Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто мы?. Зависимое возникновение




Кто мы?

Если нет никакого сущностного независимого печенья, то есть ли независимое Я? Есть ли настоящее " я", обнаружимая личность?

Ответ Будды отличен от иудео-христианской идеи вечной, неизменной души и от индуистского понятия " атман". Мы должны были бы суметь путем анализа и поиска найти душу, атман или неотъемлемое " я", нечто, что является личностью. Можем ли?

Вспомните ситуацию, когда вы были сильно разгневаны. Каким в этот момент выглядело существование " я"? Оно казалось очень прочным. Есть настоящее Я, которое кто-то оскорбляет. Это " я" требуется защитить. Это " я" кажется обнаружимым; оно где-то внутри нашего психофизического комплекса.

Если это прочное, истинное, независимое " я" существует так, как это нам кажется, мы могли бы найти его либо в нашем теле и уме, либо отдельно от них. Нигде более его быть не может.

Являюсь ли я своим телом? Если да, то какая часть моего тела является мной? Рука? Желудок? Мозг? Все мои органы состоят из атомов, они не есть я. Равно и все мое тело не является мной, поскольку, будь это так, после моей смерти мой труп был бы мной. Я есть нечто большее, нежели атомы, составляющие тело, поскольку физическая материя сама по себе, без сознания, не способна воспринимать объекты, а я познаю.

Являюсь ли я своим умом? Если да, то буду ли я своим зрительным сознанием, которое воспринимает цвет и форму? Слуховым сознанием, воспринимающим звук? Или рассудком, тем, что мыслит? Являюсь ли я некоторой личностной характеристикой? Если бы я был своим гневом, то всегда должен был бы гневаться. А будь я своей мудростью, я бы всегда был мудр.

Не являюсь я также и совокупностью всех этих умственных качеств и состояний ума, потому что не может быть мной совокупность вещей, каждая из которых по отдельности не является реальным и независимым мной.

Хотя может казаться, что есть некий " думатель" или нечто внутри, что принимает решения, — когда мы это ищем, то не можем обнаружить. Мысли и решения возникают в зависимости от множества умственных факторов. Нет никакого маленького человечка, который правит бал.

Совокупность моих тела и ума не есть независимое " я", поскольку является собранием частей. Оно зависит от этих частей. Как же можно обнаружить реальное независимое " я" среди совокупности тела и ума, ни одно из которых мной не является?

Не существует " я" и как нечто отдельное от тела и ума. Будь это так, мы могли бы обнаружить самих себя там, где нет ни нашего тела, ни ума. Это означало бы, что я могу находиться в одном месте, а мои тело и ум где-то еще! Это явно невозможно. " Я" соотносится с телом и умом и связано с ними.

Являемся ли мы некой независимой сущностью, которая переходит из одной жизни в другую? Во время смерти наш ум погружается во все более и более тонкие состояния. Тончайший уровень ума переходит из одной жизни в другую. Однако этот исключительно тонкий ум ежесекундно меняется. Он никогда не остается одним и тем же в двух последовательных мгновениях, так же как на физическом уровне каждое мгновение изменяется конфигурация электронной оболочки атомного ядра. Мы не можем указать на какой-то момент ума, который являлся и всегда будет являться нами. Мы не являемся ни вчерашним умом, ни сегодняшним, ни завтрашним. Мы не являемся умом, который покидает тело во время смерти, и не являемся умом, который перерождается. То, что мы зовем " я", зависит от всего этого, но ничем из этого не является.

Понять это нам поможет пример реки. Река Миссисипи не является своими берегами. Она не является ни водой, ни скалами, ни впадающими в нее потоками. Реальная, независимая река кажется существующей до тех пор, пока мы не начнем анализировать, но как только возникнет вопрос: " Что является этой независимой рекой, которая кажется существующей? ", мы не обнаружим ничего, на что можно указать. Однако есть зависимо существующая река.

Подобным же образом наш мыслепоток не является ни каким-то отдельным моментом ума, ни их совокупностью. Подобный " истинно существующий" мыслепоток не существует. У нашего ума нет истинного или неотъемлемого существования. Однако есть непрерывная последовательность моментов ума, образующих мыслепоток, который и принимает перерождение.

