3.2. Поздний бронзовый загар Европы
3. 2. Поздний бронзовый загар Европы
Наступление исторического времени в Европе историки обыч- 1. Через Анатолию на Балканы. Этим путем возник центральноевропейский ранний бронзовый век. Важнейшими культурами являются баденская культура, охватывающая территории современных Венгрии, Чехии, Моравии, Австрии, Силезии, а также и дунайские культуры, захватившие Балканы и Апеннинский полуостров. 2. Через Иберийский полуостров в Центральную и Западную Европу. Бронзовый век, пришедший в Европу этим путем, отличается изобилием серебряных и медных изделий. 3. Через транскарпатскую тумульскую культуру в Центральную и Западную Европу проникает кавказская кубанская культура боевых топоров. Главным путем в бронзовой Европе был янтарный путь. Этим путем янтарь перевозился из Балтии на Юг Европы,
Представляется, самым важным достижением бронзового века является то, что на фоне продолжающегося культурогенеза начинается этногенез. Это значит, что если культуры бронзового века утверждаются в Европе лишь в XVII в. до н. э., то и активная фаза этногенеза наступает в Европе на двадцать три столетия позже, чем в Египте и Месопотамии. Оставим на время Европу и вернемся на пару тысяч лет назад в Египет.
3. 3. «Слава тебе, о Нил! Ты этой стране откровение и оживление Египту! »
Эти слова из древнейшего египетского текста. Египет – древнейшее государство на Земле, возникшее в конце 4-го тыс. до До сих пор все исследователи Египта обращаются к словам Геродота, который называл Египет «подарком Нила». Конкретно, этим подарком является «черная земля» плодородной долины Нила длиной примерно 1 тыс. км и шириной 10–20 км, окруженная с запада и с востока «красной землей» – пустынями. Цитата из древнеегипетского текста в заглавии параграфа раскрывает загадку Нила гораздо богаче, чем созданный Геродотом образ. Почему египтяне назвали Нил откровением для Египта? Сначала попробуем понять для себя, – что такое откровение. Известный философ М. А. Можейко, специально исследовавший это понятие, считает, что откровение – это центральное понятие теистической мистики, «выражающее акт непосредственного волеизъявления персонифицированного Бога, открывающего себя субъекту как абсолютную истину». Откровение, считает он, может явиться в нескольких значениях. Обычно оно открывается в Священном Писании как результат Божественного откровения отцам церкви. Иногда откровение является как результат индивидуальной практики души при ее непосредственном соприкосновении с Богом. Эти трактовки откровения подходят только для теистических вероучений, т. е. реализуются в рамках веры в Бога как трансцендентного миру разумного начала, таких как христианство, иудаизм, ислам.
Поскольку древнеегипетский этнос развивался в контексте нетеистических представлений, откровение, скорее всего, мыслится автором гимна как результат непосредственного диалога всех египтян (как особого этноса) с Богом, т. е. как своеобразная форма договора между древнеегипетским этносом и Богом. Тогда будет понятно, что Нил как откровение является проявлением особой милости Божьей и одновременно означает готовность всего Египта к восприятию и принятию этой милости. Чем же могут обернуться эти милости? Можно предположить, что они могут выступать в роли чуда – как Божественного проявления, всепобеждающего естественные законы по воле Бога. Тогда через откровение Бог заботится о соответствии сущего Божественному замыслу. Можно было бы предположить, что в нетеистической системе вероучения Древнего Египта откровение могло приходить К сожалению, прямых свидетельств этой сущности, подобных откровениям Священного Писания, мы не имеем. Нам
Тогда становится понятна исходная космогония Древнего Египта. Когда-то на Земле правили боги. Так писал, кстати на греческом языке, египтянин Манефон. Они рассердились на людей и покинули их. Но они же оставили людям откровение Это значит, в этой стране ищите причину всего сущего – Понятно, что вокруг Нила всегда была сосредоточена жизнь в Египте. Этот образ первым и всплывает в нашем сознании, когда мы читаем «Нил – ты оживление Египту». Но что такое жизнь? Жизнь означает способ бытия, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Из этого определения следует, что Нил должен был бы обеспечивать все эти функции Египту. Что же мы знаем о Ниле? Нил берет начало в Эфиопии и экваториальной Африке и там течет между высокими берегами. Этого древние египтяне не знали, потому что в эти годы вряд ли там бывали. В районе Каира русло делится и образует при впадении Древние египтяне добывали себе пропитание охотой, а затем освоили земледелие. Именно тогда им пришлось решать сложную задачу контроля водного режима Нила. Разлив Нила случается ежегодно с конца июля до конца октября, и его илистые воды покрывают всю долину, вплоть до кромки пустынь. Поскольку решение задачи контроля речных паводков требовало участия всего населения страны, то это привело к необходимости консолидации всех усилий и к совместным действиям всех общин. Объединение поселений позволяло провести каналы
Одновременно Нил являлся для египтян и главным водным путем. От южных районов Африки Египет был отрезан непроходимыми порогами. Это обеспечивало формирующемуся этносу естественную изоляцию от южных племен, да и любопытство самих египтян весьма сдерживало. Что же следует из вышеприведенного описания характера отношений древних египтян с Нилом? Каков их латентный смысл? В том-то и дело, что в сознании жителей долины Нил обеспечивал не столько жизнь, сколько оживление. А оживление – это жизнь после смерти. Что же оживлял Нил? Во-первых, почву. Каждый год Нил нес с собой миллиар- Во-вторых, обожженная солнцем, вымершая долина оживала в конце июля. Высушенная земля в начале июля напоминала мумию. Воды Нила оживляли ее. Начинался новый цикл жизни. Смена природных циклов омертвления и оживления, конечно, формировала космогоническую концепцию древних египтян. Может быть, поэтому и опыт реинкарнации ландшафта, многократное его возрождение египтяне пытались перенести на себя. Египтяне постоянно искали возможности вечной жизни, т. е. оживления. Стремление сохранить тело после смерти присутствует у многих народов. Но в других случаях оно связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души и тела. Природные условия Древнего Египта позволяли людям часто наблюдать феномен естественной мумификации. Ее физико-хи- Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных мумий – мумия египетской царицы Хетепхерес, которая правила
Известно, что труп после извлечения из него внутренностей Вот моя гипотеза. Главным в отношениях древних жителей Египта с Нилом была сезонность природных процессов. Возможно, что сезонность древний житель Египта связывал не столько с климатом, сколько с сезонностью самого Нила. Это теперь мы знаем, что разливам Нила предшествует таянье снега в горах. Житель Дельты вряд ли об этом догадывался. Наоборот, он связывал природные циклы с гидрологическими циклами Нила. Тем более, что сезонность Нила обязывала и самих людей к циклическому поведению. Вероятно, цикличность природы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|