3.7. Напасти египетские
Понятно, что факт быстрого возвышения Древнего Египта XIII династия насчитывала свыше 50 царей, а XIV – 72 правителя. Их резиденция по-прежнему находилась в Ит-тауи, Гиксосы опустошили Дельту подобно саранче, а через пятьдесят лет один из их вождей, в списке Манефона носящий имя Салитис, взошел на египетский трон и стал основателем новой, ХV династии. Гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу – Аварис. Освободительное движение египтян против гиксосов возглавил правитель Фив – Секененра, а затем его сын Камос. Но лишь фараону Яхмосу I (1584–1559 гг. до н. э. ) удалось покорить Аварис. Большинство гиксосов ассимилировало в Египте. Остальные отступили в Палестину, и о дальнейшей их судьбе никаких сведений нет.
Как всякое нашествие менее развитого этноса, нашествия гиксосов на цивилизованный Египет сопровождались грабежами, убийствами и разрушениями. Но очень скоро порабощенный Египет заставил измениться и самих завоевателей, навязав гиксосам свою культуру и религию. В то же время и Египет стал могущественнее, поскольку именно гиксосы познакомили египетскую цивилизацию с колесом, коневодством, более совершенным вооружением и тактикой военных действий. Около 1600 г. до н. э. Камео, последний царь XVII фиванской династии, сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису – своему опорному укреплению на границе с Палестиной. После трехлетней осады египтяне разрушили крепость Аварис и навсегда изгнали гиксосов в Азию. Результатом эпохи гиксосов стал следующий период Египта – Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Египтяне с этих пор становятся частью средиземноморского мира. Фараон Тутмос I (ок. 1530 г. до н. э. ) привел египетское войско к верховьям Евфрата. Египет становится ведущей великой державой. Тутмос III считается величайшим из всех египетских фараонов. С 1472 г. до н. э. он стал предпринимать ежегодные походы в Азию и за семнадцать лет подчинил Египту большинство восточных соседей. Тутмос III был талантливым правителем, прекрасным охотником, собирателем природных редкостей, покровителем литературы и искусства. Его имя сохранялось в памяти народа на протяжении столетий и запечатлено на тысячах скарабеев той эпохи, а также и более позднего времени. Периодом процветания Египта стало 32-летнее правление Аменофиса (Аменхотепа) III (ок. 1417–1379 гг. до н. э. ), пожинавшего богатейшие плоды завоеваний Тутмоса III.
Египетский народ не любил войны, считая их ничтожным занятием, подходящим только азиатам, поклоняющимся своим воинственным богам. Во время иноземного ига жрецы оставались самыми явными представителями национальной идеи Столкновение жречества и власти фараона стало вопросом времени. Поначалу цари старались избежать его, женясь на «супругах бога» – княгинях Фив. Но уже Аменхотеп IV провел религиозную реформацию и подверг гонению культ Амоновой триады, объявив творцом мира солнечный диск, лучи которого заканчивались кистями рук. Он изменил свое имя на Эхнатон (сияние Атона), объявил себя жрецом Атона и основал новую резиденцию Ахетатон. Представления о блеске XVIII династии получили реальное подтверждение после открытия в 1922 г. гробницы Тутанхамона –
Вслед за правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций в Египет. Это были ливийцы с запада и так называемые народы моря, пришедшие с севера. Рамсес III успешно противостоял их нашествию, но его 32-летнее пребывание на престоле было омрачено новыми войнами и восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи. После его смерти (1162 г. до н. э. ) слава Египта потухла. Наступил период упадка. Были разграблены даже священные места захоронений божественных царей, а их мумии были раздеты и разрублены на части. В царствование следующих девяти Рамсесов продолжается упадок центральной власти и растут авторитет и власть жрецов. Один из них – Гиргор – основал XXI династию. Как пишут исследователи Египта, там «произошло то самое, что потом повторилось в Риме и Византии: солдаты достигли престола». Затем наступила так называемая додекархия. Это период истории Древнего Египта, который предшествовал его возрождению при XXVI династии. Согласно Геродоту, а также Диодору, египтяне в этот период освободились от эфиопов и разделили свою страну на 12 частей и поставили 12 царей, которые заключили союз, породнились и соорудили общий храм-лабиринт. Египет стал теократическим государством, и важные общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, Через 150 лет этому правлению положил конец один из ца-
Фивы снова возвращают себе статус духовного владения «супруги бога». Египет потерял Эфиопию, где возникло самостоятельное теократическое царство. Рядом с Египтом появилось также Иудейско-Израильское царство Давида и Соломона. В Месопотамии меж тем возвышался страшный враг Египта – Ассирия. Ключевые позиции в управлении Египтом перешли к ливийцам, жившим в дельте Нила. Около 950 г. до н. э. один из них захватил трон в Бубасте и принял имя Шешонк I (Шишак). Тем самым впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу. Шешонк I совершил поход в Палестину, где захватил и разорил Иерусалим. Правление XXII династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка и неурядиц. Наследник престола регулярно назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, Рядом с Египтом быстро набирало силу Нубийское царство, и около 730 г. до н. э. его храбрый и даровитый царь Пианхи вторгся в долину Нила, взял штурмом Гермополь и Мемфис Ассирийский царь Ашшурбанипал постоянно осуществлял новые нападения на Египет и в одно из них разорил столицу Египта – Фивы. Эфиопы были изгнаны из Египта. Воспользовавшись тем, что Ашшурбанипал был вынужден вернуться Саисский правитель Псамметих I (664–610 гг. до н. э. ) воспользовался неустойчивым положением в Азии, заключил союз с Лидией и, наняв ионийских и карийских солдат, освободил Египет. Так началась XXVI династия, сыгравшая выдающуюся роль в истории Древнего Египта. Фараоны этой династии осуществили своеобразный ренессанс, вернув Египту многие из древних традиций. Так начинается ортодоксальное египетское возрождение, которое коснулось всех сторон жизни египтян – администрации, искусства, языка, экономики, ремесел. При Псамметихе I были вновь отстроены многие разоренные ассирийцами города. Иноземных купцов стали поощрять основывать в области Дельты свои торговые поселения. В частности, при Псамметихе II был построен знаменитый греческий город Навкратис. В то же время, благодаря необычайному наплыву иностранцев в Египет (евреев, греков, финикийцев, эфиопов), здесь ста-
