Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы русской церкви в середине XVII в.




Причины проведения реформы:

1) претензии государства на роль «третьего Рима» - центра православия;                                                                                                            2 ) образование единого русского государства требовало, чтобы русская православная церковь соответствовала этому статусу,                                                                                                                                                                                                      3) попытки усиления влияния церкви на государство;                                                                                                              4) ошибки и искажения в церковной литературе в связи с рукописным характером книг;                                                                     5) после принятия в состав России украинских земель, усиление связей с южнославянскими народами требовало единообразия церковных книг и ритуалов.

Сторонники реформ Противники реформ
Патриарх Никон Протопоп Аввакум
▪ Исправление богослужебных книг и икон по греческим образцам ▪ Троеперстие ▪ Поясной поклон ▪ Крестный ход по солнцу ▪ Длинные, старые ритуалы, обряды ▪ Исправление богослужебных книг и икон по древнерусским образцам ▪ Двоеперстие ▪ Земной поклон ▪ Крестный ход против солнца  ▪ Укороченные ритуалы

1653-1658 – церковная реформа патриарха Никона

Весной 1654 г. был созван Церковный собор, который одобрил нововведения, предложенные Никоном:                                                                                                                                                                                          1) Считать каноническими изменения, внесенные в русские богослужебные книги «правщиками» (Е. Славинецким, А. Греком и др. ). К примеру, заменить имя «Исус» на «Иисус».                                                                                                          2) Повторять при молитве «Аллилуйя» трижды, а не дважды, как раньше.                                                                                                             3) Ходить во время богослужения священник должен против часовой стрелки («противусолонь»), а не наоборот, как было прежде.                                                                                                                                                                                                  4) Запретить иконы, написанные в западноевропейской натуралистической манере и почитать только те, которые созданы по византийскому канону.                                                                                                                                                                  5) Обязать священников читать прихожанам проповеди собственного сочинения.

Реформаторская деятельность патриарха Никона вызвала неоднозначную реакцию в русском обществе. Часть духовенства и мирян восприняли ее как поругание древнего благочестия и начали сопротивление «никонианской ереси». Противники церковной реформы - старообрядцы - прятали «неправильные» богослужебные книги и иконы. Свет­ские и духовные власти преследовали их, называли их раскольниками, а сами они говорили про себя «староверы» или «старообрядцы».

Логика сторонников старых обрядов была проста. Принятие реформы, по их мнению, означало фактический отказ от веры отцов и дедов. Выходило, что митрополиты Петр и Филипп, Сергий Радонежский, Андрей Рублев и др. исповедовали неправильное, «ущербное» православие.

Реформа проводилась жестокими методами: сжигались богослужебные книги, соскабливались старинные иконы, отстранялись от должностей сторонники старинных обрядов, изменялось написание слов (Иисус)

 

Началось массовое сопротивление церковной реформе: сначала со стороны священников, затем – широких народных масс


Старообрядчество

От гонений они бежали в леса, объединялись в общины, основывали скиты.

Формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооружённого сопротивления царским воево­дам. Неприятие иноземного, нового, светского.

Раскольники запирались в церквях и сжигали себя заживо. Только за 20 лет (1675-1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

Произошел раскол Русской православной церкви.

Никону проведенной реформы оказалось мало. Он считал, что церковь стоит выше государства. Он хотел иметь власть большую, чем та, которой обладал царь. Терпение «тишайшего» царя было не безграничным. Претензии Никона привели к ссоре с Алексеем Михайловичем. В 1658 г. патриарх покинул Москву, однако царь не стал умолять его вернуться. В 1660 г., а затем в 1666-1667 гг. Алексей Михайлович созывал церковные соборы (второй - с участием вселенских патриархов), выступившие в защиту царской власти. Никон был лишен сана и заточен в Ферапонтове монастыре. Затем его перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где бывший патриарх умер в 1681 г.

Старообрядцы не расходились с официальной церковью ни в одном догмате. Поэтому они были раскольниками, но не еретиками. Церковный собор 1666-67 гг. предал раскольников проклятию (анафеме). Старообрядцы не признавали официальную православную церковь. Раскол не преодолен до сих пор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...