2. Пропаганда педагогических знаний
Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и конечно же они не имеют сведений по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают своего ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения. Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать циклы занятий с родителями: □ причины возникновения осложнений в развитии детей; □ типичные затруднения учащихся коррекционной школы в овла □ особенности поведения, интересов учеников младших классов; □ подростковый период в развитии ребенка; □ подготовка учащихся к самостоятельной жизни; □ роль семьи в обучении и воспитании ребенка. С циклом бесед может выступить один человек (врач, один из педагогов школы, приглашенный специалист), а можно и распределить темы между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, так как среди родителей могут оказаться люди малограмотные и с невысокими интеллектуальными способностями. Рассказывая о детях, докладчик никогда не должен называть фамилии тех, кого он имеет в виду. Родители сами догадаются, когда в сообщении будет сказано об их ребенке или их семье. Беседы не должны быть продолжительными. Многие родители не привыкли долго слушать выступающего. И надо учесть, что они легче воспринимают речь, сопровождаемую демонстрацией рисунков, отдельных кадров из научных фильмов.
Остановимся более подробно на содержании указанных циклов бесед с родителями. К первому циклу можно отнести причины направления ребенка в коррекционную школу: □ условия, необходимые для нормального развития ребенка от Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 337 □ факторы, вызывающие осложнения в развитии ребенка, т. е. □ умственная отсталость в сочетании с педагогической, социаль Затем можно побеседовать с родителями о сложностях в первые годы обучения: □ психофизическая готовность умственно отсталого ребенка к □ трудности, испытываемые учащимися коррекционной школы □ трудности, испытываемые умственно отсталыми школьниками
□ трудности, встречающиеся ученикам в овладении трудовыми □ совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком пе Можно рассказать родителям об особенностях поведения их детей: □ неумение умственно отсталого учащегося младших классов уп □ отсутствие у младших школьников интереса к процессу позна □ эгоцентризм умственно отсталых детей, равнодушие к окру 338 Раздел четвертый
исходящим в ближайшем окружении ребенка, если они не приносят удовлетворения его эгоистичным желаниям; □ затруднения учащихся в овладении точными координирован П необходимость успехов в учебной деятельности умственно отсталого ребенка как условие, пробуждающее и подкрепляющее интерес к учению, к учителю, школе, к другим учащимся. Еще один цикл бесед можно посвятить подростковому периоду: □ физические и физиологические изменения в организме ребенка D особенности поведения умственно отсталого подростка, его отношение в этот период к родителям, школе, товарищам; □ установление взаимоотношений с детьми подросткового воз □ помощь учащимся со стороны школы, семьи в организации по
Можно рассказать родителям о целях коррекционно-развивающе-го воспитания: □ формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков; □ воспитание брезгливости, непримиримости к неопрятности, не □ воспитание у детей чувства сострадания к слабым, старым и ма □ формирование у школьников правильного поведения в общест □ воспитание у детей потребности трудиться, владеть трудовыми □ сообщение учащимся знаний об организации семейной жизни: П знакомство учащихся с этикой семейной жизни; □ привитие школьникам уважения к гражданским обязанностям, Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 339 Можно поговорить и о самих родителях, затронув следующие темы: п выполнение родителями своих прямых обязанностей — ребенок должен быть вовремя накормлен, обут, одет; у него должно быть место для приготовления уроков, для книг, игрушек; □ знание и понимание родителями юридической и моральной от □ создание в семье уюта, тепла; душевное внимание к ребенку, его □ роль примера родителей в воспитании детей; □ контроль за занятиями ребенка дома и вне дома; его друзья, их □ систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о вы Безусловно, в беседах с родителями учителя будут затрагивать и другие важные вопросы (например, такие как организация общественно полезного труда, трудоустройство школьников после завершения обучения и т. д. ), связанные с жизнью самой школы и с жизнью той территории, на которой она находится. Встречаясь с родителями, каждый из работников школы в беседе с ними обсуждает вопросы обучения и воспитания детей, что также расширяет круг педагогических знаний родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|