Эти процессы способствовали оживлению торговли и развитию мореходства. О характере последних свидетельствует, среди прочих, экспедиция вокруг Африки, предпринятая по приказу фараона Нехо, который пытался также соединить Нил с Чер- В военном отношении Египет преследовала полоса неудач. Так, когда фараон Нехо попытался завоевать Палестину, произошло столкновение египетских войск с армией Навуходоносора при Кархемише. В этом сражении египтяне потерпели поражение. Преемник Нехо, фараон Псамметих II в 594–589 гг. до н. э., пытался захватить Нубию, но напатские фараоны отбросили египтян за первый нильский водопад. Его наследник Априй поддерживал иудейского царя Седекию в противостоянии против Навуходоносора. Но и эта политика обернулась полной При фараоне Яхмосе II (Амасисе) грозная опасность – молодая Персидская монархия – нависла над всем Египтом. Перед лицом нарастающей угрозы с востока фараон Яхмос II (правил ок. 568–526 гг. до н. э. ) в расчете на внешнюю помощь в противостоянии персам проводил прогреческую политику. Его преемник Псамметих III (правил ок. 526–525 гг. до н. э. ) был разбит при Пелусии персидским царем Камбисом II, который захватил Египет вплоть до Нубии и провозгласил себя фараоном. Вскоре после этого царь Персии Дарий превратил страну в одну из сатрапий своей державы, и это означало конец существования независимого Египта, который оставался персидской провинцией вплоть до прихода в 332 г. до н. э. Александра Великого. В истории Древнего Египта начался период, известный под названием «Египет под властью персов и греков». Иноземное владычество сменило только правителей. Египтяне продолжали участвовать в управлении, жрецы и храмы пользовались покровительством персов. В системе сатрапий персидского царя Дария I Египет занял скромное седьмое место и платил 700 талантов дани. Но стремление к независимости среди египтян было огромно. Стоило афинянам и платейцам нанести персидским полчищам поражение под Марафоном (12 сентября 490 г. до н. э. ), как Постоянные войны сблизили египтян с греками. Надо сказать, что присутствие греков в Египте преследовало не только (может быть даже не столько) военные интересы. Греки первыми из иностранцев стали путешествовать по Египту в целях исследования «страны премудрости и чудес». Так они пытались добраться до первоисточников науки, искусства и религии. Через 17 лет после артаксерксова погрома Египет вошел в империю Александра Македонского, который не делал различия между греками и египтянами. После разгрома персов Александр Македонский повернул свои войска на Египет. Такой поворот Александра Великого для многих оказался неожиданным. Египет в эти годы уже не представлял никакой угрозы империи Александра. Сделал этот исторический поворот император с од- Египет еще раз стал центром мира в первый период владычества Птолемеев. Именно тогда по уровню благосостояния он опередил все эллинистические государства и расширил свои владения далеко на север и запад, господствуя над Киреной После смерти Александра Великого (323 г. до н. э. ) Птоле- Но политика Птолемея I имела и большие этнологические последствия. Впервые за всю историю Египта его коренное население – египтяне – оказались в низах общества. Им было отказано занимать общественные и высшие военные должности, они не получали гражданских прав. В своем общественном положении египтяне оказались ниже не только македонян и греков, но и евреев, которым Птолемей покровительствовал особо. Египтяне вдруг стали в Египте низшей расой. И тем не менее они оказали очень сильное культурное воздействие не только на греков, но и на весь цивилизованный мир того времени. Благодаря публичной библиотеке и музею, Александрия стала ведущим культурным и просветительным центром мира. В Александрию сходились также все торговые пути. Для обслуживания гостей-путешественников и поддержания своего главенства в Египте содержалась мощная инфраструктура – греческое войско численностью более 500 тыс. человек, 300 сло- Так, «перехватив эстафету» из рук умиравшего императора, Птолемеи, как могли, завершили его дело. В этом смысле именно их следует считать наследниками Александра Великого. Они быстро превратили Египет в главный центр мировой торговли, Все это, безусловно, отразилось и на этногенезе. Как видим, он проходил на фоне, когда великая, но региональная культура Египта стала все более брать на себя новые, глобальные функции. Глобализация культурогенеза в Египте не могла не привести к изменению состояние этноса Египта. Он стал более мозаичен. Титульная нация в нем была отодвинута на периферию этноса. Была предпринята попытка программного изменения этноса сверху. Любопытно, что на защиту традиционного этноса также были мобилизованы внутренние ресурсы самого этноса. Так, каста жрецов стала состоять исключительно из египтян, которые не должны были знать греческий язык. К этому времени относятся многочисленные восстания египтян, часто под руководством эфиопских фараонов. Так, в лице фараонов Гармахиса и Анхту возникла ХХХIII династия, правившая в Фивах. Но в 85 г. до н. э. их взял и разрушил Пто-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|