Государственное управление (ГУ). Особенности и соотношение с МСУ.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Тема 1. Государственное управление. Общее понятие управления. Социальное управление. Его особенности и виды. Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь. Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций): 1) технические операции; 2) коммерческие операции; 3) финансовые операции; 4) страховые операции; 5) учетные операции; 6) административные операции. Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты: 1) необходимость создания и функционирования законченной системы; 2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи; 3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления; 4) информация как главное связующее звено между участниками управления; 5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области); 6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.
Социальное управление является одним из видов общего управления, представляющего собой воздействие одних людей на других, главным образом с помощью информации в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Различают следующие особенности социального управления: 1) управление людьми; 2) действия человека носят сознательный, волевой характер; 3) высокая степень автономии и самостоятельности управляемых; 4) управление людьми осуществляется сознательно; 5) способность к быстрой передаче информации. По пределам воздействия различают следующие виды управления: 1) управление государством; 2) управление городом; 3) сферой социальной жизни; 4) предприятием; 5) и т.п. По признаку собственности управление бывает: 1) государственным; 2) муниципальным; 3) частным некоммерческим; 4) частным коммерческим. Государственное управление (ГУ). Особенности и соотношение с МСУ. Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти. Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании. Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки: 1) государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию, это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов; 2) наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество; 3) осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан; 4) это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности;
5) осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления; 6) отвечает принципу законности; 7) строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений; 8) основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма; 9) реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего». Виды государственного управления: 1) внутреннее государственное; 2) внешнее государственное; 3) внутриорганизационное государственное управление; 4) суверенное; 5) в частноправовых формах; 6) общее; 7) особенное. Различают следующие функции государственного управления: 1) информационное обеспечение деятельности государственных органов; 2) прогнозирование и моделирование; 3) планирование; 4) организация; 5) распорядительство; 6) руководство 7) координация; 8) контроль; 9) регулирование; 10) учет. Институты государственного управления и местного самоуправления, несмотря на принципиальные различия, имеют общие черты, представляющие собой «сообщающиеся сосуды». Так, законы РФ устанавливают соотношение должностей муниципальной и государственной гражданской службы РФ, органы государственного управления могут делегировать отдельные свои полномочия органам МСУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|