Местное управление. 2. Сословная структура общества
Местное управление Административно-территориальное устройство Московского государства сложилось в середине XVI в. Страна делилась на уезды, которые, в свою очередь, состояли из волостей и станов. С начала XVII в. уездами управляли назначенные царем чиновники - воеводы. Воеводами обычно становились служилые люди по отечеству, при этом крупные города и уезды возглавляли люди, имевшие думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне). В распоряжении воеводы находился специальный чиновничий аппарат: дьяки и подьячие. Резиденция воеводы называлась съезжей избой. В его непосредственные обязанности входило административное управление, осуществление судопроизводства и командование местными войсками. Воеводами руководили соответствующие приказы, с которыми они состояли в постоянной деловой переписке. Срок полномочий воеводы не был законодательно определен, однако чаще всего он составлял 2-3 года. Частая смена воевод должна была, по мнению правительства, предотвратить коррупцию. Но на практике взяточничество и казнокрадство процветали. Государь обычно жаловал воевод за службу поместьями, вотчинами и деньгами. На низшем уровне существовало и самоуправление. В уездах свободное население избирало из местных дворян губных старост. В волостях и станах земские старосты были выборными из черносошных крестьян и посадских людей. Именно губные и земские старосты, помимо исполнения других обязанностей, организовывали сбор податей. В состав Московского государства входили и регионы, имевшие полное самоуправление - казачьи области, и с 1654 г. - Украина. 2. Сословная структура общества Среди основных социальных групп российского общества XVII в. нужно отметить, в первую очередь, многочисленное сословие служилых людей.
Служилые «по отечеству» (происхождению): - думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу, - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки); - чины московские (жившие в столице бояре и дворяне занимали административные и военные командные должности - стольники, стряпчие); - чины городовые (провинциальное дворянство и «дети боярские» - основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличавшаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства). Служилые «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники. Они получали небольшое жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. К единому сословию всех служилых людей можно отнести потому, что все они получали государево жалованье (земельное или денежное), не платили налоги (тягло), и их главной обязанностью было несение государственной (военной или административной) службы. Православное духовенство, делившееся на два чина - черное (монашествующее) и белое (приходское), так же составляло особую привилегированную социальную группу, главной обязанностью которой было «молитвенное предстояние» за государя и забота о «духовно-нравственном здоровье» народа. Казачество сформировалось на приграничных территориях Московского государства (Дон, Яик, Урал, Западная Сибирь) в XVI в. Основную часть этого привилегированного сословия составили бежавшие от крепостной зависимости крестьяне. Казаки получали государево хлебное, зелейное (порох), оружейное и денежное жалование. За это они обязаны были охранять порубежные земли. Основным источником доходов казачества, не занимавшегося в тот период земледелием, были грабительские походы на соседние страны: Персию, Крымское ханство, Турцию. Казаки по традиции имели демократическое самоуправление (круг) и собственную администрацию (атаманы, полковники, урядники и т. д. ). Прекрасные воины, привыкшие к разбою и грабежам, не связанные никакой собственностью на средства производства, они часто выступали инициаторами социальных конфликтов (восстание И. Болотникова, бунт С. Разина, восстание Е. Пугачева).
Гости и члены гостиной и суконной сотен - привилегированные слои купечества, приближавшиеся по положению к служилым людям. Они имели привилегию выезда за границу и освобождались от большинства налогов, но привлекались государством для исполнения таких служб, как руководство таможнями и управление казенными промыслами, а также для хранения и оценки товаров и т. д. Тяглые люди - основная масса населения, платившая налоги, включавшая почти все группы крестьянства, а также посадских людей (непривилегированных горожан). По своему социальному положению крестьяне делились на частновладельческих - живших в вотчинах и поместьях (67%), дворцовых (9%), монастырских (13%) и черносошных (государственных) (11%). Если черносошные крестьяне платили только государственные налоги, то частновладельческие и монастырские помимо этого несли повинности (барщину и оброк) в пользу своих хозяев. Среди посадских людей до 1649 г. существовала категория беломестцев. Это жители частновладельческих (белых) слобод, не платившие государственные налоги. Низшей категорией населения являлись холопы, которые не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.
