Празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года 2012
В юбилейный год в Эрмитаже прошли торжественные мероприятия и тематические выставки. Торжественные мероприятия и тематические выставки прошли в Эрмитаже в юбилейный год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Программа празднования была открыта 1 августа в день первой победы русского оружия над Наполеоновской армией в сражении при Клястицах. Даты всех главных баталий Отечественной войны 1812 года были отмечены экспонированием картин Петера фон Хесса из серии, созданной им по важнейшим сражениям военной компании против Наполеоновской Франции. В честь памятных дат прошли тожественные церемонии. Завершение празднования состоялось 25 декабря. Рота Почетного караула вынесла боевые знамена и штандарты полков российской армии, участвовавших в сражениях военной компании 1812 года. В Фельдмаршальском зале был отслужен благодарственный молебен. Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы исполнил военные марши той эпохи. В этот день состоялось открытие трех выставок: масштабной экспозиции ""Гроза двенадцатого года..." Отечественная война 1812 г. в материалах Государственного Эрмитажа" и выставок "Отечественная война 1812 г. в медалях А.Н. Оленина и его современников" и "Оловянные солдатики в Эрмитаже. К 200-летию Отечественной войны 1812 года". Приобретение чайно-кофейного сервиза Томаса Димсдейла 2013 В коллекцию музея поступил личный подарок Екатерины II английскому врачу Томасу Димсдейлу. Сервиз известен как личный подарок императрицы Екатерины II знаменитому английскому врачу Томасу Димсдейлу (1712–1800). В Англии Димсдейл считался лучшим специалистом по проведению прививок от оспы. В 1768 году во время опасности «черной смерти» при российском дворе он собственноручно сделал прививки императрице Екатерине II и наследнику престола великому князю Павлу Петровичу. Примеру императрицы последовали и в ее окружении, таким образом, Димсдейл заложил основы оспопрививания в России. В честь этого события была выбита памятная медаль с изображением Екатерины II и надписью «СОБОЮ ПОДАЛА ПРИМЕРЪ. / ОКТЯБРЯ 12 ДНЯ 1768 ГОДА». В 1781 году Димсдейл снова приехал в Россию, чтобы привить внуков императрицы великих князей Александра Павловича и Константина Павловича. В память об этом Екатерина подарила Димсдейлу великокняжеские детские костюмы (изображены на портрете кисти Р. Бромптона). Оба визита отражены в мемуарах, в том числе в «Записке» самого доктора. Екатерина Великая щедро вознаградила Т. Димсдейла. В 1769 году ему были пожалованы титул барона и герб, описание которого дано в «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи». Императрица также присвоила ему звание лейб-медика, чин статского советника и пенсию в размере 500 фунтов стерлингов в год. Помимо этого Т. Димсдейл вывез из страны собрание русских медалей, которое недавно вернулось в Россию. Монаршей милостью Т. Димсдейлу во время его первого визита были дарованы также миниатюрные портреты императрицы и цесаревича Павла Петровича. Сыну Димсдейла, помогавшему при оспопрививании, императрица пожаловала золотую табакерку. В число роскошных подарков входил и чайно-кофейный сервиз, созданный на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.
Сервиз рассчитан на девятнадцать персон (по количеству гнезд для чашек в ложементе кофра). Особое место в нем занимают чашка с крышкой, блюдцем и ложкой с золоченым «вензеловым именем» владельца. Сервиз является уникальным образцом раннего периода в искусстве русского фарфора. Примечательно, что в роли официального заказчика выступила сама императрица Екатерина II.
Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII – первой трети XIX века в собрании Эрмитажа 2013 На выставке был впервые представлен уникальный комплекс памятников масонства. С 17 мая по 1 сентября 2013 года в Государственном Эрмитаже был впервые представлен уникальный комплекс хранящихся в музее памятников масонства. Благодаря выставке были введены в научный оборот новые свидетельства наличия в России XVIII – первой трети XIX века общепринятых мировых масонских систем. На экспозиции можно было увидеть вещи из двух знаменитых коллекций Д. Г. Бурылина и Ф. М. Плюшкина: символические знаки Братства вольных каменщиков, передники (запоны), перчатки, перевязи, лопаточки, циркули, отвесы, молотки и другие инструменты, с которыми связывалась легенда о древних строителях мистического храма Соломона. На выставке демонстрировалась переводная и отечественная литература, рукописи-обрядники, песенные сборники, служившие руководством «работ» в русских ложах, патенты на открытие лож, дипломы вступления в члены Вольных каменщиков и перехода по масонским степеням и системам, портреты выдающихся деятелей и идеологов «старого» русского масонства, а также всевозможные знаки-символы – выполняемые в соответствии с предписанным ритуалом из дорогих тканей с символическими рисунками и вышивками, из металла, камня, кости и других материалов, украшенные чеканной и резной кодовой атрибутикой лож и степеней. Свыше четырехсот разнообразных по своему назначению экспонатов свидетельствовали, что идеи масонства занимали сознание широких кругов русского общества, найдя отражение на многих памятниках духовной и художественной культуры ХVIII – первой трети XIX века. Бронзовый век. Европа без границ. Четвертое – первое тысячелетия до новой эры 2013 В здании Главного Штаба прошла археологическая выставка, посвященная эпохе бронзы. Выставка, прошедшая в рамках Года Германия – Россия, явилась итогом многолетнего совместного научно-исследовательского проекта российских и немецких археологов. На выставке было представлено около 1800 экспонатов из археологических собраний Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея и берлинского Музея преистории и древней истории, в том числе всемирно известные сокровища Майкопского кургана, Галичский и Бородинский клады, древности кобанской культуры Северного Кавказа. Не меньшее значение имеют и те памятники, место хранения и судьба которых были изменены в результате трагических событий Второй мировой войны. Эти перемещенные коллекции – сокровища Трои, клады, найденные на территории современной Польши и Германии, – долгое время остававшиеся недоступными для изучения, хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Впервые для посетителей и специалистов России выставка объединила материалы эпохи бронзы Западной и Восточной Европы. Одной из задач выставки было воссоединить комплексы и памятники и полноценно их продемонстрировать не только широкой публике, но и специалистам. Однако эта задача не была единственной, концепция выставки гораздо более сложна и многозначна – продемонстрировать особенности развития древней истории Европы в те времена, которые, несмотря на существование естественных трудностей и препятствий, отличались большой открытостью, активным взаимодействием людей в духовной области, стремлением к обмену техническими достижениями и поиску новых путей в разных областях жизни. Выставка сделала доступным для широкой общественности многое из того, что долгое время существовало в виде разрозненных и скрытых от глаз сокровищ. На фоне идущих до сих пор споров о принадлежности этих археологических коллекций их совместный показ в едином пространстве продемонстрировал возможности слаженной работы музейщиков России и Германии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|