4. Воспитание у школьников привязанности к семье
4. ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИВЯЗАННОСТИ К СЕМЬЕ В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьников с их родителями. Учителя знают, что какой бы ученик ни был трудный, к его сердцу можно найти ключик только при условии, если у ребенка имеется жалость, сострадание к матери или отцу. Из ребенка, лишенного привязанности к матери, не получится настоящего человека. Самый тяжелый ребенок, страдающий психопатоподобными расстройствами, ради матери будет стремиться сдерживать себя, стараться загладить совершенные проступки. Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, поддерживать, усиливать чувство привязанности школьников к семье. Для этого следует постоянно вести кропотливую работу с семьей, стимулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу. Родители не всегда могут объяснить своим детям те трудности, которые они переживают: плохие жилищные условия, отсутствие денег даже на необходимые вещи, инвалидность одного из родителей, уход отца из семьи, в которой осталось несколько маленьких Детей. Учи- 344 Раздел четвертый тель обязан, и не однажды, побеседовать со школьником, разъяснить, как трудно родителям наладить жизнь детей. Таким образом, как бы оправдывая родителей и не заставляя краснеть за них, учитель поручает ученику их опекать, учит снисходительно относиться к их недостаткам. Учащиеся старших классов — часто более грамотные, воспитанные, чем их родители, и задача школы подсказать учащимся, как относиться к родителям, как попытаться изменить их жизнь, поведение к лучшему.
■ 5- О КОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ Родители умственно отсталых детей не всегда достаточно правильно и ответственно выполняют свои обязанности. Одни родители считают, что их ребенок болен, поэтому нуждается в постоянной опеке. Ребенка освобождают от домашних обязанностей, его обувают, одевают, кормят. Уже будучи школьником, он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Родители сужают окружающий его мир и тем самым задерживают его развитие. В таком случае следует срочно изменить статус ученика в семье. Он должен учиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоминания совершать туалет, убирать за собой постель, мыть посуду, знать, когда нужно утром вставать, чтобы не опоздать в школу, когда ложиться спать, когда менять белье, принимать ванну и т. д. У ребенка необходимо воспитать привычку быстро выполнять практические дела. Родители должны уделять внимание физической закалке ребенка, занятиям спортом, заниматься с ним изготовлением поделок, требующих мелких, точных движений, поручать работу, связанную с напряжением физических сил (пиление дров, вскапывание грядок). Учителю следует приложить все усилия, чтобы доказать родителям вред чрезмерной опеки, представить им всю губительность подобного отношения к ребенку. В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно отсталого ребенка, попросту не видят их. К школьнику предъявляются требования, не адекватные его возможностям, могут даже наказывать за то, что он не сообразил, не запомнил, поступил неправильно. Непосильные требования, наказания могут сломать ребенка, он будет расти озлобленным, агрессивным, у него появится стремление выместить обиды на слабом товарище.
В иной семье мама иногда никак не может примириться с тем, что ребенок плохо читает, не понимает прочитанное, не усваивает матери- Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 345 ал и т. д» Она нервничает, плачет, упрекает ребенка. Ему не безразлична реакция матери, он болезненно воспринимает ее. Все это накладывается на его психику, он теряет уверенность в себе, у него появляется страх перед любым порученным делом. Учитель должен систематически, проявляя необходимый такт, доказывать таким родителям, что нельзя с ребенка спрашивать больше того, что он в состоянии дать. Кроме вреда, это не принесет ничего, и он не сумеет использовать те возможности, которые у него есть. Бывают и такие семьи, где ребенка презирают, унижают, не считают личностью. В этих случаях школа должна показывать родителям успехи учащихся в учебе, в выполнении различных заданий и меньше говорить об испытываемых ими трудностях. Для некоторых родителей умственно отсталый ребенок является обузой. Они любыми путями стремятся от него избавиться, не вспоминают о нем, отправив к бабушке, отдав в интернат. Эта ситуация требует от школы особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них ребенок, и напомнить о том, что пройдет время, наступит старость, и они будут нуждаться в помощи. И если бросить своего ребенка, то на кого же надеяться в старости? Учителям не всегда удается достучаться до сердец таких мам и пап, приходится прибегать к административным мерам принуждения. Школа вынуждена поддерживать деловые отношения с отделениями милиции по месту жительства родителей, с работниками детских комнат, участковыми уполномоченными, с руководителями тех предприятий, где трудятся родители. Эти органы осуществляют надзор за поведением родителей в быту, делают им внушения о необходимости регулярно видеться с ребенком, дать ему возможность бывать на каникулах дома. Большего органы принуждения сделать не могут. Примирить родителей с ребенком должна опять-таки школа. Особую группу составляют родители — выпускники коррекцион-ных школ. Как правило, они не спешат помещать детей в специальную школу, для своих детей они хотят чего-то иного. Школа должна проявить много терпения и помочь таким родителя примириться с поступлением или переводом ребенка в коррекционную школу. Особенности развития ребенка, его затруднения в учебе должны убедить родителей в необходимости специального обучения. Возможно, постепенно они успокоятся, особенно если ребенок обладает большими способностями, чем они сами, и, следовательно, можно думать, что жизнь у него сложится легче.
346 Раздел четвертый
Следует сказать несколько слов о тех родителях, которые жертвуют временем, средствами, всей жизнью ради своего ребенка. Чаще всего это глубоко отсталый ребенок. Иногда у родителей такого ребенка есть свои замыслы относительно будущего. Таким родителям трудно что-то доказать. Их аргумент: «Вы говорите о других детях, а мой ребенок не такой». Пройдет время, ребенок окончит школу, и мама с папой прозреют. Убедить родителей в том, что надо разумно тратить силы, очень трудно, но необходимо хотя бы пытаться это сделать. Надо предпринять все, чтобы рассеять иллюзии родителей как можно раньше. Итак, главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы. В Контрольные вопросы и задания 1. Почему родители умственно отсталого ребенка предвзято относятся к обу 2. Раскройте пути изменения отношения родителей и общественности к спе 3. Какие задачи стоят перед просветительской деятельностью коррекцион 4. Раскройте организационные формы совместной деятельности семьи и 5. Какие ошибки воспитания умственно отсталого ребенка могут быть скор- Щ Рекомендуемая литература 1. Белкин А. С. Нравстенное воспитание учащихся вспомогательной школы: 2. Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Ал 3. Долгобородова П. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: 4. Дулънев L М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|