Понятие и классификация форм ГУ.
Форма управления – это внешнее выражение и содержание управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых органами ГВ и МСУ. Форма управления м иметь юр содержание – т.е. устанавливаться в НПА[3]. В других случаях форма управления не устанавливается нормативно и ее нельзя считать правовой формой управления. Правовая форма управления – это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа ГВ или д/л, осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия. В процессе деятельности органы ГВ и д/л в каждом конкретном случае избирают специальную форму управления. При этом выбор должен подчиняться определенным правилам: она д соответствовать компетенции органа, правовым методам управленческой деятельности, характеру разрешаемых вопросов и т.д. Признаки правовой формы: 1) установление в НА; 2) наличие государственно-властной природы; 3) подзаконность управленческих действий; 4) главное в содержании – исполнительно-распорядительная деятельность. Если форма управленческих действий не определена в НА и не влечет правовых последствий, она относится к не правовым формам правления. В настоящее время складывается следующая система форм управления: 1) издание НПА; 2) издание индивидуальных правовых актов (ИПА); 3) заключение публично-правовых договоров; 4) совершение юр значимых действий; 5) осуществление организационных действий; 6) выполнение материально-технических действий. Первые 4 – правовые, 2 последние – не правовые. Правовые формы управления по содержанию м б: 1) правоустановительные; 2) правоприменительные; 3) регулятивные; 4) правоохранительные.
Не правовые формы традиционно включают: 1) организационные действия, разработка методических рекомендаций и указаний; 2) материально-технические действия, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией и оформлением. В зависимости от направленности действий м б: 1) внутренние; 2) внешние. Функции ГУ. Посредством функций достигаются цели управления, т.к. именно выполнение функций, различных по содержанию, но взаимосвязанных составляет сущность управления социальной системой. По содержанию функции управления м б: 1) общие; 2) специальные; 3) обеспечительные. К общим функциям управления относят: 1) учет; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) регулирование; 7) контроль. Специальные функции управления зависят от органа, выполняющего эти функции. Можно выделить: 1) обеспечение личной и общественной безопасности; 2) обеспечение обороноспособности страны; 3) охрана гос границы; 4) осуществление социально-экономической политики, внешней политики и международных отношений. Обеспечительные функции: 1) кадровая; 2) материально-техническая; 3) финансовая; 4) делопроизводственная. Методы ГУ и их классификация. Метод управления представляет собой правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач, осуществления функций управленческой деятельности. Признаки метода управления: 1) существование метода обусловлено деятельностью органа ИВ; 2) цель использования методов – обеспечение ГУ; 3) наличие особого правоотношения между субъектом и объектом управления; 4) установление в нормативном акте порядка применения метода; 5) метод является средством осуществления полномочий; 6) методы используются в определенных формах; 7) методы применяются во временных рамках.
В настоящее время среди методов ГУ используют убеждение и принуждение. К убеждению как методу воздействия прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных и поощрительных мер воздействия. В случае, если поведение объекта управления не соответствует требованию НПА, то субъект управления вправе применять принудительные методы. Методы управления м б: 1) прямые (административные); 2) регулирующие (экономические). Прямые методы характеризуются односторонностью государственно-властного воздействия. Лицо, осуществляющее управление принимает властные, влекущие юр последствия акты управления, которые обязательны для исполнения. При использовании прямых методов субъект управления лишен возможности осуществлять управление по своему усмотрению и вынужден действовать в рамках установленных административных процедур. Прямые методы в зависимости от формы выражения м б: 1) правовые; 2) организационные. По административно-правовым признакам: 1) нормативные; 2) индивидуальные. По степени воздействия на объект управления: 1) императивные; 2) уполномочивающие; 3) поощрительно-рекомендательные. При методах регулирующего управления субъект управления создает благоприятные условия для достижения целей и задач управления путем воздействия на индивидуальные интересы объекта управления. Особенности регулирующего метода: 1) достижение желаемого результата путем воздействия на сознание и волю управляемых лиц; 2) обеспечение правовой защиты в рамках административного и судебного обжалования; 3) издание НПА, уполномочивающих на совершение определенных действий; 4) возможность выбора поведения лицами; 5) нормативное установление механизма стимулирования. Поощрение в ГУ. Стимулы — это средства, побуждающие деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а следовательно, на их волю и поведение. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.
Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения. В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Действующими правовыми актами закрепляются виды поощрения; основания их применения; полномочия субъектов власти поощрять; порядок поощрения (поощрительное производство). Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями: 1) фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектом власти; 2) связано с оценкой уже совершенных деяний; 3) персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов; 4) состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами; 5) косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования. Виды правовых поощрений устанавливаются законами, указами президентов, актами органов исполнительной власти, администрации государственных и негосударственных организаций. Как метод осуществления управленческих действий поощрение представляет систему способов стимулирующего воздействия. Стимулирование хороших дел органично связано с позитивной административной деятельностью. Разнообразие славных дел очень велико, а значит, и средства их поощрения должны быть многочисленны и разнообразны.
Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на: 1) моральные; 2) материальные; 3) смешанные; 4) статутные. Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценный подарок. Существует огромное разнообразие премий. А ценным подарком может быть почти любой предмет, имеющий ценность. Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера получаемого оклада. Говоря о смешанном характере воздействия, нужно учитывать, что кроме чисто морального и материального поощрения в связи с этим приобретаются еще и дополнительные права, льготы и др. При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их основная особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата Государственной премии. Применяются статутные меры в основном к гражданам. Но когда они используются в отношении организаций, статус последних тоже изменяется. Например, если театр стал академическим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|