. уездами управляли назначенные царем чиновники - воеводы. Воеводами обычно становились служилые люди по отечеству, при этом крупные города и уезды возглавляли люди, имевшие думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне). В распоряжении воеводы находился специальный чиновничий аппарат: дьяки и подьячие. Резиденция воеводы называлась съезжей избой. В его непосредственные обязанности входило административное управление, осуществление судопроизводства и командование местными войсками. Воеводами руководили соответствующие приказы, с которыми они состояли в постоянной деловой переписке. Срок полномочий воеводы не был законодательно определен, однако чаще всего он составлял 2-3 года. Частая смена воевод должна была, по мнению правительства, предотвратить коррупцию. Но на практике взяточничество и казнокрадство процветали. Государь обычно жаловал воевод за службу поместьями, вотчинами и деньгами.
На низшем уровне существовало и самоуправление. В уездах свободное население избирало из местных дворян губных старост. В волостях и станах земские старосты были выборными из черносошных крестьян и посадских людей. Именно губные и земские старосты, помимо исполнения других обязанностей, организовывали сбор податей.
В состав Московского государства входили и регионы, имевшие полное самоуправление - казачьи области, и с 1654 г. - Украина.
2. Сословная структура общества
Среди основных социальных групп российского общества XVII в. нужно отметить, в первую очередь, многочисленное сословие служилых людей.
Служилые «по отечеству» (происхождению):
- думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу, - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки); - чины московские (жившие в столице бояре и дворяне занимали административные и военные командные должности - стольники, стряпчие); - чины городовые (провинциальное дворянство и «дети боярские» - основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличавшаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).
Служилые «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники. Они получали небольшое жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью.
К единому сословию всех служилых людей можно отнести потому, что все они получали государево жалованье (земельное или денежное), не платили налоги (тягло), и их главной обязанностью было несение государственной (военной или административной) службы.
Православное духовенство, делившееся на два чина - черное (монашествующее) и белое (приходское), так же составляло особую привилегированную социальную группу, главной обязанностью которой было «молитвенное предстояние» за государя и забота о «духовно-нравственном здоровье» народа.
Казачество сформировалось на приграничных территориях Московского государства (Дон, Яик, Урал, Западная Сибирь) в XVI в. Основную часть этого привилегированного сословия составили бежавшие от крепостной зависимости крестьяне. Казаки получали государево хлебное, зелейное (порох), оружейное и денежное жалование. За это они обязаны были охранять порубежные земли. Основным источником доходов казачества, не занимавшегося в тот период земледелием, были грабительские походы на соседние страны: Персию, Крымское ханство, Турцию. Казаки по традиции имели демократическое самоуправление (круг) и собственную администрацию (атаманы, полковники, урядники и т. д. ). Прекрасные воины, привыкшие к разбою и грабежам, не связанные никакой собственностью на средства производства, они часто выступали инициаторами социальных конфликтов (восстание И. Болотникова, бунт С. Разина, восстание Е. Пугачева).
Гости и члены гостиной и суконной сотен - привилегированные слои купечества, приближавшиеся по положению к служилым людям. Они имели привилегию выезда за границу и освобождались от большинства налогов, но привлекались государством для исполнения таких служб, как руководство таможнями и управление казенными промыслами, а также для хранения и оценки товаров и т. д.
Тяглые люди - основная масса населения, платившая налоги, включавшая почти все группы крестьянства, а также посадских людей (непривилегированных горожан). По своему социальному положению крестьяне делились на частновладельческих - живших в вотчинах и поместьях (67%), дворцовых (9%), монастырских (13%) и черносошных (государственных) (11%). Если черносошные крестьяне платили только государственные налоги, то частновладельческие и монастырские помимо этого несли повинности (барщину и оброк) в пользу своих хозяев. Среди посадских людей до 1649 г. существовала категория беломестцев. Это жители частновладельческих (белых) слобод, не платившие государственные налоги. Низшей категорией населения являлись холопы, которые не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.
- Соборное уложение 1649 г. – сборник законов Российского государств:
ü Оно было разработано комиссией во главе с боярином Н. Одоевским (+Ф Волконский, С. Прозоровский). Обсуждение – 6 месяцев. Законодательно оформлены положения и нормы за последние 3 столетия.
ü Уложение представляло собой свиток длиной 310 метров и состояло их 25 глав и 967 статей.
ü Первое российское законодательство, изданное типографским способом тиражом 2 тыс. экземпляров. Было переведено почти на все европейские языки.
ü Соборным оно называется потому, что было принято Земским собором [ крупнейший Земский собор в истории России. 340 чел. (70% - дворяне)]
ü Четвертый по счету свод законов [РП, Судебники Ивана III и Ивана IV]). Действие: до 1832 г.
Основное содержание:
«Суд о крестьянах».
