Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Специализированные организации управления целевым капиталом.




Г. Специализированные организации управления целевым капиталом.

Под специализированной организацией управления целевым капиталом ст. 2 Федерального закона " О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" понимает некоммерческую организацию - собственника целевого капитала, созданную в организационно-правовой форме фонда исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.

То, что перед нами " вынужденный" инвестор, говорит и данное в этой же статье определение целевого капитала некоммерческой организации. Под ним понимается сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. На это же указывает ст. 15 Закона: " Управление имуществом, составляющим целевой капитал, должно осуществляться управляющей компанией на основании договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал".

Целевой капитал формируется за счет имущества жертвователей, которые передают в собственность некоммерческой организации на формирование целевого капитала денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на основании договора пожертвования или завещания в соответствии с нормами гражданского законодательства о дарении или о наследовании с учетом особенностей, предусмотренных вышеназванным Законом.

Говоря о специализированной организации как об инвесторе в силу закона, нельзя не заметить, что сама организационная схема инвестирования устроена не в пример проще, чем многие из вышеназванных. Закон определяет требования к управляющей компании, требования к договору доверительного управления, но не содержит каких-либо специальных требований о контроле за деятельностью управляющей компании. Проще говоря, как и в случае со страховой организацией, здесь нет специализированного депозитария.

Статья 17 Закона устанавливает принципы инвестирования, которые нам знакомы уже по другим инвестиционным схемам: надежность, ликвидность, доходность и диверсификация. Обратим внимание на то, что среди принципов инвестирования нет возвратности, т. е. перед нами инвестиции достаточно рисковые, возврат которых не гарантирован.

Статья 15 Закона определяет возможные объекты инвестирования. В частности, денежные средства, составляющие целевой капитал, могут быть размещены в: государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, облигации иных российских эмитентов; акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, определяемым к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда Российской Федерации; облигации и акции иных иностранных эмитентов; ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах; инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления этими паевыми инвестиционными фондами предусматривается выплата дохода от доверительного управления не реже одного раза в год; инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов; инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества; депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

Д. Иные инвесторы в силу закона.

Приведенным выше перечнем количество вынужденных инвесторов не заканчивается. Государство, ставя различные цели, может обязывать тех или иных лиц (как правило, привлекающих денежные средства в той или иной форме) инвестировать на рынке ценных бумаг.

Законодательство в целом ряде случаев предусматривает создание разного рода компенсационных и гарантийных фондов, средства которых обязательно должны быть инвестированы в определенные активы на рынке ценных бумаг.

К примеру, в соответствии со ст. 6 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Абсолютно очевидно, что часть имущества такого фонда не просто может, а скорее всего, обязательно будет инвестироваться в определенные инструменты. К примеру, Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс, прямо указывает на гарантийный фонд, который обязана создавать клиринговая организация. При этом данный документ прямо устанавливает, что " гарантийный фонд должны составлять денежные средства и государственные ценные бумаги Российской Федерации".

Похожий случай с федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров - некоммерческой организацией, учредителями которой выступают федеральные органы исполнительной власти совместно с общественными объединениями, созданными в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе с комитетами по защите обманутых вкладчиков и акционеров, образованный в соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 " О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров". Пунктом 6 данного документа установлено, что средства этого фонда используются для осуществления компенсационных выплат вкладчикам и акционерам, а также на инвестирование в ценные бумаги и иные высоколиквидные активы с направлением полученных доходов на осуществление компенсационных выплат.

Инвестирование средств фонда осуществляется управляющей компанией (управляющими компаниями) в соответствии с договорами доверительного управления. Управляющими компаниями могут являться только юридические лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Требования к деятельности управляющих компаний фонда устанавливаются регулятором.

