Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль за органами законодательной власти.




Непосредственно контролю органов законодательной власти посвящены ст. 102 и 103 КРФ. Законом установлен механизм контроля со стороны федерального собрания за соответствием указов президента Конституции РФ и законодательству. Совет федерации в частности осуществляет контроль при утверждении указов президента о введении военного или чрезвычайного положения, а также при решении вопроса о возможности использования вооруженных сил РФ за ее пределами.

ГД осуществляет контрольные полномочия в след случаях:

1) дача согласия президенту на назначение председателя правительства

2) решение вопроса о доверии правительству

3) выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности

4) председатель ЦБ и уполномоченный по правам человека назначаются на должность и освобождаются от нее ГД.

Обе палаты вместе - Самым ярким примером контроля является рассмотрение и утверждение представленного правительством Федерального Бюджета.

Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются в том, что:

I. Назначение и отзыв дипломатических представителей осуществляется президентом после консультации с комитетами или комиссиями Федерального Собрания.

II. Формой контроля за деятельностью органов ИВ является запрос депутата или группы депутатов правительству или органам ИВ РФ или субъектов РФ.

III.Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет счетная палата, которая состоит из членов совета федерации и ГД, при этом контрольные полномочия счетной палаты распространяются не только на гос органы, но и на органы МСУ. Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Задачи счетной палаты:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных частей всех видов бюджетов;

2) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

3) финансовая экспертиза проектов ФЗ и норм актов ФОИВ. Если в случае проверки со стороны счетной палаты выявлены какие-либо нарушения решается вопрос о привлечении виновных лиц к различным видам ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной).

Административный надзор.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид деятельности спец уполномоченных органов ГВ и их д/л, направленный на точное исполнение органами ИВ, коммерческими и некоммерческими организациями общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства. В теории различают понятие надведомственного контроля и административного надзора.

Различия:

1) надведомственный контроль осуществляет проверки не только с т.з. законности, но и целесообразности, административный надзор направлен на проверку только законности

2) контроль и надзор отличаются по объему полномочий. При осуществлении контроля органы имеют право вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность и применять по результатам контроля меры дисциплинарного воздействия. При надзоре органы не обладают возможностями дисциплинарного принуждения и ограничиваются применением мер административного принуждения

3) административный надзор и контроль различаются по способам наблюдения и проверки. Контроль осуществляется над субъектами, которые им непосредственно подчинены, а надзор – за организационно не подчиненными субъектами

4) административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах

5) контроль и надзор отличаются по методам их осуществления, так надзор осуществляется путем непосредственного наблюдения за объектом, методы контроля же значительно шире

6) результатом надзора м б административная ответственность, результатом контроля - дисциплинарная

К основным органам, осуществляющим административный надзор относятся: ФОИВ (федеральные службы), осуществляющие проверку соблюдения правил безопасности в строительстве, промышленности, радиационной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, безопасности на транспорте, пожарной и т.д.

Некоторые ФОИВ сочетают в себе функции и надзора и контроля, например федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех отраслях и сферах управления, при этом цель надзора обеспечивает безопасность общества, организаций, а также продукции работ и услуг.

Судебный контроль.

Согласно ч. 2 ст. 118 КРФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Судебная система утверждена ФКЗ о судебной системе в РФ.

Наличие властных полномочий суд власти дает возможность говорить о судебном контроле за ИВ.

Контрольные полномочия конституционного суда определяются:

1) Конституцией

2) ФКЗ о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд решает вопросы:

1) о соответствии конституции норм актов президента, правительства, органов ИВ субъектов;

2) разрешает споры о компетенции, в т.ч. между органами ИВ РФ и органами ИВ субъектов.

В ходе рассмотрения спора, если выяснено, что НА или его часть являются неконституционными, утрачивает силу. КС выявив конкретные нарушения конституции, в своем представлении обязывает органы ИВ или д/л в течение месяца привести нормативную базу в порядок в соответствие и уведомить об этом Конституционный Суд.

Толкование конституции, данное К судом является официальным и обязательным для органов ИВ РФ и субъектов и органов МСУ. Т.к. К суд лишен права возбуждать разбирательства по собственной инициативе, то поводом к рассмотрению м б обращение законодательного органа, исполнительного органа РФ и субъектов, жалоба конкретного лица о нарушении его конституционных прав.

По результатам рассмотрения спора выносится либо постановление либо определение.

Формы контроля судов общей юрисдикции имеют свои особенности, т.к. контроль осуществляется путем рассмотрения гражданских, уголовных или административных дел. В случае выявления в процессе рассмотрения дела нарушений в деятельности органа ИВ в адрес органа ИВ выносится частное определение, в котором указывается на факты нарушения закона. частное определение д б рассмотрено органом ив в течение месяца и о принятых мерах д б сообщено суду.

Арбитражные суды. Содержанием контроля осуществляемого арбитражными судами, является проверка, при разрешении конкретных споров в соответствии актов и действий органов ИВ требованиям законности и принятия мер по устранению выявленных нарушений. М б вынесено частное определение.

Прокурорский надзор.

На основании закона о прокуратуре РФ прокуратура осуществляется общий надзор, надзор за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, надзор за соблюдением военного законодательства, за соблюдением экологического законодательства и т.д.

Предметом общего надзора является соблюдение и исполнение законов органами ИВ РФ, субъектов РФ и органами МСУ.

Общий надзор не распространяется на указы президента

Проверка исполнения законов проводится на основании поступающей в органы прокуратуры информации (в письменной и устной форме). По результатам информации прокуратура проводит проверку, которые м б различны в зависимости от характера и содержания поступившей информации. проверки м б плановыми и внеплановыми. По результатам проведенных проверок прокурор м издавать:

1) Протест – подлежит обязательному исполнению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его вынесения

2) Представление - имеется устранить выявленные нарушения, д б рассмотрено и исполнено в течение 1 месяца

3) Постановление – передается в органы ИВ для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в уст законом сроки.

4) Предостережение о не нарушении законов – объявляется соответствующим д/л в целях предупреждения и пресечения правонарушений при наличии данных о готовящихся противоправных действиях.

 

 

Хаманева Н.Ю. к экзамену!!!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...