ü Оно было разработано комиссией во главе с боярином Н. Одоевским (+Ф Волконский, С. Прозоровский). Обсуждение – 6 месяцев. Законодательно оформлены положения и нормы за последние 3 столетия. ü Уложение представляло собой свиток длиной 310 метров и состояло их 25 глав и 967 статей. ü Первое российское законодательство, изданное типографским способом тиражом 2 тыс. экземпляров. Было переведено почти на все европейские языки.
ü Соборным оно называется потому, что было принято Земским собором [ крупнейший Земский собор в истории России. 340 чел. (70% - дворяне)] ü Четвертый по счету свод законов [РП, Судебники Ивана III и Ивана IV]). Действие: до 1832 г. Основное содержание:
ВЫВОД: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское – к городам. Усиление власти монарха Þ путь к установлению абсолютизма. СУ принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.
5. Раскол в Русской православной церкви:
В период правления царя Алексея Михайловича Тишайшего произошло значительное усиление государства и укрепление авторитета верховной власти. Во многом это связано с самим характером государя, который лично вникал во все важные дела, был любознательным и просвещенным для своего времени человеком. В отличие от некоторых других русских венценосцев, Алексей Михайлович никогда не был бессмысленно жестоким, но при необходимости умел проявить силу воли и твердость характера. Будучи религиозным человеком, царь всегда живо интересовался богословскими вопросами. Более всего государя волновала проблема обрядовых расхождений между русским и греческим православием. Он стремился преодолеть эти противоречия не только из догматических, но и из политических соображений. В правление Алексея Михайловича возродилась доктрина «Москва - третий Рим», подразумевавшая право и даже обязанность московского самодержца оказывать покровительство всем православным народам. Конечной целью такой политики являлось постепенное включение единоверцев в состав Российского государства, что было невозможно без устранения обрядовых и догматических разночтений. Вступив на престол, Алексей Михайлович собрал вокруг себя группу единомышленников - «ревнителей древнего благочестия». В этот кружок входили царский духовник Стефан Вонифатьев, окольничий Ф. М. Ртищев, ближний боярин Б. И. Морозов, протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и др. С 1646 г. к «ревнителям» присоединился архимандрит Новоспасского монастыря Никон, в миру Никита Минов. Родился в семье мордовского крестьянина, принял постриг в Соловецком монастыре. Его отличали решительность, жесткий характер, ум и фанатичная вера. При царе Алексее Михайловиче, который тоже отличался большой религиозностью, сложился «Кружок ревнителей благочестия». Именно там зародилась идея церковной реформы. Государя поразила могучая натура провинциального подвижника, его искренняя забота о народе, нужды которого он прекрасно знал. Алексей Михайлович оставил Никона в Москве и приблизил к себе. В апреле 1652 г. умер патриарх Иосиф и патриархом стал Никон. Он лично экзаменовал кандидатов на должности священников, контролировал иконопись и книгопечатание. Основал три известнейших монастыря: Воскресенский (Новый Иерусалим) на берегу Истры, Иверский Богородицкий на Валдае и Крестный на острове Кий. До тех пор, пока Никона поддерживал Алексей Михайлович, его положение в русской церкви было прочным. Но патриарх посягал на светскую власть, демонстрируя полную независимость от государя. Никон зашел так далеко, что присвоил себе титул «великого государя» и самостоятельно принимал решения по политическим делам, открыто говорил о превосходстве «священства» над «царством». Однако возмужавший царь не намеревался делиться властью, к тому же к концу 1650-х гг. церковные реформы были уже завершены. Своей нетерпимостью, грубостью и жесткостью, переходящей в жестокость, Никон оттолкнул от себя практически всех сторонников. Таким образом, царь преодолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти. Завершился еще один этап подчинения духовного авторитета светскому, церковь постепенно включалась в аппарат государственного управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|