Имущество фонда должно учитываться специализированным депозитарием - юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Специализированный депозитарий осуществляет те же функции, что и в иных схемах коллективного и институционального инвестирования: хранение сертификатов документарных ценных бумаг, копий первичных документов, касающихся имущества фонда, учета прав на ценные бумаги, принадлежащие фонду, а также контроль за действиями доверительного управляющего. Осуществляя функции контроля, специализированный депозитарий не вправе давать управляющей компании согласие на распоряжение имуществом, находящимся в доверительном управлении, если такое распоряжение противоречит настоящему " указу, требованиям к деятельности управляющей компании фонда или договору доверительного управления имуществом фонда". Требования к деятельности специализированного депозитария устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Создание похожих схем предусматривает и Федеральный закон " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В частности, ст. 17 этого Закона предусматривает, что в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников (членов) саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды. В соответствии со ст. 19 этого Закона в целях организации выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам должен быть создан федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация (об этом же фонде говорит и ст. 63 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Закон не регулирует инвестиционную деятельность данных организаций, однако совершенно очевидно, что появление таких требований - дело времени.

 

5. 2. 4. Квалифицированные инвесторы

 

Категория " квалифицированный инвестор" является новой для российского законодательства.

К. С. Санин определяет указанных лиц как обладающих определенными знаниями и опытом, позволяющими адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты < 1>.

--------------------------------

< 1> Санин К. С. Правовое положение акционера как инвестора: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 12.

 

С этим определением можно согласиться, но только как с основанием самого общего характера для определения специфического правового режима инвестиций, осуществляемых квалифицированными инвесторами. Ведь сама по себе способность оценить риски есть следствие рисков. Именно " риск", причем риск достаточно большой, лежит в основе выделения этой группы инвесторов.

Однако и на этом нельзя останавливаться. Риск в экономической литературе понимают как " неопределенность финансового результата в будущем" < 1>. С такой логикой можно применительно к инвестированию вполне согласиться, хотя нельзя не отметить, что с правовой точки зрения риск гораздо более широкое понятие. Это показывает использование этой категории в Гражданском кодексе РФ, где о рисках в том или ином контексте говорят многие статьи: 2, 19, 82, 87, 96, 211, 280, 312, 343, 344, 382, 451, 459, 563, 587, 595, 600, 669, 696, 705, 720, 741, 742, 753, 769, 929, 931 - 933, 935, 936, 939, 947 - 952, 954, 955, 958, 959, 967, 970, 1055, 1063, 1357, 1420. Часто ГК имеет в виду совершенно определенные риски. Например, в соответствии со ст. 211 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, реже говорит о риске деятельности (ст. 2). Но вот что интересно: нигде не говорится о риске инвестора - ни в ГК, ни в конкретных законах. То есть непонятно, что это за категория и каково ее содержательное наполнение. А ведь, как мы уже неоднократно отмечали, риск есть в любом инвестировании, соответственно, правовой режим любых анализируемых нами инвестиций его содержит: мы отмечали риски индивидуальных инвесторов, риски в коллективных схемах инвестирования, риски в схемах институционального инвестирования.

--------------------------------

< 1> Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. С. 392.

 

Значит, разделять квалифицированных и неквалифицированных инвесторов по категории наличия/отсутствия риска неправильно. Искать критерий классификации инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных надо не просто в риске, а в его качестве. Именно качество риска, а вернее, определенный позитивным правом повышенный уровень риска (или просто повышенный риск) и есть тот критерий, который отличает квалифицированных инвесторов от всех остальных. Это и является основанием для установления особого правового режима инвестиций квалифицированными инвесторами.

Закрепляет ли законодательство критерии повышенного риска? К сожалению, следует отметить, что никакого внятного определения такого качества риска в законодательстве мы не находим. Хотя, заметим, категория " повышенный риск" нормативным актам знакома: см., к примеру, Порядок совершения маржинальных сделок профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность для определенной категории клиентов, утвержденный Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 октября 2005 г. N 05-53/пз-н. Однако в чем состоит повышенный риск, ясного ответа нормативные акты не дают.

Законодательство в очередной раз демонстрирует описательный и формальный подход, выделяя перечень лиц, относящихся к квалифицированным в силу закона, а также порядок признания лиц квалифицированными.

Так, ст. 51. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" распространяет правовой статус квалифицированных инвесторов на следующих лиц: брокеры, дилеры и управляющие; кредитные организации; акционерные инвестиционные фонды; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; страховые организации; негосударственные пенсионные фонды; Банк России; государственная корпорация " Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; Агентство по страхованию вкладов; международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, государственная корпорация " Российская корпорация нанотехнологий", некоммерческие организации, относящиеся к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса < 1>.

