Создание и развитие советских Конституций
Конституция 1918 г. - это юридическая база текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Историческая обстановка, сложившаяся в то время, требовала создания новых конституционных законов, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Однако, основные принципы конституции оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже. На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 года на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей. Она закрепляла общественные правоотношения, общественный и государственный строй, которые сложились в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью Советской Конституции являлось провозглашение и определенных программных положений. Конституция не только фиксировала уже завоеванное, но и указала некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, деление общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8). Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата».Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.
Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства. В третьем разделе о пределялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который созывался не реже двух раз в год ВЦИК Советов. При этом выборы Всероссийского съезда осуществлялись местными (уездными, волостными, областными) и губернскими съездами Советов на основе квот, а от участия в выборах было отстранено большое число социальных групп населения. В Конституции, в частности, было указано, что не избирают и не могут быть избранными: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов». Съезд мог рассматривать любые вопросы. Он имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.
В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях - от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов. Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику - герб и флаг РСФСР. Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии. Характерной особенностью законотворческого процесса являлосьучастие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так В декабре 1922 года I съезд Советов СССР оформил добровольное объединение четырех суверенных советских республик в одно союзное многонациональное социалистическое государство, утвердив Декларацию и Договор об образовании государства - СССР подписали: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из них уже имела свою конституцию, съезд принял решение о разработке общесоюзной. В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР.
В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципыобъединения республик (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства (здесь были изложены сугубо политические, но не юридические аспекты). Договор об образовании СССР включал 11 глав (72 статьи): О предметах ведения верховных органов власти СССР; О суверенных правах союзных республик и о едином союзном гражданстве; О порядке формирования и властных функциях Съезда советов СССР (высшего органа власти в стране); О полномочиях ЦИК и Президиума ЦИК СССР (высшего законодательного, исполнительного и распорядительного органа власти); О составе и полномочиях народных комиссаров СССР и их Совете; О порядке формирования и полномочиях Верховного суда СССР; Об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ); О структуре органов власти в союзных республиках; О гербе, флаге и столице СССР. Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине Главный смысл этой первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, - закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Следующей стала Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года. В ней записано, что «Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом».
Новая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года. на седьмой внеочередной сессии Верховного Совета СССР. Конституция установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введен в законодательный оборот термин «политическая система», зафиксировано право общественных организаций участвовать в управлении государственными и общественными делами. Конституция СССР 1977 года, как и прежние советские конституции, ставила интересы общества выше интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на соответствующем ему месте после основ общественного строя и политики, а содержание этого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед. По сравнению с гл. X Конституции СССР 1936 года об основных правах и обязанностях граждан, состоящей из 16 статей, раздел «Государство и личность» Основного Закона СССР 1977 г. включал в себя две главы и 37 статей. Развитие статуса личности в нем шло по четырем основным направлениям: во-первых, расширялись права и свободы, зафиксированные ранее; во-вторых, вводились многие новые права и свободы; в-третьих, укреплялась взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностями; в-четвертых, одновременно с расширением прав и свобод, предусматривалось усиление их политических, экономических и в особенности юридических гарантий. В 1988 году на XIX партконференции КПСС был сделан вывод о глубокой деформации политикой системы общества и о необходимости ее устранения. Условием и следствием намеченных преобразований являлась глобальная реформа правовой системы. На основе этих решений была принята новая редакция Конституции. Причем это была именно новая редакция, а не новая Конституция. Были внесены существенные изменения в избирательную систему и систему представительных органов. Но по своей сущности - по принадлежности власти и форме государства - Конституция оставалась прежней. Новая редакция лишь создавала механизм для реализации главного положения Основного Закона - действительного расширения социальной базы власти. С момента ее принятия кандидаты в депутаты стали выдвигаться не только трудовыми коллективами, что характеризовало государство трудящихся.
С целью корректировки порочной избирательной практики (не законодательства, а именно практики) вводились обязательные альтернативные выборы. Именно с этого времени начинается коренной перелом в развитии конституционного законодательства. 3.3. Конституционные реформы в СССР и РСФСР конца 1980-х - начала 1990-х годов Особой чертой развития конституционного законодательства в эти годы являлась перманентная конституционная реформа. 14 марта 1990г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»31. Президент становился главой государства. Избрание первого (и последнего) Президента СССР произошло на Съезде народных депутатов СССР. Республики скопировали и само нововведение и его эволюцию, и в первую очередь РСФСР. Пост Президента РСФСР был учрежден Всероссийским референдумом 17 марта 1991 г., на котором 69,85% избирателей высказались за его введение. В итоге учреждение поста Президента внесло чудовищную путаницу в функционирование стройной и отлаженной системы государственных органов, в иерархию нормативных актов и привело ко многим не просто негативным, но трагическим последствиям для страны и ее государственности. В итоге II Съезд народных депутатов пришел к выводу о нецелесообразности поспешной корректировки главы Конституции об экономической системе до принятия Закона о собственности в СССР. Однако он уполномочил Верховный Совет разработать и принять такой закон. Верховный Совет поручение выполнил. Закон «О собственности в СССР» был принят 6 марта 1990 года, а уже 14-го числа того же месяца на его основе были внесены изменения в Основной Закон страны. Из Конституции было исключено положение, согласно которому основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной. Главной становилась собственность граждан, с серьезным расширением ее объектов, включая средства производства. Таким образом, под видом реформирования социализма постепенно создавались экономические предпосылки для возрождения предпринимательства. Еще одной конституционной новеллой весны 1990г. стало изменение ст. 6 Основного Закона СССР - она стала «многопартийной». Причины и порядок принятия Конституции РФ 1993 года. 15 октября 1993г., игнорируя мировую практику проведения конституционных референдумов, Президент Российской Федерации издал Указ о вынесении текста проекта новой Конституции на всенародное голосование и как приложение к нему утвердил специальные одноразовые правила проведения данного конкретного референдума, хотя в стране действовал и никем не был ни отменен, ни приостановлен Закон «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года. Причем, текст проекта Конституции, вынесенной на референдум Указом от 15 октября, был опубликован для всеобщего ознакомления только 10 ноября и не прошел даже самой элементарной критики электората.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|