Государственное устройство Российской Федерации
Конституция России закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции так и называется “Федеративное устройство”. Конституция закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу российского государства. Во-первых, частями, субъектами российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства — республики (всего их 22); государственно-территориальные образования (края — 6, области — 49, города федерального значения — 3; национально-государственные образования (1 автономная область и 10 автономных округов). Во-вторых, законодательную систему России составляют Конституция РФ и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов РФ, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов. В-третьих, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов. В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент — Федеральное Собрание, одна из палат которого — Совет Федерации — представляет интересы всех субъектов РФ и имеет в своем составе всех их представителей. Становление России как федеративного государства связано прежде всего с признанием в качестве субъектов Федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориальных образований (край, область, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург). Тем самым национальный принцип федерации был дополнен территориальным. Теперь территория России состоит только из территории ее субъектов.
Существенно расширились полномочия субъектов Федерации. Это относится не только к краям, областям, городам федерального значения, но и автономной области и автономным округам, которые получили право иметь свое законодательство, устанавливать внешнеэкономические связи, совместно с федеральными органами решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Конституция установила важный принцип равноправия субъектов Федерации. Все они между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Важнейшей чертой российского государства является суверенитет. Он означает верховенство и самостоятельность российского государства во внутренних делах, и его независимость в международных отношениях. Суверенитет как признак российской государственности закреплен в ст. 4 Конституции. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию, при этом Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на территории России. Государственный суверенитет России является средством, инструментом реализации суверенитета российского народа, закрепленного в ст. 4 Конституции РФ. Государственный суверенитет России реализуется в ее суверенных правах, которые составляют основное содержание конституционного статуса российского государства. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. Российская Федерация как суверенное государство имеет право на свою территорию. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В силу своего суверенитета Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).
Будучи суверенным государством, Россия является полноценным субъектом международного права. Она вправе заключать международные договоры и соглашения, обмениваться дипломатическими представительствами с другими странами, вступать в между народные союзы, принимать участие в деятельности международных организаций. Российская Федерация имеет федеральную собственность, объектами которой являются земля и другие природные ресурсы, осуществляет управление ею, формулирует федеральную политику и реализует федеральные программы в области экономического развития. С этим правом связана и возможность федерации устанавливать правовые основы единого рынка, осуществлять финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, принимать федеральный бюджет, устанавливать федеральные налоги и сборы. Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средство защиты национальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостности. Республики и иные субъекты в составе Российской Федерации не могут иметь твоих вооруженных сил либо каких-то иных воинских формирований. Одним из конституционных прав России как суверенного государства является возможность устанавливать единый государственный язык (ст. 68 Конституции). Вместе с тем наше государство гарантируется всем его народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Кроме того, республики имеют возможность устанавливать свои государственные языки. Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации являются символы ее государственного суверенитета: государственные флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется федеральным законом).
Перечисленные выше суверенные права России не только составляют ее конституционный статус, но и определяют содержание компетенции. Конституция в статье 71 закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые, нося общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства. Статья 72 Конституции России устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конституциями республик и уставами иных субъектов Федерации. В настоящее время все субъекты Федерации обладают законодательной, исполнительной и судебной властью, управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их территории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ведении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на основе федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|