--------------------------------

< 1> Некоммерческие организации в форме фондов, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", единственными учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и которые созданы в целях приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, - только в отношении указанных инвестиционных паев.

 

Организации (виды организаций), включенные в данный перечень, относятся в большей степени к категории профессиональных участников рынка ценных бумаг и участников разного рода коллективных и институциональных схем инвестирования. С этим можно вполне согласиться. Но вот вопрос: почему среди этого перечня нет всех государственных корпораций? Ведь, как уже было отмечено, несмотря на то что они не относятся к инвесторам в силу закона (институциональным), большинство из них регулируются так, как будто речь идет именно об институциональных инвесторах.

Далее, Закон указывает, что отдельные физические и юридические лица могут признаваться квалифицированными инвесторами. Признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами, управляющими, иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время такое Положение о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами утверждено Приказом ФСФР России от 18 марта 2008 г. N 08-12/пз-н).

Лицо может быть признано квалифицированным инвестором в отношении одного вида или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного вида или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Как видим, законодательство указывает, что признание лица квалифицированным инвестором позволяет ему совершать сделки с большим количеством ценных бумаг, так как нормативными актами могут быть установлены такие ценные бумаги и иные финансовые инструменты, которые не могут приобретаться обычными инвесторами.

Однако о таких бумагах, инструментах и услугах законодательство в основном говорит в самом общем виде. К примеру, ст. 4. 1 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" указывает, что устав акционерного инвестиционного фонда может предусматривать, а в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должен предусматривать, что акции этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов. Акции акционерного инвестиционного фонда, предназначенные для квалифицированных инвесторов (акции, ограниченные в обороте), могут принадлежать только квалифицированным инвесторам. Более конкретно упоминавшееся Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 мая 2008 г. N 08-19/пз-н; в соответствии с п. 1. 5 данного документа прямо установлено, что " акции (инвестиционные паи) инвестиционных фондов, относящихся к категориям фондов прямых инвестиций, фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, кредитных фондов и хедж-фондов, предназначены только для квалифицированных инвесторов". Внимательный анализ ст. ст. 3, 27. 6 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" показывает, что к числу инструментов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, относятся так называемые имущественные права, которые квалифицируются п. 6 ст. 51. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг".

Как нам кажется, описание объектов повышенного риска должно быть более систематизированным.

Таким образом, перед нами следующая позиция законодателя в отношении квалифицированных инвесторов: это лица, которые могут инвестировать в объекты инвестиций повышенного риска, финансовый результат от управления которых наиболее непредсказуем, а потери могут иметь весьма существенный характер.

При этом законодатель не пытается непосредственно законом указать такие объекты (инструменты), а имеется отсылочная норма, которая позволяет в данный конкретный момент времени квалифицировать тот или иной инструмент как объект инвестиций повышенного риска. Возникает вопрос: почему бы об этом не сказать прямо в законе и не определить, что объектом инвестиций для квалифицированных инвесторов выступают финансовые инструменты повышенного риска и именно возможность инвестиций в такие инструменты и выделяет таких инвесторов из всей остальной массы инвесторов, а также предполагает установление специального правового режима инвестирования?

Возникает здесь и другой вопрос. Если мы ведем речь об инвестициях повышенного риска, то неясно, как такой правовой режим сочетается с принципами инвестирования для некоторых из перечисленных квалифицированных инвесторов? К примеру, для страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. Данные институциональные инвесторы, как мы определили, с точки зрения принципов инвестирования находятся в привилегированном положении в силу наличия принципа возвратности. Однако если им дается право инвестировать в особо рискованные инструменты, то о какой возвратности может идти речь?! Надо помнить, что согласно законодательству о страховании и о негосударственном пенсионном обеспечении страховые организации и негосударственные пенсионные фонды могут инвестировать как через управляющие компании, так и сами.

Если в первом случае еще есть кому предъявить претензии, то что делать во втором? Взыскивать потерянные инвестиции с руководителей страховой организации и негосударственного пенсионного фонда - физических лиц? Но ведь это может быть весьма затруднительным делом, а в итоге пострадают те, кто аккумулировал через механизм страхования имущество для страховых случаев, а также те, кто накапливал денежные средства для пенсионных выплат.

