Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование второго моляра




ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Схема ориентировочной основы действия

Этапы работы Средства и условия работы Критерии для самоконтроля
     
1. Жевательная поверхность. Расположение фиссур.   Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Вследствие редукции гипоконуса верхний второй моляр может быть трехбугорковым — два щечных и один небный. Поэтому оформляя внешние контуры будущего пластилинового зуба, учитываем, что жевательная поверхность будет иметь форму треугольника. Предварительно наносим линии расположения фиссур: вестибулярная, медиальная, дистальная. Определяем положение будущих бугорков: самым широким будет небный бугорок, медиальный щечный уступает ему в размерах, но превосходит по высоте, меньшее место отводим дистальному щечному бугорку. Между продольным и медиальной частью краевого гребня моделируем более узкий медиальный валик. Между медиальным валиком и щечной частью медиального краевого гребня определяется хорошо выраженное углубление треугольной формы (передняя триангулярная ямка). Углубление, разделяющее продольный и медиальный валики, хорошо выражено и направлено в центральную ямку. Дистальный валик моделируем треугольной формы с самостоятельной вершиной, отделенный от основного валика своеобразным дистальным углублением, впадающим в вестибулярную борозду. Дистальный щечный бугорок (метаконус) отделен от медиального щечного вестибулярной фиссурой.
2. Медиальный небный бугор на жевательной поверхности. Продольный валик.   Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Оформляем самый объемный медиальный небный бугорок (протоконус), занимающий почти всю небную часть жевательной поверхности. Моделировать самый крупный продольный валик начинаем вдоль середины данной поверхности. Его гребень формируем от вершины, расположенной примерно в середине небного края жевательной поверхности до центральной ямки. Медиальный и дистальный валики также выкладываем от вершины протоконуса и огибая с двух сторон продольный валик, заканчиваем в медиальной и дистальной фиссурах соответственно.
3. Щечная поверхность. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. При моделировании щечной поверхности делим ее ориентировочно на три части: окклюзионную - широкую, среднюю и пришеечную - самую узкую.
4. Выкладывание продольных, краевых валиков, вестибулярной борозды.   Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Вестибулярной бороздой, спускающейся с жевательной поверхности до границы окклюзионной и средней третей, разделяем контуры щечных бугорков. Каждый из которых оформляем как самостоятельное образование-одонтомер, с присущими ему морфологическими элементами: тремя валиками и двумя углублениями. Все валики начинаем выкладывать от вершин бугорков в направлении шейки зуба. Моделированием продольных валиков вдоль поверхности создаем основную выпуклость зуба. Краевыми валиками ограничиваем щечную поверхность с контактных сторон. Дистальный валик медиального бугорка и медиальный валик дистального бугорка выкладываем с обеих сторон от вестибулярной борозды. В пришеечной трети моделируем выпуклый экватор.
5. Небная поверхность. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. Со стороны небной поверхности оформляем контуры соответствующего бугорка-одонтомера.От его вершины в направлении шейки выкладываем три валика и два, разделяющих их, углубления. Моделируем выпуклый продольный валик. С обеих сторон ограничиваем поверхность краевыми валиками: медиальный и дистальный. На границе средней и пришеечной третей оформляем выпуклый экватор.
6. Медиальная и дистальная контактные поверхности. Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей. Наличие скульптурного пластилина, инструментария для работы с ним. На медиальной контактной поверхности,имеющей форму прямоугольника в окклюзионной трети моделируем выпуклый контактный пункт. На дистальной контактной поверхности,также имеющей прямоугольную форму, на границе окклюзионной и средней третей оформляем выпуклый контактный пункт.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите отличительные признаки верхнего второго моляра.

2.Каковы особенности вестибулярной поверхности верхнего второго моляра?

3. Каковы особенности небной поверхности верхнего второго моляра?

4. Каковы особенности жевательной поверхности верхнего второго моляра?

5. Каковы особенности контактных поверхностей верхнего второго моляра?

Ситуационные задачи

1. Сколькими буграми представлена жевательная поверхность верхнего второго моляра?

Количество бугров Да Нет
1. 2    
2. 3    
3. 4    
4. 5    

 

2. Назовите основные бугры жевательной поверхности верхнего второго моляра?

Валики Да Нет
1. Передний щечный    
2. Задний щечный    
3. Передний небный    
4.Задний небный    

 

3. Назовите форму жевательной поверхности верхнего второго моляра?

Форма Да Нет
1. Форма клина    
2. Очертания куба    
3. Рвущий бугор    
4. Ромба    
5. Овальная    

 

4. Выберите правильное определение:

Определение Верно Неверно
1. Второй моляр верхней челюсти является вариабельным в классе моляров, в большей степени подвержен редукции - дифференциации. В значительной степени он похож на первый моляр, однако размеры его уменьшены.    
2. Второй моляр верхней челюсти является вариабельным в классе моляров, в большей степени подвержен редукции- дифференциации. В значительной степени он похож на клык, однако размеры его уменьшены.    
3. Жевательная поверхность верхнего левого второго моляра напоминает форму ромба, где мезиодистальный параметр коронки превышает вестибулолингвальный.    

 

5. Перечислите поверхности коронки верхнего второго моляра:

Поверхности Да Нет
1. Вестибулярная    
2. Передняя    
3. Задняя    
4. Медиальная    
5. Дистальная    
6. Жевательная    
7. Небная    
8. Щечная    
9. Рвущий бугор    

Тестовый контроль знаний

1. Как располагаются бугры по поверхности коронки второго моляра верхней челюсти?

а) Н-образно;

б)М-образно;

в)S -образно.

2. Хорошо ли выражен экватор и шейка коронки второго моляра верхней челюсти?

а) да;

б) нет.

3. Сколько дополнительных бугорков на жевательной поверхности второго моляра верхней челюсти?

а) один;

б) два;

в) три.

4. Какой бугор является самым высоким на жевательной поверхности второго моляра верхней челюсти?

а) передний щечный;

б) задний щечный;

в) передний небный;

г) задний небный.

5. Сколько валиков на жевательной поверхности второго моляра верхней челюсти?

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) ни одного.

Домашнее задание

а) изобразить второй моляр верхней челюсти в 3 проекциях;

б) перечислить основные особенности вестибулярной и жевательной поверхностей второго моляра верхней челюсти.

Литература

Основная:

1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 766 с.

2. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА.

Дополнительная:

1.Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10.

2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с.

 

Практическое занятие № 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...