Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты специальных способностей и профконсультирование




Основы профориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины XIX в. (1849 г. – вышла книга “Руководство по выбору профессии”). Появляются диагностические методики, предназначенные для измерения уровня развития способностей человека, возникают частные службы по профориентации. На Западе сложилась четкая система такой службы (три звена): школа, биржа труда и психологический анализ.

Теория профориентации, сложившаяся на Западе к 50-м годам
XX века, базировалась на тестировании, результаты которого рассматривались зачастую как “приговор” человеку относительно свойственной ему и не поддающейся изменениям структуры профессиональных способностей
. Индивидуальные особенности человека в такой системе исходят не от самого человека, а из требований профессии. На этом строились и отбор, и профессиональная тренировка. Подобный подход назывался диагностическим, и в нем выбор профессии рассматривался как поиск установления соответствия между требованиями профессии и индивидуальности. При этом игнорировался факт, что мир профессии чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые профессией человеку, неуклонно меняются. И наряду с этим сама индивидуальность человека также рассматривалась, как нечто застывшее и неизменное, связанное с профессиональными требованиями. Но способности - это динамика, а не статика, поэтому любое диагностическое испытание констатирует “срез развития” и не дает оснований строить долговременный прогноз. Любые изменения в условиях жизни, деятельности субъекта, его мотивации могут повлечь изменения в развитии способностей. Недопустимо на основе лишь только этих данных давать однозначные рекомендации по выбору профессии. Более того, часто ориентировка на интересы и склонности учащихся, даже при отсутствии сформировавшихся способностей к определенному виду труда, является более оправданной, поскольку путем самовоспитания и тренировок можно существенно продвинуть их формирование.

Но, не абсолютизируя результаты тестовых испытаний, следует понимать их полезность для профконсультационной работы (п. 5.1). Психодиагностические исследования подтверждают связь ведущих тенденций с выбором профессии и формой социальной активности.

Административная деятельность предполагает такие личностные свойства, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществляя при этом соподчиняемость по отношению к вышестоящим структурам. Оптимальный вариант, когда профессиональные качества сочетаются с атрибутами личности руководителя. Чем более прагматично общество и чем дальше оно от духовных ценностей, тем чаще встречается тип администратора, в профессиональном плане уступающего своим подчиненным. Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Если формальная должность совпадает с личностными установками и способностями, то это благо для коллектива и для руководителя. Кроме того, большое значение имеет стиль руководства (см. гл. 7). Лидерский тип личности характеризуется показателями силы, стеничности, коммуникативности (см. рис.2, п.4.1). Для нее характерен высокий уровень притязаний, жизнелюбие, оптимизм, тенденция к систематизации, чувство соперничества, упорство в достижении целей, умение заразить окружающих своей увлеченностью.

Предпринимательство и менеджмент предполагают активность, организаторские способности, хорошую информированность, осторожность, гибкость, умение убеждать, артистичность. Есть люди серьезные, фундаментально прорабатывающие каждый вопрос и хорошо приводящие любую информацию в строгую систему, но когда дело доходит до разговоров с новыми людьми, им чрезвычайно трудно войти в контакт, а отстаивая свое мнение, они так горячатся и спорят, что у окружающих быстро иссякает терпение и пропадает всякое желание повторных встреч. Чаще встречаются именно такие характеры, где каждое положительное свойство имеет свой негативный противовес. Своевременная и квалифицированная помощь профконсультанта может помочь развить сильные стороны характера, контролируя слабые.

Специальность журналиста, фоторепортера, кинооператора требует стеничных характеристик, в сочетании с художественным вербальным типом восприятия. Экономисты, финансовые работники обладают формально-логическим мышлением, высокими показателями самоконтроля, вдумчивости.

Если личность по своим эмоционально-динамическим характеристикам является лидерской, а по структуре интеллекта и по уровню развития не соответствует профессиональным требованиям истинного руководителя, то реализовать себя она сможет в деятельности, которая требует самостоятельности и решительности.

Специальности, связанные с точностью выполнения ручных работ (токарные, слесарные работы, плотницкая и столярная работа, производство обуви, пошив одежды, прикладное искусство), требуют, помимо показателей силы и ловкости, терпения, усидчивости и устойчивости интересов, изобретательности, упорства в достижении цели.

Индивидуально-личностные свойства, необходимые для деятельности инженера или механика: организованность, системное мышление, тяга к точности, сочетание синтетического и аналитического склада ума, изобретательность.

Среди лиц творческого труда стеничными характеристиками и высоким индивидуализмом отличаются художники. Для них свойственны увлеченность, одержимость, богатая фантазия, успешное решение заданий из серии наглядно-образных тестов.

