Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Воспитание у школьников привязанности к семье




4. ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИВЯЗАННОСТИ К СЕМЬЕ

В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьников с их родителями. Учи­теля знают, что какой бы ученик ни был трудный, к его сердцу можно найти ключик только при условии, если у ребенка имеется жалость, сострадание к матери или отцу. Из ребенка, лишенного привязанности к матери, не получится настоящего человека. Самый тяжелый ребе­нок, страдающий психопатоподобными расстройствами, ради матери будет стремиться сдерживать себя, стараться загладить совершенные проступки.

Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, под­держивать, усиливать чувство привязанности школьников к семье. Для этого следует постоянно вести кропотливую работу с семьей, сти­мулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу.

Родители не всегда могут объяснить своим детям те трудности, ко­торые они переживают: плохие жилищные условия, отсутствие денег даже на необходимые вещи, инвалидность одного из родителей, уход отца из семьи, в которой осталось несколько маленьких Детей. Учи-

344                                                                                                     Раздел четвертый


тель обязан, и не однажды, побеседовать со школьником, разъяснить, как трудно родителям наладить жизнь детей.

Таким образом, как бы оправдывая родителей и не заставляя крас­неть за них, учитель поручает ученику их опекать, учит снисходитель­но относиться к их недостаткам. Учащиеся старших классов — часто более грамотные, воспитанные, чем их родители, и задача школы под­сказать учащимся, как относиться к родителям, как попытаться изме­нить их жизнь, поведение к лучшему.

5- О КОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Родители умственно отсталых детей не всегда достаточно правиль­но и ответственно выполняют свои обязанности.

Одни родители считают, что их ребенок болен, поэтому нуждается в постоянной опеке. Ребенка освобождают от домашних обязаннос­тей, его обувают, одевают, кормят. Уже будучи школьником, он не мо­жет себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Родители сужают окружающий его мир и тем самым задерживают его развитие. В таком случае следует срочно изменить статус ученика в семье. Он должен учиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоми­нания совершать туалет, убирать за собой постель, мыть посуду, знать, когда нужно утром вставать, чтобы не опоздать в школу, когда ло­житься спать, когда менять белье, принимать ванну и т. д. У ребенка необходимо воспитать привычку быстро выполнять практические де­ла. Родители должны уделять внимание физической закалке ребенка, занятиям спортом, заниматься с ним изготовлением поделок, требую­щих мелких, точных движений, поручать работу, связанную с напря­жением физических сил (пиление дров, вскапывание грядок). Учите­лю следует приложить все усилия, чтобы доказать родителям вред чрезмерной опеки, представить им всю губительность подобного от­ношения к ребенку.

В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно от­сталого ребенка, попросту не видят их. К школьнику предъявляются требования, не адекватные его возможностям, могут даже наказывать за то, что он не сообразил, не запомнил, поступил неправильно. Непо­сильные требования, наказания могут сломать ребенка, он будет рас­ти озлобленным, агрессивным, у него появится стремление выместить обиды на слабом товарище.

В иной семье мама иногда никак не может примириться с тем, что ребенок плохо читает, не понимает прочитанное, не усваивает матери-

Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи                                               345


ал и т. д» Она нервничает, плачет, упрекает ребенка. Ему не безразлич­на реакция матери, он болезненно воспринимает ее. Все это наклады­вается на его психику, он теряет уверенность в себе, у него появляется страх перед любым порученным делом.

Учитель должен систематически, проявляя необходимый такт, до­казывать таким родителям, что нельзя с ребенка спрашивать больше того, что он в состоянии дать. Кроме вреда, это не принесет ничего, и он не сумеет использовать те возможности, которые у него есть.

Бывают и такие семьи, где ребенка презирают, унижают, не счита­ют личностью. В этих случаях школа должна показывать родителям успехи учащихся в учебе, в выполнении различных заданий и меньше говорить об испытываемых ими трудностях.

Для некоторых родителей умственно отсталый ребенок является обузой. Они любыми путями стремятся от него избавиться, не вспо­минают о нем, отправив к бабушке, отдав в интернат. Эта ситуация требует от школы особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них ребенок, и напомнить о том, что пройдет время, насту­пит старость, и они будут нуждаться в помощи. И если бросить своего ребенка, то на кого же надеяться в старости? Учителям не всегда уда­ется достучаться до сердец таких мам и пап, приходится прибегать к административным мерам принуждения. Школа вынуждена поддер­живать деловые отношения с отделениями милиции по месту житель­ства родителей, с работниками детских комнат, участковыми уполно­моченными, с руководителями тех предприятий, где трудятся роди­тели.

Эти органы осуществляют надзор за поведением родителей в быту, делают им внушения о необходимости регулярно видеться с ребен­ком, дать ему возможность бывать на каникулах дома. Большего орга­ны принуждения сделать не могут. Примирить родителей с ребенком должна опять-таки школа.

Особую группу составляют родители — выпускники коррекцион-ных школ. Как правило, они не спешат помещать детей в специальную школу, для своих детей они хотят чего-то иного. Школа должна про­явить много терпения и помочь таким родителя примириться с поступлением или переводом ребенка в коррекционную школу. Осо­бенности развития ребенка, его затруднения в учебе должны убедить родителей в необходимости специального обучения. Возможно, по­степенно они успокоятся, особенно если ребенок обладает большими способностями, чем они сами, и, следовательно, можно думать, что жизнь у него сложится легче.

346                                                                                                     Раздел четвертый


 


Следует сказать несколько слов о тех родителях, которые жертву­ют временем, средствами, всей жизнью ради своего ребенка. Чаще все­го это глубоко отсталый ребенок. Иногда у родителей такого ребенка есть свои замыслы относительно будущего. Таким родителям трудно что-то доказать. Их аргумент: «Вы говорите о других детях, а мой ре­бенок не такой». Пройдет время, ребенок окончит школу, и мама с па­пой прозреют.

Убедить родителей в том, что надо разумно тратить силы, очень трудно, но необходимо хотя бы пытаться это сделать. Надо предпри­нять все, чтобы рассеять иллюзии родителей как можно раньше.

Итак, главное в работе школы с родителями — это душевное вни­мание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть ре­шены многие проблемы.

В Контрольные вопросы и задания

1. Почему родители умственно отсталого ребенка предвзято относятся к обу­
чению его в коррекционной школе VIII вида?

2. Раскройте пути изменения отношения родителей и общественности к спе­
циальному (коррекционному) обучению детей с нарушениями интеллек­
туального развития.

3. Какие задачи стоят перед просветительской деятельностью коррекцион­
ной школы VIII вида? Раскройте ее содержание.

4. Раскройте организационные формы совместной деятельности семьи и
школы.

5. Какие ошибки воспитания умственно отсталого ребенка могут быть скор-
ригированы в условиях специального (коррекционного) обучения в шко­
ле, школе-интернате VIII вида?

Щ Рекомендуемая литература

1. Белкин А. С. Нравстенное воспитание учащихся вспомогательной школы:
учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1977.

2. Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Ал­
ма-Ата: Мектеп, 1988.

3. Долгобородова П. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.:
Просвещение, 1968.

4. Дулънев L М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /
под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...