Становление и развитие конституционного права в России
Предыстория конституции в России начинается в первые годы Х1Х века. Либеральные конституционные идеи добивались либерализации в борьбе с доктриной самодержавия. Либерально-правовая мысль России исходила из того, что конституция - учредительный закон, устанавливающий основные начала устройства России как государства. Однако, передовые идеи конституционных изменений в России того времени остались неосуществимыми, так как не имели ни социальных, ни экономических, ни политических предпосылок. Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России являлось реализация конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который создал Государственную Думу - первый российский парламент с совещательными функциями, и объявил избирательные права русских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” имел еще большее значение. Объявлялись неотделимые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года создал в России правительственный орган - Совет Министров. Имеют большое значение “ Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года, которые устанавливали государственное устройство Российской империи, государственный язык, существование верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и многое др. Были убраны из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В последней редакции появилась статья об объеме царской власти, и вместо этой статьи появилось следующее: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть...». Но функции монарха так и остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», император подписывал законы, назначал и увольнял высших сановников, занимался руководством внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», имел исключительное право чеканки монеты, от имени монарха объявлялась война, и заключался мир, осуществлялось судопроизводство. Объявлялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». В случае, когда законопроекты, не утверждались двумя палатами, то они являлись отклоненными. Законопроекты. отклоненные одной из палат, можно было выносить на рассмотрение только императору. Законопроекты, неутвержденные императором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии
В период прекращения работы Государственной Думы, если чрезвычайные ситуации приведут к необходимости в такой мере, при которой требуется обсуждение в законодательном порядке, Совет Министров ставит в известность о ней Государю Императору лично. Мера эта не может, как известно, что-либо менять ни в Основные Государственные Законы, ни в Учреждение Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры заканчивается тогда, когда подлежащий министру или Главноуправляющему отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после начала занятий Думы соответствующий мере законопроект, или этот закон не утвердят Государственная Дума или Государственный Совет».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основные государственные законы лежали в основе новой политической системы, в последующем названной третьеиюньской монархией. Сами Основные законы наделялись особой юридической силой. Для изменения основных законов утверждался особый порядок, законы могли быть изменены только по решению императора, в текст законов никто не мог внести изменения в чрезвычайных ситуациях. В законах были утверждены основы правового положения русских, устанавливали порядок образования, построения и работы государственных органов, являлись базой для законодательства в России. Как известно, основные государственные законы 1906 г. представляли собой конституцию. Государственный Совет - это государственный орган, обсуждавший законодательные предположения, которые исходили от верховной самодержавной власти по силе Основных Государственных Законов. Государственный Совет имел специальные Департаменты и Особые Присутствия для рассмотрения особых дел. Государственного совет стал второй палатой российского парламента, Дума превратилась в первую палату парламента. Так же по указу «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февр. 1906 г. изменились правила формирования Государственного совета. Если ранее в государственный совет члены назначались императором, то по новому Закону Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. В указ входило 5 категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства, избираемые от Академии наук и университетов, выборные от промышленности и торговли, выборные от каждого губернского земского собрания, выборные от дворянских обществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|