Преобладание тормозимых черт свойственно представителям разных видов интеллектуального труда. Их объединяет высокий интуитивный, опережающий опыт, интеллект. В гуманитарной сфере преобладает вербальный интеллект, а в точных и естественных науках - формально-логический.

Канцелярские работники, делопроизводители, служащие-исполнители отличаются преобладанием тормозимых черт, ответственностью, исполнительностью, умеренной общительностью, даже замкнутостью.

Выводы

 

· Выделяют общие и специальные способности.

· Общие способности обеспечивают овладение знаниями и умениями, которые человек реализует во многих видах деятельности. Это – интеллект (как способность решать задачи на основе имеющихся знаний), обучаемость (как способность приобретать знания), креативность (как способность преобразовывать знания).

· Способности специальные – свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующих продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические).

· Способности специфические - способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач.

· Выделяется несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей: результативность. деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

· Опыт диагностики профессионально важных свойств позволяет предполагать, что они формируются в процессе трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не даны человеку изначально.

· Психодиагностические исследования подтверждают связь ведущих тенденций с выбором профессии и формой социально активности: очень важно чтобы профессия соответствовала индивидуальным склонностями.

Тесты

1. Способности это:

а) врожденные особенности индивида;

б) приобретенные навыки и умения;

в) реализованные индивидуальные особенности.

2. Формирование способностей к определенной профессии:

а) невозможно, так как они врожденные;

б) возможно в процессе трудовой деятельности.

3. Исходя из информации, представленной на этом графике, определите, являются следующие утверждения истинными или ложными:

 


А. Больше мужчин, чем женщин имеют очень низкий IQ ‹ 45

                                                                             да/нет

Б. Больше мужчин, чем женщин имеют очень высокий IQ › 140

                                                                             да/нет

В. Распределение уровня интеллекта среди мужчин приближается к бимодальному

                                                                        да/нет

С. Распределение уровня интеллекта среди женщин приближается к нормальному

                                                                                да/нет

Д. Среднее значение IQ для мужчин и женщин примерно одинаковое

                                                                                  да/нет

Е. Больше женщин, чем мужчин имеют IQ от 120 до 140

                                                                                  да/нет

Ё. Больше мужчин, чем женщин имеют IQ от 50 до 60

                                                                                  да/нет

4. Перспективы развития профориентации связаны:

а) с разработкой новых валидных тестов;

б) с разработкой профиля профессий.

5. Если IQ претендента на должность руководителя высокий, то его профессиональная успешность будет определяться в первую очередь:

а) когнитивными способностями;

б) профессиональными умениями;

в) личностными качествами.

6. Исследования Торндайка-Хагена показали, что тесты специальных способностей:

а) неприменимы в профконсультировании;

б) имеют ограниченную область применения в профориентации;

в) обладают низкой валидностью.

 

 

Глава 7
ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

7.1. Диагностика мотивации

Мотивация - основное понятие, используемое для объяснения движущихся сил поведения и деятельности человека. При этом под мотивацией подразумевается не устремленность к конкретному объекту, который отвечает той или иной потребности человека и побуждает его к деятельности, а то понятие, которое многие авторы (Д. Макклеланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен) обозначают как drive, motivation. Мотивация трактуется как побудительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Х. Хекхаузен (1986)включает в категорию “мотив” такие понятия как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Мотив всегда присутствует в деятельности до тех пор, пока не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для человека.

Мотивация - процесс выбора между различными возможными действиями; процесс, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний. Многозначность мотивационных проявлений определяет многообразие различных методик, используемых для их психодиагностики:

1. Прямые методы психодиагностики мотивов.

К ним относятся, прежде всего анкеты, в которых перечисляется различные по значимости для человека мотивы. Испытуемый, выбирая мотивы, располагает их в порядке значимости.

2. Личностные опросники для измерения мотивов.

Испытуемые отвечают на вербальные стимулы (слова). В отличие от анкет с прямыми вопросами, в опросниках утверждения касаются некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними.

3. Проективные методы для диагностики мотивов.

Они направлены на анализ продуктов воображения и фантазий. Основаны на представлении З. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображения и перцепцию. Проективные методы исследуют глубинные мотивационные образования (неосознанные мотивы).

К проективным методикам относится мотивационный тест Хекхаузена. При разработке данного теста Хекхаузен использовал в качестве основы тематический апперцептивный тест Мюррея – ТАТ. В качестве стимульного материала используются 6 картинок, на которых изображены фрагменты служебно-производственных ситуаций. По созданным обследуемым человеком сюжетам определяется ведущий мотив, направленный на достижение успеха или на избегание неудачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...