" Я" не существует независимо от тела и ума, но и не может быть найдено внутри них. Не есть оно и тело и ум вместе. Иными словами, вещественное, истинно существующее " я", которое мы ощущаем, когда гневаемся, нельзя нигде обнаружить. Почему? Потому что оно не существует. " Я" не обладает независимым существованием. Вот что имеется в виду под отсутствием " я" или пустотой.

 

Зависимое возникновение

Это не означает, что " я" вовсе не существует. То, что мы отрицаем, это независимое или неотъемлемое существование. Мы существуем. Будь мы полностью несуществующими, то кто бы писал эту книгу и кто бы ее читал?

Мы существуем зависимо. Мы зависим от причин: спермы и яйцеклетки родителей и от сознания, пришедшего из другой жизни. Мы зависим от частей: тела и ума. Мы также зависим от понятий и наименований. Опираясь на совокупность тела и ума, мы воспринимаем ее как личность и называем " я". Мы существуем в силу простого наименования подходящей основы — тела и ума. Будда говорил в сутрах:

" Как обозначается колесница в зависимости от совокупности частей, так и живые существа зависят от совокупностей [тела и ума]. "

Важно понять, что постижение пустоты не разрушает " я". Независимое, прочное, реальное " я" никогда не существовало. То, что мы разрушаем, это неведение, которое держится за идею существования прочного " я".

Неверно, что было нечто реальное, что мы разрушаем с помощью медитации о пустоте. Неверно, что было нечто независимо существующее, а мы лишили его этого качества. Мы просто понимаем, что независимого существования не было никогда, и тем самым устраняем заблуждение, что будто бы есть нечто независимо существующее.

Есть некто, достигающий пробуждения. Это — условное " я", которое зависит от причин и обстоятельств, от частей, понятий и наименований. У пробужденных существ нет, в отличие от нас, сильного ощущения отдельного и прочного " я", поскольку они постигли, что такое " я" не существует. " Я", тем не менее, существует, но некоторым более тонким образом. Это просто условность, а не реальная сущность.

Правильно понимая пустоту или отсутствие " я", мы обладаем исключительно мощным инструментом подчинения беспокоящих эмоций. Постигая пустоту, мы видим, что нет никакой прочной личности, которая гневается; нет никакой реальной личности, чья репутация нуждается в защите; нет никакого независимо прекрасного человека или предмета, которых мы должны заполучить. Благодаря постижению пустоты наши привязанность, гнев, ревность, гордыня и неведение исчезают, поскольку нет ни какой-то реальной личности, которую надо защищать, ни какого-то реального объекта, чтобы за него цепляться.

Эта важность постижения пустоты была подчеркнута в " Высшей проповеди о царе медитативного сосредоточения":

" Если анализируется отсутствие сущности у явлений и этот анализ взращивается в медитации, этим зарождается причина достижения нирваны. Ничто иное не может привести к покою. "

Постижение пустоты не означает, что мы становимся инертными и бездеятельными. Если мы думаем: " Нет ни реального меня, ни реальных денег. Так зачем же мне что-то делать? ", значит, у нас нет правильного понимания пустоты. Постижение отсутствия " я" дает нам невероятный простор для действий. Вместо растраты нашей энергии на гнев, привязанность и неведение, мы будем свободно и несчетными способами применять свои мудрость и сострадание на благо других.

Породив решимость освободиться от всех неприятных ситуаций вместе с самоотверженной устремленностью достичь пробуждения и медитируя затем на пустоте, мы сможем полностью очистить ум от всяческих омрачений. Устраняя свои ограничения, мы сможем довести благие качества до совершенства, чтобы обрести все искусные средства, необходимые для помощи другим самым эффективным образом. Наш ум способен на такую трансформацию. Благодаря развитию трех первичных постижений пути для нас становится возможен переход от заблуждения к пробуждению, от состояния обычного существа к состоянию будды.

Развитие трех первичных постижений требует времени, терпения и радостного усилия. И также нам нужна сосредоточенность, чтобы во время медитации на этих трех предметах наша проницательность становилась устойчивее и глубже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...