Оформление крепостного права – крестьяне окончательно прикреплялись к земле и становились собственностью своего хозяина
| ü Юрьев день отменялся – любой переход крестьян к другому хозяину стал невозможен,
ü «урочные лета» отменялись – сыск беглых крестьян стал бессрочным,
ü крепостные окончательно закреплены за их владельцами; феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьян, крепостное состояние становится наследственным; за укрывательство беглых – штраф.
ü имущество крестьянина – собственность помещика,
ü помещик получает право наказывать крестьянина, который становится юридически бесправным,
ü Распространение крепостнических порядков и на черносошных, и на дворцовых крестьян. Запрет выходить из общины. Крепостное право оформлено юридически. Крестьяне – полная, наследственная и неотчуждаемая собственность помещиков.
|
«О посадских людях»
| ü посадское население оформлялось в сословие, прикреплялось к посадам и слободам (запрет перехода из одного посада в другой)
ü население посада закреплялось за определенным городом
ü ликвидировались «белые слободы», принадлежащие частным лицам и освобожденные от тягла (налогов), «белые слободы» тоже платили налоги.
|
Государственные преступления. Соборное Уложение расширяет понятие государственного преступления
| ü посягательства против царя и его семьи (критика, измена, заговор, оскорбление)
ü критика правительства,
ü преступления против церкви и патриарха.
ü наказание за государственное преступление – смертная казнь.
|
Уголовные преступления и наказания:
| ü вводилось понятие умышленных и неумышленных преступлений,
ü вводилось понятие соучастия,
ü увеличивалось наказание за рецидив,
ü различали такие уголовные преступления как грабеж, разбой и татьба (воровство),
ü основные уголовные наказания: смертная казнь, членовредительственные наказания, битье кнутом, денежные штрафы, конфискация имущества
ü имели место и церковные наказания: отлучение от церкви, покаяние и др.
|
Статьи, регламентирующие несение различных служб, выкупа пленных, таможенную политику, положение категорий населения.
|
Статьи о землевладении: сближение поместья и вотчины, ограничение церковного землевладения.
|
|
ВЫВОД: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское – к городам. Усиление власти монарха Þ путь к установлению абсолютизма. СУ принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.
- Народные восстания (XVII век- «бунташный»):
Название
| Год, место
| Участники
| Причины
| Результаты
|
Соляной бунт
| 1648 Москва, Воронеж, Курск
| Горожане, стрельцы, крестьяне
| Рост налогов, введение налога на соль, сокращение жалования
| Удовлетворение правительством требований восставших
|
Хлебный бунт
| 1650 Новгород, Псков
| Городская беднота
| Повышение цен на хлеб
| Подавлено
|
Медный бунт
| 1662 Москва
| Посадские люди
| Чеканка медных денег по цене серебряных – обесценивание
| Подавление, но и прекращение чеканки медных монет
|
Восстание С. Т. Разина
| 1670-1671 Дон, Поволжье
| Донское казачество, беглые крестьяне, посадские, холопы
| Недовольство государственными порядками со стороны казаков, беглых крестьян, посадских
| Подавление
|
Соловецкое восстание
| 1668-1676 Соловецкий м-рь
| Монахи, крестьяне, разинцы
| Церковные реформы Никона, жесткость реформ, раскол
| Подавление, противостояние между никонианами и старообрядцами.
|
Названия и годы бунтов и восстаний
| Основные события
|
Соляной бунт, 1648 год
| После Смутного времени государственная казна требовала пополнения. Экономика в России была пока слабой. В связи с этим, в 1648 году по приказу царя был в несколько раз увеличен налог на соль. Из-за высоких цен крестьяне не смогли покупать ее нужном количестве. А так как это был основной продукт для консервирования, то запасы быстро портились.
Народное недовольство превратилось в бунт.
Крестьяне отправились с челобитной к Алексею Михайловичу, но были остановлены стрельцами. После этого толпа начала крушить все на своем пути. Были разгромлены и подожжены многие боярские дома. Видя все это царь пошел на уступки и отдал на растерзание толпы несколько бояр.
Налог на соль был отменен.
Как следствие, в 1649 году был принято Соборное Уложение, по которому оформилось окончательное закрепощение крестьян и были ликвидированы “белые” слободы.
|
Хлебный бунт 1650 год
Новгород, Псков
| Главная причина – отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, что грозило голодом;
Основные участники – митрополичий приказной Иван Жеглов и сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица, которые являлись предводителями восставших в Новгороде; площадный подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Коза и Иов Копыто в Пскове.
Волнения начались в Пскове, а через две недели перекатились в Новгород. Однако среди предводителей восстания появились сомнения, они не сумели организовать оборону городов и продолжали надеяться на приезд и помощь царя Алексея Михайловича.
В результате бунт был подавлен, а его зачинщики казнены.
|
Медный бунт, 1662 г.
| Активная внешняя политика изрядно опустошила казну. Требовалась денежная реформа, которая была проведена в 1657 году. В оборот были введены медные деньги, которые приравнивались серебряному рублю.
В 1662 году по приказу Алексея Михайловича налоги стали собираться серебряными деньгами. Постепенно началось сильное обесценивание медных денег. На черном рынке рубли обменивались в соотношении 1/7.
