Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.8. Откуда есть пошли египтяне




 

Вот так схематично выглядит бурная история Древнего Египта. Как же на этом фоне формировался древнеегипетский этнос, и какова была в этом роль путешествий?

Древнеегипетский этнос я отношу к материнской форме этносов, т. е. к таким этносам, где главное население всегда было автохтонным, т. е. господствовало всегда на данной территории. Второй признак материнского этноса: он давно «привязан» к определенному ландшафту, его хозяйственные связи с землей наиболее развиты и экологичны.

Если попытаться суммировать многочисленные сведения
и свидетельства, то проявляются следующие контуры этноге-
неза в Древнем Египте. Себя египтяне всегда считали автохтонами, а свою страну – родиной богов и людей. Откуда и когда явились здесь первые поселенцы – вопрос до сих пор открытый. Но археологические данные свидетельствуют, что заселение территории севера Африки восходит к эпохе палеолита. Именно к этой эпохе относятся кремневые орудия, найденные на высоком плато Египетской пустыни и датируемые 12-м тыс. до н. э., т. е. еще до того периода, когда здесь образовалась пустыня
Сахара.

К началу неолита люди переселились в долину Нила. К этому времени она уже обрела современный вид, но еще долго здесь существовали значительные болотистые участки.

В 10–6-м тыс. до н. э. кочевавшие здесь племена жили в саваннах, окружавших Нил, и занимались собирательством, охотой и рыболовством. Из рукописных источников, с большой вероятностью, можно предположить, что на данную, уже весьма плотно населенную территорию несколько позже пришли племена с Кавказа. Скорее всего, это были племена хамитов. В эпоху неолита хамиты спустились в долину и стали переходить
к оседлому образу жизни. Эти племена были неоднородны
в культурном отношении. Разными были и их религиозные верования и обряды.

Культуры Египта эпохи позднего неолита уже знакомы
с земледелием, основанным на ирригации и оседлом образе жизни. Они сложились ок. 5000 лет до н. э.

Незначительные памятники неолитических культур обнаружены в Меримде-Бени-Саламе и Эль-Омари на территории Нижнего Египта. Более многочисленны памятники, найденные на территории Верхнего Египта. В хронологическом порядке
это культуры: тасийская, бадарийская, амрийская, Негаде I,
Негаде II и герцейская. Они существовали приблизительно
с 5000 до 3200 г. до н. э. Этим культурам, начиная с бадарийской, была известна медь. Поэтому их чаще называют не неолитическими, а халколитическими («медно-каменными»).

В отличие от тасийцев – людей с широкими черепами,
представители бадарийских племен были узкоголовыми. И те,
и другие были пастухами и охотниками. Они широко исполь-
зовали слоновую кость, обрабатывали камень и медь. Погре-
бения животных, обнаруженные в могильниках, свидетель-
ствуют о существовании культа животных. Для герцейской
культуры характерно изготовление керамики и обработка
камня.                        

Итак, развитие скотоводства, а затем земледелия засвидетельствованы археологией как последовательная смена культур.

Ученые сделали вывод, что образование египетских провинций, или номов, уходит корнями в додинастическую эпоху. Это подтверждает и факт идентичности символики номов некоторым находкам герцейской культуры. Поскольку общие интересы возникали у соседствующих номов, стали складываться небольшие царства. Царем в каждом случае становился сильнейший из вождей объединившихся номов.

Во все времена египетской истории как ее доминантная структура прослеживается деление страны на Верхний и Нижний Египет. В иные периоды они более консолидированы,
в другие – автономны. Даже столица Египта постоянно мигрирует между этими двумя частями. Эта доминанта не просто всегда присутствует в жизни Египта. Положение этой оси как бы диагностирует нам динамику отношений в Египте. Она последовательно проводится в администрации и титулатурах. Несомненно, что эта динамика отражала древнюю самостоятельность обеих частей. Обе части соединялись личной унией под властью одного царя. Царь Египта – это царь восточного типа. Он был ничем не ограниченным владыкой, только если его власть не ограничивали богатые удельные князья. Противовесом в действии этого механизма централизации-автономности были жрецы. Именно их позиция в тот или иной период времени приводила
в действие данный механизм.

К 3500 г. до н. э. возникли два крупных царства – одно
в Верхнем Египте (в долине Нила), а другое – в Нижнем Египте (в его дельте). Спустя приблизительно 300 лет Верхний Египет объединил всю страну в единое царство. Его могучим властителям – фараонам – страна приносила огромные богатства и обеспечивала их гигантскими людскими ресурсами. Кто же были эти люди? Как считает российский историк И. М. Дьяконов, скорее всего, это были хурриты – древние племена, родственные по языку урартам. Их связывают с культурой куро-араксского энеолита (культура Хирбет-Керак в Сирии и Палестине). Центром распространения хурритов поначалу было Закавказье. Оттуда они в 5-м тыс. до н. э. проникли в Северо-Восточную Африку. Здесь они ассимилировали с местными племенами, в результате чего возникло несколько народностей. Среди них известны протосемиты, берберы и кушиты. В свою очередь, ассимиляция этих народов к 4-му тыс. до н. э. и привела к образованию древнеегипетского этноса.