Для нас совершенно очевидно, что законодатель, не определяя ясно правовой режим инвестиций для различных лиц и используя туманные формулировки типа " возвратность", " надежность" и т. п. в одном случае и в другом - позволяя этим же инвесторам рисковать как квалифицированным, просто противоречит сам себе. И здесь видится глобальная проблема состояния нашего инвестиционного законодательства в области рынка ценных бумаг: значительное количество норм не находится в какой-то системной связи между собой. Это законодательство использует экономические категории, причем бездумно и без определения их содержательного наполнения. Все это не может не вызывать сожаления.

Нам также неясно, что является предметом регулирования Закона в данном случае: правовой статус квалифицированных инвесторов, правовой режим инвестиций, подпадающих под определение квалифицированных, или регуляции инструментов, которые могут быть объектом инвестиций? Вот, казалось бы, речь идет об одном и том же, а на самом деле каждая из этих категорий может быть урегулирована законом абсолютно по-разному.

На наш взгляд, надо говорить об особом правовом режиме инвестирования в объекты инвестиций повышенного риска, определять правила такого инвестирования и правила отнесения объектов инвестиций к объектам повышенного риска, а уже затем определять правила квалификации лиц, которые могут такое рискованное инвестирование осуществлять.

В действующем законодательстве с его формальным подходом все, условно говоря, поставлено " задом наперед": сначала определены лица, а потом указаны некоторые бессистемные положения о порядке их деятельности. Собственно, о квалифицированных инвесторах и возможностях их деятельности говорит одна статья Закона - ст. 51. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг". Все остальные статьи и этого Закона, и иных нормативных актов говорят о ценных бумагах, предназначенных для таких инвесторов (ограниченных в обращении), и порядке совершения сделок и различных действий с ними.

 

5. 2. 5. Иностранные инвесторы

 

Специальный правовой статус в соответствии с законодательством имеют иностранные инвесторы < 1>.

--------------------------------

< 1> См. также: Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право. 2006. N 9. С. 104 - 112.

 

Этот статус регулируется в основном несколькими законами: Федеральными законами " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и " О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", " О банках и банковской деятельности" и Законом РФ " Об организации страхового дела в Российской Федерации". Причем последние акты регулируют только особенности правового положения иностранных инвесторов в банковской и страховой сфере.

Определение иностранного инвестора дается в Федеральном законе " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" < 1>. Однако было бы неверно указать, что этим определением очерчивается круг иностранных инвесторов. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом " О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 2) устанавливается специальный правовой режим для инвестиций не только указанных лиц, но и лиц, находящихся под контролем (в том числе созданных на территории Российской Федерации) иностранного государства и международной организации. В частности, ст. 3 названного Закона вводит понятие " косвенное распоряжение иностранным инвестором или группой лиц голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение". Под таким распоряжением Закон понимает возможность иностранного инвестора или группы лиц через третьих лиц фактически распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

--------------------------------

< 1> Иностранный инвестор определен как иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

 

Общие принципы инвестиционной деятельности иностранного инвестора установлены ст. 4 Федерального закона " Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в соответствии с положениями которой правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством РФ, а также международными договорами РФ. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений законодательства или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 13 указанного Закона иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Законодательство может содержать изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть таких изъятий непосредственно касается инвестиций в сфере рынка ценных бумаг.

Так, в соответствии с Федеральным законом " О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" установлен правовой режим предварительного согласования отдельных сделок. К ним относятся сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями, в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг запрещено закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими, исключая случаи введения эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами, т. е. иностранными инвесторами. Такая ситуация может иметь место при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. К примеру, Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771, прямо установлено, что владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты Российской Федерации. Впрочем, это только характерный пример, ведь, как мы показали при анализе государственной облигации, для большинства видов такой облигации при их выпуске могут закладываться ограничения на потенциальных владельцев. Но отличаются этим не только государственные облигации, ст. 27. 5-1 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" прямо определено, что размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций.

Особенности правового режима деятельности иностранных инвесторов содержит и Федеральный закон " О валютном регулировании и валютном контроле", положения которого мы рассмотрели при анализе внутренних и внешних ценных бумаг.

