Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема ориентировочной основы действия




Этапы работы Средства и условия работы Критерии для самоконтроля
     
1. Заготовка предполагаемой модели. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Учитывая морфологическое строение коронки верхнего центрального резца, а также его размерные характеристики, делаем заготовку предполагаемой модели из пластилина, выдерживая соотношение коронки и корня.
2. Придание коронке форму трапеции. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Со стороны вестибулярной,небной,режущейповерхностей заготовка коронки напоминает форму трапеции, меньшее основание которой направлено к десневому краю, большее — к режущему. Со стороны контактных медиальной и дистальной поверхностей заготовка имеет вид клина, верхушка которого обращена к режущему краю, основание к — десневому краю.
3. Моделирование медиального краевого валика. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Следующий этап в моделировании коронки верхнего центрального левого резца заключается в формировании пологого медиального краевого валика, который занимает примерно l/З часть коронки зуба, имеет незначительный округлый изгиб в центральной части.После его оформления в области режущего края определяется незначительное возвышение, которое, объединяясь с контактной медиальной поверхностью, образует острый медиальный угол коронки, иногда приближающийся к прямому, что является ведущим признаком определения принадлежности зуба к той или другой стороне.
4. Оформление средней части вестибулярной поверхности.   Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Далее выстраиваем пологий дистальный краевой валик, который также занимает примерно l/З часть вестибулярной поверхности коронки.В области режущего края формируется небольшое возвышение, которое при слиянии с контактной дистальной поверхностью образует дистальный угол коронки, имеющий закругленную форму. Приступаем к оформлению средней части вестибулярной поверхности. Заполняем ее слабо выраженным основным продольным валиком с пологими скатами, на режущем крае переходящим в небольшое возвышение.
5. Окончательная моделировка вестибулярной поверхности. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Приступаем к окончательному этапу моделирования вестибулярной поверхности. Объединяем все анатомические зоны между собой, воссоздаем микрорельеф, создаем более тонкую градацию вестибулярной поверхности.
6. Оформление небной поверхности.   Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Приступаем к оформлению небной поверхности. Аналогично вестибулярной поверхности формируется серия фотографий, на которых показаны варианты расположения краевых валиков на небной поверхности. При равномерном наклоне краевых валиков друг к другу форма коронки приобретает треугольные очертания, при относительной параллельности валиков говорят о прямоугольных формах, при овально расположенных валиках форма коронки становится овальной. Изначально выкладываем пологий медиальный валик, занимающий l/З часть небной поверхности, который принимает участие в формировании медиальной части коронки, придавая ей форму клина.
7. Оформление контактной медиальной и дистальной поверхностей. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Контактная медиальная поверхность оформляется путем объединения медиальных частей вестибулярной и небной поверхностей. Просматривается вестибулярный и небный контуры, а сама поверхность напоминает форму треугольника. Зона максимальной выпуклости коронки центрального резца, что в последующем является местом межзубного контакта, располагается на границе режущей и средней трети. Дистальная контактная поверхность также напоминает форму треугольника, основание которого направлено к десневому краю, вершина к режущему краю.

Контрольные вопросы

1. Назовите отличительные признаки верхних центральных резцов?

2. Каковы особенности вестибулярной поверхности верхнего центрального резца?

3. Каковы особенности небной поверхности верхнего центрального резца?

4. Каковы особенности медиальной поверхности верхнего центрального резца?

5. Каковы особенности дистальной поверхности верхнего центрального резца?

Ситуационные задачи

1. Какова форма небной поверхности центрального резца верхней челюсти?

Форма Да Нет
1. Веретенообразная    
2. Долотообразная    
3. Лопатообразная    
4. Неправильной формы    

 

2. Назовите валики вестибулярной поверхности центрального резца верхней челюсти?

Валики Да Нет
1. Продольный    
2. Медиальный    
3. Дистальный    
4.Вестибулярный    
5.Передний    

 

3. Назовите форму медиальной контактной поверхности верхнего центрального резца?

Форма Да Нет
1. Форма клина    
2. Долотообразная форма    
3. Веретенообразная    
4. Неправильной формы    
5. Прямоугольная    

 

4. Выберите правильное определение:

Определение Верно Неверно
1. Продольный и краевой валики сливаясь между собой, образуют экватор зуба.    
2. Продольный и медиальный валики сливаясь между собой, образуют экватор зуба.    
3. Медиальное и дистальное углубления сливаясь между собой, образуют экватор зуба.    

 

5. Перечислите поверхности коронки верхнего центрального резца:

Поверхности Да Нет
1. Вестибулярная    
2. Передняя    
3. Задняя    
4. Медиальная    
5. Дистальная    
6. Оральная    
7. Небная    
8. Щечная    
9. Язычная    

Тестовый контроль знаний

1. Какую форму имеет вестибулярная поверхность коронки центрального резца верхней челюсти?

а) трапециевидную;

б) треугольную;

в) напоминает клык;

г) пятиугольную.

2. Сколько валиков на вестибулярной поверхности?

а) 1;

б) 2;

в) 3.

3. Где локализуется цервикальный поясок?

а) на режущем крае;

б) в области экватора;

в) в пришеечной области.

4. На контактной дистальной поверхности какой валик более развитый?

а) медиальный;

б) дистальный.

5. Основание клина на контактной медиальной поверхности находится в области:

а) небного контура;

б) шейки зуба;

в) цервикального пояска.

Домашнее задание

а) изобразить центральные резцы верхней челюсти в 3 проекциях;

б) перечислить основные особенности вестибулярной поверхности центральных резцов верхней челюсти.

Литература

Основная:

1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 766 с.

2. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА.

Дополнительная:

1.Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10.

2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с.