Лингвистика предоставляет этнологии свои методы изучения динамики этноса. Что касается языка древних египтян, то он родственен семитским языкам. Ввиду некоторых особенностей египетского языка он вместе с другими африканскими, ливийскими и берберскими наречиями выделяется в группу хамитских языков.

Семитский язык проник сюда в глубокой древности из Западной Азии по древнему пути, пролегающему по Вади-Хамма-
мати и ведущему с юго-востока, от современной Кены, к Красному морю. Что касается хамитского языка, то он был принесен североафриканскими аборигенами из пустынного нагорья. Тогда, как и теперь, пустыня была заселена очень мало и территория Древнего Египта – даже в большей степени, чем сегодня, – была ограничена долиной Нила, областью Дельты, немногочисленными опорными постами в оазисах и отдельными рудниками и шахтами.

Ученые делят историю египетского языка на четыре периода: древнеегипетский (до гиксосов), новоегипетский (до времени упадка), демотический (до введения христианства) и коптский. Памятником древнейшего языка служат религиозные тексты пирамид, записанные при V–VI династиях, но составленные
в доисторическое время.

По мнению некоторых лингвистов, клинопись в Египте применялась как дипломатическое письмо, как международный язык. Это заставило египтян использовать в египетском языке особую силлабическую орфографию, большей частью для транскрипции иностранных слов. В более поздний период египетский язык подвергся влиянию греческого, используя из него слова, проникшие даже в священные тексты.

Египетский язык делился на диалекты. Языковые различия были настолько существенны, что, по замечанию Геродота, жители Элефантины, например, с трудом понимали северян.

Сегодня египтянами называют людей, населяющих современный Египет. Эта популяция весьма неоднородна. Большинство составляют феллахи, или пахари, которые принадлежат
к египетско-коптской расе. Скорее всего, именно феллахи
в наибольшей мере сохранили тот антропологический древнеегипетский тип, каким мы его видим на древних египетских памятниках. Эти люди и сейчас населяют деревни и небольшие города.

В больших городах Египта, особенно в Каире, преобладают арабы. Большинство современных египтян принадлежит к магометанским суннитам. Их большинство, но это не означает, что именно они составляют элиту. Можно вспомнить, что до середины ХХ в. высшие военные должности в Египте занимали турки. Более того, турецкий язык был государственным. Со временем турецкий язык стал употребляться все меньше и его сменил арабский.

Значительную часть современного этноса Египта составляют христианские копты. Они представляют наиболее «чистую» часть древнеегипетского этноса, которая сохранилась в первозданном виде. Среди населения Египта много также нубийцев, бедуинов. Эти кочевники в большинстве своем перешли на оседлый образ жизни и сейчас занимаются земледелием.

В Египте многочисленны также выходцы из Греции, Италии, Франции, Англии, Германии и других европейских стран.

Современный египетский этнос сложился в результате смешения азиатских семитов, вторгшихся в Нильскую долину
в доисторические времена, с туземным африканским населением. Впоследствии жители Египта постоянно подвергались новым смешениям, что определило антропологический тип современного египтянина. Он ближе всего к семитам, хотя в нем проявляются черты и других предков.

Материнскую основу древнеегипетского этноса составляло коренное население Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств. Это были люди, вышедшие из местных неолитических культур Бадари, Меримде и Негаде. Именно они, возможно,
с помощью посвященных людей, первыми овладели гидравлическими технологиями.

По причине высокого плодородия земель сюда, «как на Клондайк», стали приходить самые разные люди из других
мест – носители иных культур. Понятно, что это были чрезвычайно активные люди – спринтеры. Они не только усваивали новую для себя гидравлическую культуру, но и настойчиво внедряли в нее собственные тотемные представления. Чрезвычайно высокая плотность населения в дельте Нила заставляет нас предположить, что коренное население было здесь отнюдь не основным по численности. Его просто не хватило бы для проведения необходимых мелиоративных работ. Народонаселение было разнообразным, и в нем численно преобладали работники, т. е. рабы. Вспомним библейскую историю жизни раба Иосифа
в Египте, и мы поймем, что роль раба в начальной стадии этногенеза вполне могла быть и пассионарной.

В ходе взаимодействия между разнородными представителями разных культур стали складываться общие религия и язык.
В результате смешения людей разных племен сформировался особый морфологический тип египтянина. По свидетельству Геродота, этот тип был весьма узнаваем среди представителей других народов. Не удивительно, что именно в регионах мощной синергетики различных культур сложились цивилизации,
не только обладавшие оригинальной материальной культурой, но и достигшие высокого уровня духовного единства.

Итак, первым мультипликатором этногенеза на исторических реках следует считать высокую плотность населения, которая возникла здесь благодаря миграциям людей других культур. Последние смогли привнести в местную популяцию не только новую культуру, но и собственные наследственные признаки и тем самым содействовали изменению и развитию пер-


вичных признаков самой популяции. Благодаря этому биологическому механизму в этносе возникали разновидности, получавшие в борьбе за существование перевес над первичным видом
и тем самым развивавшие его.

Кроме того, на этногенез воздействовали массовые миграции и интервенции большого количества людей иной культуры во время бесконечных войн и нападений на Египет гиксосов, хурритов, симитов, ливийцев, народов моря, нубийцев, сирийцев, персов, ассирийцев, греков, римлян и многих других. Эти люди одновременно и разрушали, и развивали культуру Древнего Египта, но они также мощно воздействовали на этногенез.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...