Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм государства и его структура

  Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивая руководство обществом. Все государственные организации связаны между собой, каждая из них выполняет определенные задачи, является приводным ремнем общего механизма, в котором они действую согласованно, в единой системе. Механизм государства внутренне един. Это значит, что все его части подчиняются целому, выразителем которых выступают законодательные, исполнительные и судебные органы. Разделение полномочий происходит в рамках единой государственной власти и организационно закрепляется в их компетенции. Каждый государственный орган, как структурно обособленное звено, обладает следующими основными функциями:

1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности

2. Наделен властными полномочиями, чем отличается от государственных учреждений и предприятий

3. Имеет определенную компетенцию

4. Характеризуется определенной структурой

5. Имеет территориальный масштаб деятельности.

1.4. Новые тенденции в развитии современных государств Политическая система не застывшее образование. Она постоянно развивается, соответственно совершенствуется и государство как политический институт. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Рассмотрим основные.Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, следует считать их стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис нашёл отражение в конституциях многих стран.Например, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Конституция РФ провозглашает нашу страну демократическим правовым и федеративным государством с республиканской формой правления. Современное демократическое государство мыслится в первую очередь как правовое. Современная модель правового государства вобрала в себя как опыт прошлого, так и достижения последних лет в части принципов демократии, прав человека и правового государства.

Правовое государство характеризуется:

· Верховенством права, в обществе господствует закон;

· Наличием и реализацией в обществе максимального объёма прав и свобод граждан (в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека);

· Разделением властей и их взаимодействием через систему сдержек и противовесов;

· Взаимной ответственностью государства и гражданина, когда оба они в равной степени несут ответственность за соблюдение законов;

· Законопослушанием граждан и их правовым сознанием и культурой;

· Действием в обществе демократических принципов и процедур. Важнейшим является принцип - «разрешено всё, что не запрещено законом».

Важнейшей тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идёт на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как попытка вмешательства в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем требует определённого разумного самоограничения суверенитета. Например, контроль одного государства за ходом мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на атомной станции в соседней стране не должен расцениваться как вмешательство в её внутренние дела.

В развитии современного государства прослеживается также тенденция децентрализации государственной власти.  Такое перераспределение функций органов государственной власти должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлечённости граждан в управленческий процесс, в процесс понятия политических и социально-экономических решений.

Важнейшими тенденциями в развитии современного государства выступают, с одной стороны, тенденция к интеграции экономической и политической жизни, а с другой - тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское экономическое сообщество. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента и единых контролирующих органов. Функционирование этих институтов свидетельствует о более тесной политической интеграции стран Западной Европы. Одновременно с процессом интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения автономий из унитарных государств, предоставление им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

В принципе стремление к самостоятельности и обособлению можно было бы оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Только Европа переживает более 150 этнических конфликтов, которые, естественно, подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому многие политологи говорят о необходимости определённых пределов дробления государств на базе национально-политических движений. Многие национальные проблемы можно разрешить в рамках расширения прав автономий и передачи им полномочий от центральных органов государственной власти.

Важная тенденция в развитии современного государства - стремление иметь национальную идею, объединяющую общество. Идеологическая опора особенно необходима сейчас для России. В условия многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие такой идеи способствовало бы укреплению стабильности государства.

Предпосылкой формирования правового государства является наличие гражданского общества, под которым понимается определенный уровень развития общественных отношений, обеспечивающий достаточную степень индивидов от излишнего вмешательства государства экономическую, социальную и духовную жизнь. Ещё одна тенденция в развитии современного государства связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.


  Тема 2. Понятие, признаки, функции и источники права

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...