Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Мудрость, постигающая реальность: Отсечение корня неведения




5. Мудрость, постигающая реальность: Отсечение корня неведения

Развив решимость стать свободными и самоотверженную устремленность достичь пробуждения ради блага других, как нам осуществить эти намерения? Будда сказал, что для освобождения от трудностей в круговороте постоянно возобновляющихся проблем мы должны искоренить их первопричину: неведение, которое цепляется за " истинно существующее", " независимо существующее" Я. Это достигается обретением мудрости, что есть третье первичное постижение пути. В " Трех первичных постижениях пути" лама Цонкапа подчеркнул важность мудрости:

" Даже если ты созерцаешь с решимостью освободиться и самоотверженной устремленностью, без мудрости, которая постигает высшую природу, нельзя отсечь корень круговорота существования. Поэтому ищи метод постичь зависимое возникновение. "

Чтобы полностью очистить свой поток мысли от всех омрачений и развить свой потенциал до состояния будды, мы должны устранить мельчайшие следы неведения. Это также достигается порождением мудрости, постигающей пустоту. Короче говоря, постижение пустоты — это не только самая действенная очистительная практика, но также и ключ к знанию реальности и распознанию того, что существует, а что — нет.

Тема пустоты трудна для понимания. Для обретения полного понимания требуется время, усердная учеба и созерцание. То, что представлено ниже, — не более, чем проба на вкус. Это не предназначено быть полным объяснением и, вероятно, породит в вашем уме сомнения и вопросы. Это нормально, поскольку никто не ждет, что мы все сразу же примем и поймем.

Постичь пустоту — не значит сделать свой ум пустым без всяких мыслей. Животные не так уж много думают, и в этом нет ничего добродетельного. Пустота, которую мы стремимся постичь, — это также не пустота нашего желудка, когда мы голодны. Скорее пустота, воспринимаемая этой мудростью, есть отсутствие всевозможных вымышленных способов существования, которые мы проецируем на людей и явления. Она есть отсутствие ложных способов существования.

Сперва мы должны понять, что же мы отрицаем. От чего такого пусты люди и явления? У них нет " независимого", " истинного" или " собственного" существования. К сожалению, с безначальных времен мы так приучились к тому, что явления кажутся нам независимо существующими, и так привыкли цепляться за эту видимость как за реальность, что нам не удается понять, что это ошибка. Мы не осознаем, что люди и явления не существуют таким образом, каким это нам представляется.

 

Поиски реального печенья

Каким нам видится существование вещей? Возьмем для примера печенье. Оно кажется нам реальным печеньем. Всякий, кто войдет в эту комнату, смог бы опознать это как печенье благодаря некой его " печеньевости". Есть там что-то такое, что делает это печеньем и ничем иным. Это — вещественное печенье, существующее " вовне", независимо от нашего ума. Оно было — печенье как таковое, — и нам только что довелось его увидеть. Это печенье обнаружимо: вот оно!

Печенье кажется нам существующим " вовне", независимо от причин и обстоятельств, независимо от частей, независимо от ума, а также от понятий и наименований, которые мы к нему прилагаем. Но, если бы печенье действительно существовало таким образом, тогда путем анализа и поиска реального печенья мы обязательно смогли бы его обнаружить.

Мы ищем реальное, независимое печенье, которое кажется нам существующим " вовне". Мы ищем предмет, который является печеньем. Если разломить печенье надвое, в какой из половинок будет настоящее печенье? Или оно будет в обеих? Если скажем, что в обеих, тогда у нас должно быть два печенья, поскольку у нас есть два отдельных кусочка. Очень легкий способ делать печенье!

Если мы скажем, что печенье в одной половинке, а не в другой, с чего бы это одному куску быть печеньем, а другому нет? Даже если мы примем в качестве печенья больший кусок, то что в нем будет печеньем? Мы должны были бы суметь где-то в нем найти печенье и качество " печеньевости". Но, если мы продолжим разламывать его в попытках найти настоящее печенье, то в конце концов у нас останется мусор, а не печенье! У нас будет куча крошек, но при чем здесь печенье?

Реальное, независимое печенье, выглядевшее существующим, оказывается необнаружимым при анализе и попытках определить его местонахождение. Если бы там было какое-то самосущее печенье, мы должны были бы суметь найти его либо среди его частей, либо отдельно от них. Но оно не является своими частями и не находится где-либо еще. Если бы печенье было отдельно от своих частей, тогда на этой тарелке находилась бы печеная смесь муки и воды, а печенье было бы где-то посреди комнаты. Вряд ли это так, поскольку, помимо печеного теста, что еще можно назвать " печеньем"?

Не является печенье и совокупностью своих частей, поскольку совокупность — это не более, чем набор частей. Если ни одна из частей сама по себе не является печеньем, как же много частей вместе могут быть независимым печеньем, обладающим качеством " печеньевости"? Так же как совокупность не-бабочек, а, скажем, кузнечиков не становится бабочкой, так и набор не-печений — то есть куча крошек — не может ни с того, ни с сего стать реальным печеньем, существующим как таковое.

Это приводит нас к выводу, что с самого начала не было никакого самосущего печенья. Иными словами, то реальное, вещественное и обнаружимое печенье, которое нам виделось и за которое мы цеплялись как за независимо существующее, не существует. Это не значит, что здесь вообще нет никакого печенья, но только то, что не существует независимого печенья. Это печенье не существует таким образом, каким нам это кажется. Оно не существует так, как нам думалось.

Однако печенье все же существует. Будь это не так, мы не смогли бы его съесть! Хотя оно не существует независимым образом, оно существует зависимо. Оно зависит от своих причин и обстоятельств: муки, воды, пекаря и так далее. Оно также зависит от нашего условного восприятия и обозначения его как " печенья". Как общество мы согласились считать это собрание частей, выполняющее определенную функцию, особым явлением и дали ему имя " печенье", чтобы отличать от прочих вещей.

Мы искали что-то, являвшееся печеньем самим по себе, независимо от своих частей, независимо от нашего ума с его понятиями и наименованиями. Такое независимое, реальное печенье нельзя найти, поскольку его не существует. Но есть зависимо существующее печенье. И это то, что мы едим.

Как существует печенье? Набор атомов расположен определенным образом. Глядя на него, наш ум воспринимает это как один предмет и дает ему название " печенье". Это становится печеньем, поскольку все мы воспринимаем его сходным образом и условились, силой общественного соглашения, дать ему название " печенье". В сутре " Вопросы [святого] Упали" говорится:

" Эти соблазнительные красочные растения в цвету и великолепные ослепительные золотые дворцы лишены какой-либо [отдельной] сущности. Они сотворены силой различающего мышления. Весь мир создан силой различающей мысли. "

Это печенье существует зависимо. Помимо этого зависимо существующего печенья нет никакого другого. В нем отсутствует существование в качестве самосущего независимого печенья, обладающего некой природой " печеньевости". Печенье существует, но не так, как это кажется. Оно кажется независимым, тогда как в действительности не таково. Оно зависит от причин и обстоятельств, частей и нашего ума, воспринимающего его как " печенье". Печенье есть зависимо возникшее явление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...