Моделирование первого моляра
ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ Схема ориентировочной основы действия
Контрольные вопросы
1. Назовите отличительные признаки верхнего первого моляра. 2.Каковы особенности вестибулярной поверхности верхнего первого моляра? 3. Каковы особенности небной поверхности верхнего первого моляра? 4. Каковы особенности жевательной поверхности верхнего первого моляра? 5. Что собой представляет бугорок Карабелли? Ситуационные задачи 1. Сколькими буграми представлена жевательная поверхность верхнего первого моляра?
2. Назовите основные бугры жевательной поверхности верхнего первого моляра?
3. Назовите форму жевательной поверхности верхнего первого моляра?
4. Выберите правильное определение:
5. Перечислите поверхности коронки верхнего второго премоляра:
Тестовый контроль знаний 1. Что образуют основные бугры на жевательной поверхности первого моляра верхней челюсти? а) ромб; б) треугольник; в) квадрат; г) пятиугольник. 2. На какой поверхности располагается бугорок Карабелли? а) жевательной; б) щечной; в) небной. 3. Сколько дополнительных бугорков на жевательной поверхности первого моляра верхней челюсти? а) один; б) два; в) три. 4.Правда ли, что отличительной чертой верхнего первого моляра является наличие косого гребня? а) да; б) нет. 5. Сколько валиков на жевательной поверхности первого моляра верхней челюсти? а) 2; б) 3; в) 4; г) ни одного. Домашнее задание а) изобразить первый моляр верхней челюсти в 3 проекциях; б) перечислить основные особенности вестибулярной и жевательной поверхностей первого моляра верхней челюсти.
Литература Основная: 1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 766 с. 2. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА. Дополнительная: 1.Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10. 2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с.
Практическое занятие № 11
План занятия 1. Проверка выполнения домашнего задания. 2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом студента. Определение строения первого моляра верхней челюсти. Основные отличительные признаки первого моляра верхней челюсти. Понятие эстетического моделирования. 3. Практическая часть. Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материала для эстетического моделирования (скульптурный пластилин). Моделирование студентом второго моляра верхней челюсти. 4. Самостоятельная работа. Освоение студентами рабочего места, правил поведения и экипировки внешнего вида. Рисование второго моляра верхней челюсти в 3 проекциях. 5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задачам. 6. Тестовый контроль знаний. 7. Задание на следующее занятие. Аннотация Второй моляр верхней челюсти является вариабельным в классе моляров, в большей степени подвержен редукции - дифференциации. В значительной степени он похож на первый моляр (ключевой зуб), однако размеры его уменьшены. Встречаются типы коронок второго моляра, которые ничем не отличаются от первого верхнего моляра, имеют соответствующую кубовидную форму, расположение и соответствие бугров между собой аналогичны строению ключевого зуба — первого моляра. Однако форма коронки может видоизменяться и приобретать очертания ромба, при этом мезиодистальный параметр коронки значительно превышает ее вестибулолингвальный размер. Расположение бугров по поверхностям соответственно меняется, передний небный бугорок занимает большую площадь, смещая передний щечный, продольные оси одонтомеров имеют другую направленность к центральной ямке, а местоположение борозды первого порядка смещено в щечную сторону.
Меняется также расположение бугров по поверхностям коронки: борозда 1 порядка из Н-образной трансформируется в Х-образную. Степень дифференциации основных бугорков значительно увеличена, при этом появляются дополнительные образования, придающие поверхности зуба причудливый узор, просматриваются борозды 1, 2, 3, 4 порядков. Разберем более подробно строение верхнего левого второго моляра. Демонстрируется жевательная поверхность 27 зуба ( рис. 34). Жевательная поверхность верхнего левого второго моляра напоминает форму ромба, где мезиодистальный параметр коронки превышает вестибулолингвальный. При проведении одонтоскопии отмечается наличие 4 основных бугорков — одонтомеров: 1— медиовестибулярный или передний щечный бугорок, 2 — дистовестибулярный или задний щечный бугорок, 3 — медиопалатинальный или передний небный бугорок, 4 — дистопалатинальный или задний небный бугорок. Рис. 34. А — дистальная сторона; В — медиальная сторона; С — небная сторона; D — вестибулярная сторона; 1 — медиовестибулярный или передний щечный бугорок, параконус (par); 2 — дистовестибулярный или задний щечный бугорок, ме- таконус (те); 3 — медиопалатинальный или передний небный бугорок, протоконус (рг); 4 — дистопалатинальный или задний небный бугорок, гипоконус (hy); 5 — дополнительный медиальный бугорок; 6 — дополнительный дистальный бугорок; 7 — вестибулярная борозда; 8 — медиальная борозда; 9 — центральная борозда; 10 — дистолингвальная или дистопалатинальная, или задняя небная борозда; 11 — дистальная триангулярная ямка; 12 — центральная ямка; 13 — поперечная передняя борозда.
Каждый из бугорков-одонтомеров ограничен бороздой: 7 — вестибулярная борозда, разделяющая передний и задний щечные бугорки; 8 — медиальная борозда, разделяющая передний щечный и передний небный бугорки; 9 — центральная борозда, разделяющая между собой основные бугорки; 10 — дистолингвальная или дистопалатинальная, или задняя небная, отделяющая задний небный бугорок от основных бугорков. Аналогично строению первого моляра на жевательной поверхности второго моляра выделяют три основных бугорка (передний щечный (1), задний щечный (2), передний небный (3)), которые, объединяясь между собой, образуют тригон (треугольник). Дистальный небный бугорок (4) занимает талон (пятку). При обзоре жевательной поверхности 27 зуба кроме основных бугорков просматривается два дополнительных бугорка (5, 6). Дополнительный медиальный бугорок (5) образуется в результате ветвления медиальной борозды (8), основной ствол которой рассекает медиальный краевой гребень, а также дает достаточно глубокую и протяженную в вестибулярном направлении ветвь, стремящуюся к вершине переднего щечного бугорка (передняя поперечная борозда — 13). Дополнительный дистальный бугорок (6) формирует дистальную контактную поверхность и заднюю триангулярную ямку (11). Рис. 35 демонстрируют вестибулярную поверхность коронки верхнего левого второго моляра. Рис. 35. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона; 1 — передний щечный бугорок; 2 — задний щечный бугорок; 3 — передний небный бугорок; 4 — вестибулярная борозда; 5 — анатомическая шейка.
Рис. 36 отражает коронковую часть небной поверхности 27 зуба.
Рис. 36. А — дистальная сторона; В — медиальная сторона. 1 — передний небный бугорок; 2 — задний небный бугорок; 3 — задняя небная борозда; 4 — анатомическая шейка.
Рис. 37 демонстрируют переднюю контактную поверхность коронки 27 зуба. Рис. 37. А — небная сторона; В — вестибулярная сторона; 1 — передний щечный бугорок; 2 — передний небный бугорок; 3 — дополнительный медиальный бугорок; 4 — анатомическая шейка.
При обзоре медиальной контактной поверхности верхнего второго левого моляра определяется наличие двух основных бугорков (1 — передний щечный, 2 — передний небный) и одного дополнительного медиального — 3. Отмечается равномерная выпуклость вестибулярного и небного контуров, увеличивающаяся в окклюзионной трети коронки. На задней контактной поверхности прослеживается наличие двух основных бугорков (заднего щечного и заднего небного) и одного дополнительного дистального. Аналогично медиальной контактной поверхности отмечается равномерная выпуклость вестибулярного и небного контуров. Краевой дистальный гребень выражен достаточно. Наиболее выступающая точка находится на границе средней и пришеечной трети.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|