Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание Фельдмаршальского и Петровского залов 1833

Эти залы Главной парадной анфилады в Зимнем дворце оформлены по проектам Oгюста Монферрана.

В апреле 1833 г. Николай I привлекает к работам по переделке Главной парадной анфилады в Зимнем дворце О. Монферрана. Создатель Исаакиевского собора проектирует два зала: Фельдмаршальский и мемориальный Петровский. Требование императора произвести работы в кратчайшие сроки в течение лета вынудило архитектора широко использовать деревянные конструкции. Фельдмаршальский зал, в котором предполагалось разместить портреты фельдмаршалов, был задуман в строгих формах с четырехколонными портиками у двух противоположных дверей. Искусственный белый мрамор, многоцветный паркет, строгий по рисунку плафон, лепной декор на тему военной атрибутики, составили его отделку. Декор соседнего зала, посвященного памяти Петра I, отличался торжественной пышностью. На стенах, затянутых малиновым бархатом, в ритмичном чередовании располагалась 1000 бронзовых позолоченных орлов, замененных позднее на шитье серебряной нитью. Два батальных полотна "Битва при Полтаве" и "Сражение под Лесной", картина " Петр с Миневрой" (Я. Амикони) прославляли Петра - создателя могущественной империи. Серебряный золоченый трон, работы английского мастера Н. Клаузена (1731), и серебряные торшеры и бра были установлены после пожара 1837 г.

Пожар в Зимнем дворце 1837

Пожар, длившийся три дня, уничтожил все интерьеры царской резиденции.

Вечером 17 декабря 1837 г. из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брандспойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной. Сейчас уже стало очевидным, что к трагическим последствиям привели конструктивная ошибка архитектора Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала. Очевидец происшествия А.П. Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более 30 часов. "Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы... ". Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение выносить все, что возможно, из дворца и разобрать переходы, ведущие в Эрмитаж. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху со страниц истории дворца.

Восстановление парадных залов Зимнего дворца В.П. Стасовым после пожара 1837 г.

1840

Залы Главной парадной и Невской анфилад по желанию Николая I были воссозданы «в прежнем виде».

 

Пожар 1837 г. фактически полностью уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Почти сразу же после этого трагического события начались беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции, руководство которыми было поручено авторитетному архитектору Василию Петровичу Стасову. Его преданность канонам классицизма гарантировала тщательное воссоздание парадных интерьеров "в прежнем виде". Согласно предписанию императора Николая I, почти без изменений было восстановлено великолепное барочное убранство Парадной лестницы, Большой и Малой церквей. Стасов сохранил облик созданных по проектам Огюста Монферрана Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов. В точности была воссоздана Военная галерея, из которой удалось вынести во время пожара все портреты героев Отечественной войны 1812 года. Второй по размерам зал Зимнего дворца, названный после восстановления Гербовым, приобрел более эффектный вид благодаря сплошному золочению колонн. При восстановлении торжественного Георгиевского (Большого тронного) зала В.П. Стасов использовал архитектурные идеи своего предшественника Дж. Кваренги, но применил новые для того времени металлические потолочные конструкции. Созданная Стасовым Невская парадная анфилада, состоящая из Аванзала, Большого и Концертного залов, представляет собой гармоничный классический ансамбль, объединенный общими архитектурными ритмами и светлой цветовой гаммой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...