Практическое занятие № 6

Тема: «Моделирование боковых резцов верхней челюсти».
Цель: - изучить особенности строения боковых резцов верхней челюсти. -сформировать представление об отличительных признаках боковых резцов верхней челюсти. - уметь моделировать боковые резцы верхней челюсти.
Метод проведения: групповое занятие.  
Место проведения: учебная аудитория, клинический кабинет, кабинет мануальных навыков, лаборатория.  
Обеспечение: техническое оснащение: мультимедийное оборудование, стоматологические установки, стоматологические инструменты, стоматологические материалы; учебные пособия: фантомы головы и челюстей, стенды, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы; средства контроля: контрольные вопросы, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля, домашние задания.  
           

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом студента. Определение строения боковых резцов верхней челюсти. Основные отличительные признаки боковых резцов верхней челюсти. Понятие эстетического моделирования.

3. Практическая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материала для эстетического моделирования (скульптурный пластилин). Моделирование студентом боковых резцов верхней челюсти.

4. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида. Рисование боковых резцов верхней челюсти в 3 проекциях.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам.

6. Тестовый контроль знаний.

7. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Медиальный резец верхней челюсти, являясь вариабельным зубом в классе верхних резцов, подвержен значительным изменениям. Это проявляется в существовании разнообразнейших форм как вестибулярной, так и небной поверхностей, наличии высокой степени дифференциации, появлении дополнительных морфологических элементов, разветвленной сети

фиссур и борозд. По степени редукции медиальные резцы верхней челюсти занимают второе место в зубочелюстной системе человека, уступая третьим постоянным молярам. Примеры вариабельности коронок латерального резца верхней челюсти нами приведены во 2 главе.

Рис.10. Соотношение центрального реза и бокового резца верхней челюсти.

 

Более подробно приведено строение верхнего правого бокового резца, который относится к ряду нестандартных вариабельных зубов с высокой степенью редукции-дифференциации. Его внешние очертания, особенно форма вестибулярной поверхности, напоминают модуль — одонтомер (клык), что еще раз подтверждает морфологическое и функциональное единство зубочелюстной системы человека.

Рис. 11. 1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — медиальное углубление; 5 — анатомическая шейка 6 — медиальный угол; 7 — дистальный угол.

Вестибулярная поверхность коронки зуба напоминает форму пятиугольника в результате хорошо развитых продольного (1) и двух краевых (медиального — (2), дистального — (3)) валиков, два из которых (продольный и медиальный) заканчиваются значительными возвышениями на режущем крае эмали.

Медиальное возвышение формирует медиальный угол коронки (6), приближающийся к прямому. Возвышение продольного валика проецируется ближе к медиальному ребру режущего края коронки, напоминая рвущий бугор клыка. Дистальный же валик не имеет возвышения на режущем крае, он заканчивается округлой формой, формируя сглаженный приподнятый дистальный угол коронки (7). Продольный валик имеет незначительный дугообразный медиальный изгиб в средней трети. Краевые валики конвергируют, медиальный валик более прямолинеен в режущей и средней трети коронки, дистальный S-образно изогнут, что придает округлость дистальной контактной поверхности. На границе средней и пришеечной трети валики сливаются между собой, образуя экватор зуба. Между продольным и медиальным валиками располагается медиальное углубление (4), имеющее форму достаточно выраженной борозды, локализующейся в режущей трети коронки. Дистальное углубление не определяется. Все выше перечисленные валики имеют пологие скаты, слабо выраженные гребни, в результате вестибулярная поверхность, с одной стороны, имеет высокую степень дифференциации, но с другой — охраняет плавность и округлость форм.

Рис. 12. 1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — медиальное углубление; 4 — цервикальный поясок; 5 — цервикальная борозда; 6 — анатомическая шейка; 7 - медиальный угол; 8 - дистальный угол.

 

Небная поверхность коронки 12 зуба имеет высокую степень дифференциации. Хорошо развитые медиальный (1) и дистальный (2) краевые гребни и слегка определяющиеся контуры основного продольного гребня придают коронке зуба лопатообразную форму. Конвергирующие краевые гребни сходятся в пришеечной области, участвуя в образовании цервикального пояска (4), центр которого поделен глубокой цервикальной фиссурой (5), простирающейся до середины коронки зуба. От цервикального пояска к центру коронки протягиваются пологие эмалевые валики (медиальный и дистальный).

Медиальная контактная поверхность 12 зуба отображена на рис. 13.

Рис. 13. 1— медиальная поверхность; 2 — вестибулярный контур; 3 — небный контур; 4 — анатомическая шейка.

 

Медиальная поверхность (1) напоминает треугольник, основание которого обращено к шейке зуба, верхушка — к режущему краю. Вестибулярный контур (2) имеет округлые очертания, в режущей трети наклон усиливается в небную сторону, вершина режущего края смещена от продольной линии оси корня. Небный контур (3) представлен изогнутой линией, выпуклой в пришеечной трети, в связи с развитием цервикального пояска, и вогнутый на границе пришеечной и средней трети, далее равномерно стремящийся к режущему краю.

Дистальная поверхность (Рис.14).

Рис.14. 1 — дистальная поверхность; 2 —вестибулярный контур; 3 — небный контур; 4 — анатомическая шейка.

 

Форма коронки 12 зуба со стороны дистальной контактной поверхности (1) напоминает треугольник, аналогичный медиальной контактной поверхности. Однако из-за хорошо выраженного дистального краевого гребня небный контур (3) в средней трети коронки просматривается не полностью. Вестибулярный контур (2) представлен округлой линией, располагающейся по ходу коронки, в большей степени изогнутой в ее режущей трети.

Рис. 15. Вид бокового резца верхней челюсти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...