Подобное положение дел вызвало очередное народное восстание.
Летом 1662 года огромная толпа собралась на Стретенке, чтобы отправиться к царю и потребовать уменьшить боярский произвол.
Лидером выступил Кузьма Нагаев, под его руководством народная масса вышла к Красной площади. Восстание стремительно набирало обороты, и уже через пару часов весь город был охвачен бунтом.
После погрома в Москве народ отправился в Коломенское, где в это время был царь.
Но Алексей Михайлович не пожелал пойти на уступки и вызвал стрельцов. В течение нескольких часов восстание было подавлено с применением оружия. 12 человек были казнены, около 7 тысяч арестованы. Чеканка медных монет была отменена.
|
Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.
| Причиной первой Крестьянской войны стали:
ü Соборное Уложение и усиление крепостничества;
ü попытки ограничить казацкую власть на местах.
Основными требованиями были: отмена крепостного права, смена правительства, формирование казачьей армии.
Предводитель Донского казачества — Степан Разин. Повстанцам удалось захватить Астрахань, где в правление сел ближайший соратник казака — Василий Ус.
Следующим городом стал Царицын, который был взять в осаду. В итоге, город пал. После были захвачены Камышин, Саратов, Пенза, Самара. Одновременно с этим начинаются разногласия внутри казацкого войска.
Последним на пути восставших встал город Симбирск. Взять его не удалось. В ходе военных действий Степан Разин был ранен и бежал за Дон. Там он был вызван казацкой властью, которые не были довольны нарастанием влияния Степана Разина.
В Москве над народным героем состоялся суд. Степан Разин был подвергнут пыткам и казнен.
|
Соловецкое восстание, 1668-1676 гг.
| Церковная реформа Никона, а также жесткая политика правительства к церкви привели к восстанию. В течение 8 лет московские бояре за стенами Соловецкого монастыря пытались противостоять изменениям в церкви. Но правительственным войскам удалось одержать верх. Начались массовые гонения на старообрядцев.
|
5. Раскол в Русской православной церкви:
В период правления царя Алексея Михайловича Тишайшего произошло значительное усиление государства и укрепление авторитета верховной власти. Во многом это связано с самим характером государя, который лично вникал во все важные дела, был любознательным и просвещенным для своего времени человеком. В отличие от некоторых других русских венценосцев, Алексей Михайлович никогда не был бессмысленно жестоким, но при необходимости умел проявить силу воли и твердость характера. Будучи религиозным человеком, царь всегда живо интересовался богословскими вопросами. Более всего государя волновала проблема обрядовых расхождений между русским и греческим православием. Он стремился преодолеть эти противоречия не только из догматических, но и из политических соображений. В правление Алексея Михайловича возродилась доктрина «Москва - третий Рим», подразумевавшая право и даже обязанность московского самодержца оказывать покровительство всем православным народам. Конечной целью такой политики являлось постепенное включение единоверцев в состав Российского государства, что было невозможно без устранения обрядовых и догматических разночтений.
Вступив на престол, Алексей Михайлович собрал вокруг себя группу единомышленников - «ревнителей древнего благочестия». В этот кружок входили царский духовник Стефан Вонифатьев, окольничий Ф. М. Ртищев, ближний боярин Б. И. Морозов, протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и др.
С 1646 г. к «ревнителям» присоединился архимандрит Новоспасского монастыря Никон, в миру Никита Минов. Родился в семье мордовского крестьянина, принял постриг в Соловецком монастыре. Его отличали решительность, жесткий характер, ум и фанатичная вера. При царе Алексее Михайловиче, который тоже отличался большой религиозностью, сложился «Кружок ревнителей благочестия». Именно там зародилась идея церковной реформы. Государя поразила могучая натура провинциального подвижника, его искренняя забота о народе, нужды которого он прекрасно знал. Алексей Михайлович оставил Никона в Москве и приблизил к себе. В апреле 1652 г. умер патриарх Иосиф и патриархом стал Никон. Он лично экзаменовал кандидатов на должности священников, контролировал иконопись и книгопечатание. Основал три известнейших монастыря: Воскресенский (Новый Иерусалим) на берегу Истры, Иверский Богородицкий на Валдае и Крестный на острове Кий.
До тех пор, пока Никона поддерживал Алексей Михайлович, его положение в русской церкви было прочным. Но патриарх посягал на светскую власть, демонстрируя полную независимость от государя. Никон зашел так далеко, что присвоил себе титул «великого государя» и самостоятельно принимал решения по политическим делам, открыто говорил о превосходстве «священства» над «царством». Однако возмужавший царь не намеревался делиться властью, к тому же к концу 1650-х гг. церковные реформы были уже завершены. Своей нетерпимостью, грубостью и жесткостью, переходящей в жестокость, Никон оттолкнул от себя практически всех сторонников. Таким образом, царь преодолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти. Завершился еще один этап подчинения духовного авторитета светскому, церковь постепенно включалась в аппарат государственного управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: