Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Поздний бронзовый загар Европы




3. 2. Поздний бронзовый загар Европы

 

Наступление исторического времени в Европе историки обыч-  
но ассоциируют с достижениями бронзового века. При этом его важнейшие успехи ассоциируют с новым уровнем культуры че-
ловечества. Это действительно так – человек перешел от исполь- 
зования камня к культуре бронзы. Но много раньше культуры бронзового века проявились в Месопотамии. В 4-м тыс. до н. э. здесь уже плавили медь, а с 2500 г. до н. э. стали производить бронзу. Из Месопотамии бронзовая культура через Малую Азию, Кавказ и Египет распространилась по всему миру. Форпо-
стом распространения бронзовых культур по Европе стал Крит. Историки выделяют три пути культурного влияния на Европу высокоразвитых культур Востока в бронзовый век ( рис. 3. 3 ):

1. Через Анатолию на Балканы. Этим путем возник центральноевропейский ранний бронзовый век. Важнейшими культурами являются баденская культура, охватывающая территории современных Венгрии, Чехии, Моравии, Австрии, Силезии, а также и дунайские культуры, захватившие Балканы и Апеннинский полуостров.

2. Через Иберийский полуостров в Центральную и Западную Европу. Бронзовый век, пришедший в Европу этим путем, отличается изобилием серебряных и медных изделий.

3. Через транскарпатскую тумульскую культуру в Центральную и Западную Европу проникает кавказская кубанская культура боевых топоров.

Главным путем в бронзовой Европе был янтарный путь. Этим путем янтарь перевозился из Балтии на Юг Европы,
в Египет и Месопотамию. Одновременно, вверх по Дунаю,
а далее по Заале, Майну, Эльбе и Одеру в Ютландию и Балтию шла культурная экспансия бронзы. Этим же путем с юга приходили не просто носители новой культуры, но люди, существенно отличавшиеся от жителей Европы антропометрически. Они несли с собой не только новую культуру, но и новые этнические признаки. Очевидно, что янтарный путь в Европе – путь этногенеза на самой ранней его стадии.

Представляется, самым важным достижением бронзового века является то, что на фоне продолжающегося культурогенеза начинается этногенез. Это значит, что если культуры бронзового века утверждаются в Европе лишь в XVII в. до н. э., то и активная фаза этногенеза наступает в Европе на двадцать три столетия позже, чем в Египте и Месопотамии.

Оставим на время Европу и вернемся на пару тысяч лет назад в Египет.

 

 

3. 3. «Слава тебе, о Нил! Ты этой стране откровение и оживление Египту! »

 

Эти слова из древнейшего египетского текста. Египет – древнейшее государство на Земле, возникшее в конце 4-го тыс. до
н. э. именно в северо-восточной части Африки. Основой этой древнейшей государственности явился Нил.

До сих пор все исследователи Египта обращаются к словам Геродота, который называл Египет «подарком Нила». Конкретно, этим подарком является «черная земля» плодородной долины Нила длиной примерно 1 тыс. км и шириной 10–20 км, окруженная с запада и с востока «красной землей» – пустынями.

Цитата из древнеегипетского текста в заглавии параграфа раскрывает загадку Нила гораздо богаче, чем созданный Геродотом образ. Почему египтяне назвали Нил откровением для Египта? Сначала попробуем понять для себя, – что такое откровение. Известный философ М. А. Можейко, специально исследовавший это понятие, считает, что откровение – это центральное понятие теистической мистики, «выражающее акт непосредственного волеизъявления персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину». Откровение, считает он, может явиться в нескольких значениях. Обычно оно открывается в Священном Писании как результат Божественного откровения отцам церкви. Иногда откровение является как результат индивидуальной практики души при ее непосредственном соприкосновении с Богом. Эти трактовки откровения подходят только для теистических вероучений, т. е. реализуются в рамках веры в Бога как трансцендентного миру разумного начала, таких как христианство, иудаизм, ислам.

Поскольку древнеегипетский этнос развивался в контексте нетеистических представлений, откровение, скорее всего, мыслится автором гимна как результат непосредственного диалога всех египтян (как особого этноса) с Богом, т. е. как своеобразная форма договора между древнеегипетским этносом и Богом. Тогда будет понятно, что Нил как откровение является проявлением особой милости Божьей и одновременно означает готовность всего Египта к восприятию и принятию этой милости. Чем же могут обернуться эти милости? Можно предположить, что они могут выступать в роли чуда – как Божественного проявления, всепобеждающего естественные законы по воле Бога. Тогда через откровение Бог заботится о соответствии сущего Божественному замыслу.

Можно было бы предположить, что в нетеистической системе вероучения Древнего Египта откровение могло приходить
к этносу через жреца, как говорение богов. С другой стороны,
в гимне прямо указывается, что носителем откровения богов является сам Нил. Тогда Нил в архаичной культуре Древнего Египта является не просто носителем Божественного откровения, он постоянно как бы «вдохновляется» Божественной силой, т. е. предстает как дыхание Божества. Он исполняет ту «роль», которую в будущем и в других цивилизациях будут играть Веды, Пророчества, Священное Писание.

К сожалению, прямых свидетельств этой сущности, подобных откровениям Священного Писания, мы не имеем. Нам
малодоступны также и образцы древнеегипетской филосо-
фии, которые могли бы пролить свет на эти отношения. Но можно предположить, что философия откровения в Древнем Египте имеет нечто общее с античной философией. Тогда допустима гипотеза о том, что для древних египтян откровение могло выступать как «родитель сущего» и обеспечивать «восхождение к Единому» (по Плотину). Только Плотин и Аристотель подразумевали под Единым экстаз, возвышающий душу грека, выводящий его за пределы обычного состояния. А древние египтяне оставляли роль Единого, т. е. «родителя сущего», великому Нилу.        

Тогда становится понятна исходная космогония Древнего Египта. Когда-то на Земле правили боги. Так писал, кстати на греческом языке, египтянин Манефон. Они рассердились на людей и покинули их. Но они же оставили людям откровение
в виде Нила. Он же – родитель сущего, он же – откровение этой стране.

Это значит, в этой стране ищите причину всего сущего –
в Ниле. Именно в Древнем Египте, кажется, впервые в истории рождается образ откровения воды. Современной наукой доказано, что вода обладает физическими свойствами памяти. Конечно, эти факты были древним неизвестны. В чем же тогда могла проявляться память Нила? И здесь мы приходим ко второму образу текста – оживлению.

Понятно, что вокруг Нила всегда была сосредоточена жизнь в Египте. Этот образ первым и всплывает в нашем сознании, когда мы читаем «Нил – ты оживление Египту». Но что такое жизнь? Жизнь означает способ бытия, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Из этого определения следует, что Нил должен был бы обеспечивать все эти функции Египту. Что же мы знаем о Ниле?

Нил берет начало в Эфиопии и экваториальной Африке и там течет между высокими берегами. Этого древние египтяне не знали, потому что в эти годы вряд ли там бывали.

В районе Каира русло делится и образует при впадении
в Средиземное море мощную дельту. Равнина Нила ежегодно во время разливов затапливается водой.

Древние египтяне добывали себе пропитание охотой, а затем освоили земледелие. Именно тогда им пришлось решать сложную задачу контроля водного режима Нила. Разлив Нила случается ежегодно с конца июля до конца октября, и его илистые воды покрывают всю долину, вплоть до кромки пустынь. Поскольку решение задачи контроля речных паводков требовало участия всего населения страны, то это привело к необходимости консолидации всех усилий и к совместным действиям всех общин. Объединение поселений позволяло провести каналы
и построить дамбы, без которых регулирование вод, несущих людям жизнь, было невозможно. Таким же способом осушали болота, что обеспечивало расширение возделываемых земель по мере роста населения.

Одновременно Нил являлся для египтян и главным водным путем. От южных районов Африки Египет был отрезан непроходимыми порогами. Это обеспечивало формирующемуся этносу естественную изоляцию от южных племен, да и любопытство самих египтян весьма сдерживало.

Что же следует из вышеприведенного описания характера отношений древних египтян с Нилом? Каков их латентный смысл? В том-то и дело, что в сознании жителей долины Нил обеспечивал не столько жизнь, сколько оживление. А оживление – это жизнь после смерти. Что же оживлял Нил?

Во-первых, почву. Каждый год Нил нес с собой миллиар-
ды тонн ила, которые обеспечивали возобновление плодоро-
дия. Египтяне всегда могли сравнить плодородие равнины
Нила с бесплодностью прилегающих засушливых районов
и пустынь.                 

Во-вторых, обожженная солнцем, вымершая долина оживала в конце июля. Высушенная земля в начале июля напоминала мумию. Воды Нила оживляли ее. Начинался новый цикл жизни. Смена природных циклов омертвления и оживления, конечно, формировала космогоническую концепцию древних египтян. Может быть, поэтому и опыт реинкарнации ландшафта, многократное его возрождение египтяне пытались перенести на себя. Египтяне постоянно искали возможности вечной жизни, т. е. оживления. Стремление сохранить тело после смерти присутствует у многих народов. Но в других случаях оно связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души и тела. Природные условия Древнего Египта позволяли людям часто наблюдать феномен естественной мумификации. Ее физико-хи-
мический механизм связан с переходом влаги из мертвой ткани или трупа в окружающую среду при отсутствии условий для гнилостного распада тканей. В Египте этому способствовала высокая температура и рыхлость почвы, которые облегчают испарение влаги и движение нагретого воздуха. Результатом мумификации обычно является мумия – труп, предохраненный от разложения искусственным способом.

Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных мумий – мумия египетской царицы Хетепхерес, которая правила
в 3-м тыс. до н. э. В Египте для мумификации трупов применялось бальзамирование, или комплекс мероприятий, направленных на предохранение трупа от разложения. Древние египтяне были основоположниками бальзамирования.

Известно, что труп после извлечения из него внутренностей
и мозга пропитывали различными благовониями (миррой, кассией и др. ), обертывали льняными бинтами, смоченными клеем и камедью, а затем высушивали. Так получали мумию. Мумия – артефакт для оживления.

Вот моя гипотеза. Главным в отношениях древних жителей Египта с Нилом была сезонность природных процессов. Возможно, что сезонность древний житель Египта связывал не столько с климатом, сколько с сезонностью самого Нила. Это теперь мы знаем, что разливам Нила предшествует таянье снега в горах. Житель Дельты вряд ли об этом догадывался. Наоборот, он связывал природные циклы с гидрологическими циклами Нила. Тем более, что сезонность Нила обязывала и самих людей к циклическому поведению. Вероятно, цикличность природы
и цикличность жизни людей и составляла суть откровения Нила Египту, т. е. требовала их Единства. Итак, откровение Нила Египту – восхождение к единству природных и социальных циклов. В этой формуле – суть всякой материнской цивилизации. В ее основе – земледелие (единство цикличности).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...