3.8. Откуда есть пошли египтяне
Вот так схематично выглядит бурная история Древнего Египта. Как же на этом фоне формировался древнеегипетский этнос, и какова была в этом роль путешествий? Древнеегипетский этнос я отношу к материнской форме этносов, т. е. к таким этносам, где главное население всегда было автохтонным, т. е. господствовало всегда на данной территории. Второй признак материнского этноса: он давно «привязан» к определенному ландшафту, его хозяйственные связи с землей наиболее развиты и экологичны. Если попытаться суммировать многочисленные сведения К началу неолита люди переселились в долину Нила. К этому времени она уже обрела современный вид, но еще долго здесь существовали значительные болотистые участки. В 10–6-м тыс. до н. э. кочевавшие здесь племена жили в саваннах, окружавших Нил, и занимались собирательством, охотой и рыболовством. Из рукописных источников, с большой вероятностью, можно предположить, что на данную, уже весьма плотно населенную территорию несколько позже пришли племена с Кавказа. Скорее всего, это были племена хамитов. В эпоху неолита хамиты спустились в долину и стали переходить
Культуры Египта эпохи позднего неолита уже знакомы Незначительные памятники неолитических культур обнаружены в Меримде-Бени-Саламе и Эль-Омари на территории Нижнего Египта. Более многочисленны памятники, найденные на территории Верхнего Египта. В хронологическом порядке В отличие от тасийцев – людей с широкими черепами, Итак, развитие скотоводства, а затем земледелия засвидетельствованы археологией как последовательная смена культур. Ученые сделали вывод, что образование египетских провинций, или номов, уходит корнями в додинастическую эпоху. Это подтверждает и факт идентичности символики номов некоторым находкам герцейской культуры. Поскольку общие интересы возникали у соседствующих номов, стали складываться небольшие царства. Царем в каждом случае становился сильнейший из вождей объединившихся номов. Во все времена египетской истории как ее доминантная структура прослеживается деление страны на Верхний и Нижний Египет. В иные периоды они более консолидированы,
К 3500 г. до н. э. возникли два крупных царства – одно Лингвистика предоставляет этнологии свои методы изучения динамики этноса. Что касается языка древних египтян, то он родственен семитским языкам. Ввиду некоторых особенностей египетского языка он вместе с другими африканскими, ливийскими и берберскими наречиями выделяется в группу хамитских языков. Семитский язык проник сюда в глубокой древности из Западной Азии по древнему пути, пролегающему по Вади-Хамма-
Ученые делят историю египетского языка на четыре периода: древнеегипетский (до гиксосов), новоегипетский (до времени упадка), демотический (до введения христианства) и коптский. Памятником древнейшего языка служат религиозные тексты пирамид, записанные при V–VI династиях, но составленные По мнению некоторых лингвистов, клинопись в Египте применялась как дипломатическое письмо, как международный язык. Это заставило египтян использовать в египетском языке особую силлабическую орфографию, большей частью для транскрипции иностранных слов. В более поздний период египетский язык подвергся влиянию греческого, используя из него слова, проникшие даже в священные тексты. Египетский язык делился на диалекты. Языковые различия были настолько существенны, что, по замечанию Геродота, жители Элефантины, например, с трудом понимали северян. Сегодня египтянами называют людей, населяющих современный Египет. Эта популяция весьма неоднородна. Большинство составляют феллахи, или пахари, которые принадлежат В больших городах Египта, особенно в Каире, преобладают арабы. Большинство современных египтян принадлежит к магометанским суннитам. Их большинство, но это не означает, что именно они составляют элиту. Можно вспомнить, что до середины ХХ в. высшие военные должности в Египте занимали турки. Более того, турецкий язык был государственным. Со временем турецкий язык стал употребляться все меньше и его сменил арабский.
Значительную часть современного этноса Египта составляют христианские копты. Они представляют наиболее «чистую» часть древнеегипетского этноса, которая сохранилась в первозданном виде. Среди населения Египта много также нубийцев, бедуинов. Эти кочевники в большинстве своем перешли на оседлый образ жизни и сейчас занимаются земледелием. В Египте многочисленны также выходцы из Греции, Италии, Франции, Англии, Германии и других европейских стран. Современный египетский этнос сложился в результате смешения азиатских семитов, вторгшихся в Нильскую долину Материнскую основу древнеегипетского этноса составляло коренное население Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств. Это были люди, вышедшие из местных неолитических культур Бадари, Меримде и Негаде. Именно они, возможно, По причине высокого плодородия земель сюда, «как на Клондайк», стали приходить самые разные люди из других В ходе взаимодействия между разнородными представителями разных культур стали складываться общие религия и язык. Итак, первым мультипликатором этногенеза на исторических реках следует считать высокую плотность населения, которая возникла здесь благодаря миграциям людей других культур. Последние смогли привнести в местную популяцию не только новую культуру, но и собственные наследственные признаки и тем самым содействовали изменению и развитию пер-
вичных признаков самой популяции. Благодаря этому биологическому механизму в этносе возникали разновидности, получавшие в борьбе за существование перевес над первичным видом Кроме того, на этногенез воздействовали массовые миграции и интервенции большого количества людей иной культуры во время бесконечных войн и нападений на Египет гиксосов, хурритов, симитов, ливийцев, народов моря, нубийцев, сирийцев, персов, ассирийцев, греков, римлян и многих других. Эти люди одновременно и разрушали, и развивали культуру Древнего Египта, но они также мощно воздействовали на этногенез.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|