 

Глава 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

6. 1. Понятие профессиональной деятельности

на рынке ценных бумаг

 

Понятие " профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" в широком смысле включает любую деятельность на рынке ценных бумаг, которой субъект занимается на постоянной основе, как правило, не смешивая ее с деятельностью на других рынках. Исходя из этого, к профессиональной можно отнести деятельность различных финансовых посредников - инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, брокеров, дилеров, доверительных управляющих и т. д., профессиональных инвесторов, организаций, занимающихся организационно-техническим и информационным обеспечением других участников рынка ценных бумаг, - организаций учетной системы (регистраторов, депозитариев, специализированных депозитариев, клиринговых организаций), организаторов торговли и т. д. < 1>.

--------------------------------

< 1> Широкое понимание профессиональной деятельности используется и в других работах (см., например: Голубков А. Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. N 2. С. 106 - 108).

 

Однако в российском законодательстве о рынке ценных бумаг категория " профессиональная деятельность" не используется в широком понимании. Правовой режим профессиональной деятельности распространяется только на те виды деятельности, которые прямо указаны Законом.

Такое понимание профессиональной деятельности сложилось исторически (если к короткому историческому промежутку времени, в течение которого развивается современное российское законодательство о рынке ценных бумаг, применимо слово " история" ). Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, было введено понятие " инвестиционный институт". Под таким институтом понималось юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законом организационно-правовой форме (а в некоторых случаях - гражданин), которое осуществляло как исключительную деятельность в качестве посредника (финансового брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании; инвестиционного фонда. Организации (граждане), которые осуществляли такую деятельность, в письме Минфина России от 6 июля 1992 г. N 53 " Инструкция о правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" именовались " профессиональными участниками рынка ценных бумаг (инвестиционными институтами)".

Между этим первым документом, регулирующим профессиональную деятельность, и вступлением в силу Федерального закона " О рынке ценных бумаг" правовой режим профессиональной деятельности претерпел некоторые изменения. В соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" вводилось понятие " предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг". К таковой в соответствии с п. 2 этого документа относились: брокерская деятельность; дилерская деятельность; депозитарная деятельность; деятельность по ведению и хранению реестра акционеров; расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам; расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам; деятельность по организации торговли ценными бумагами, включая деятельность фондовых бирж. Как видим, одни виды (консультационная) " выпали" из списка профессиональных видов деятельности, а другие виды (клиринг), наоборот, получили правовой режим " профессиональных".

В первой редакции Федерального закона " О рынке ценных бумаг" законодатель пошел по пути дальнейшей формализации категории " профессиональная деятельность". В соответствии со ст. 2 Закона профессиональными участниками рынка ценных бумаг признавались юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в его второй главе. А к ним относились: брокеры, дилеры, доверительные управляющие, клиринговые организации, регистраторы, депозитарии, организаторы торговли на рынке ценных бумаг. В Законе было два исключительных случая: доверительным управляющим могло быть и физическое лицо, а вести реестр эмиссионных ценных бумаг мог сам эмитент при наличии соответствующих условий (причем режим такой деятельности не подпадал под категорию профессиональной). Закон устранил из числа профессиональной консультационную деятельность и деятельность инвестиционного фонда.

Однако устойчивость новой конструкции была недолгой:

- уже в 2002 г. в Федеральный закон " О рынке ценных бумаг" было введено понятие " финансовый консультант на рынке ценных бумаг". Такая деятельность не была выделена в качестве самостоятельной профессиональной (хотя по всем признакам именно таковой и является); Закон описал ее в качестве своего рода дополнения к деятельности лица, осуществлявшего брокерскую и/или дилерскую деятельность;

- начал институционализироваться правовой режим деятельности специализированного депозитария. Если на первом этапе развития рынка ценных бумаг правовой режим такой деятельности не выделялся из деятельности депозитарной, то после принятия Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ситуация изменилась: правовые режимы деятельности депозитарной и деятельности специализированного депозитария стали заметно отличаться друг от друга. Эволюция института специализированного депозитария продолжилась и в дальнейшем после принятия Федеральных законов " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", " О негосударств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...