Праздник, который всегда с тобой
В юбилейном году эрмитаж посетили 3 247 956 человек. В юбилейном году в эрмитаже прошло 26 научных конференций, состоялось 26 выставок.
Эрмитаж отметил своё 250-летие артиллерийским залпом разных мероприятий и событий, которые должны были и которые, как нам кажется, отразили основные направления развития музея за последние несколько лет. Наш музей, следуя концепции «Большого Эрмитажа», превратил себя в поистине глобальный музей, изобретя при этом много новых вещей – для России и для всего мира.
Наш отчёт перед многочисленными друзьями и гостями длился несколько дней, его главные элементы были названы Балами. Бал на Дворцовой площади был обращён ко всем петербуржцам и представлял собою сочетание 3D-образов, стихов и музыки, связанных с историей музея. Бал для участников Культурного форума, так же как и бал для обществ друзей и партнёров Эрмитажа, проходил в здании Главного штаба и явился церемонией открытия его новых постоянных экспозиций. Бал для официальных делегаций происходил в Зимнем дворце, его апогеем было вручение подарков. Празднества проходили в течение всего года, в Дни Эрмитажа – между днём Святой Екатерины и днём Святого Георгия, и завершились большим балом для сотрудников Эрмитажа, охватившим все помещения Зимнего дворца.
В год своего 250-летия Эрмитаж принял у себя международные форумы: Культурный, Юридический, Медиафорум и, частично, Экономический. В Дни Эрмитажа в Георгиевском зале нашего музея прошло заседание Президентского совета по науке и образованию под председательством Президента Российской Федерации. После этого Президент поздравил сотрудников и друзей Эрмитажа и подарил музею два шедевра работы Фаберже, которые качественно изменили характер нашей коллекции драгоценностей.
В этот год Эрмитаж открывал новые музейные пространства: Восточное крыло Главного штаба, выставочные залы Малого Эрмитажа, Запасной дом и, наконец, новые очереди Реставрационно-хранительского центра в Старой деревне. Эти пространства были заполнены к празднику новыми экспозициями, выставками и лабораториями. В год праздника к эрмитажным пространствам добавилось и здание Биржи на Васильевском острове. А вне Петербурга уже действуют наши центры-спутники в Амстердаме, Казани, Венеции и Выборге и активно готовятся новые музейные пространства в Омске, Москве, Барселоне, Екатеринбурге и Владивостоке.
Мы живём в сложном и неспокойном мире, и сам праздник, и всё, что мы делали до него и после него, призвано сохранить культурные связи, которые являются островками, а точнее – мостами стабильности в современном мире. В этом смысле мы очень довольны состоявшимся в Эрмитаже фестивалем современного искусства МАНИФЕСТА 10, показавшим, что острейшие вопросы современной культуры и культурной политики могут быть представлены без скандалов, провокаций и оскорблений.
Праздник, который состоялся в Эрмитаже, должен стать для нас праздником, который всегда с нами. Для этого мы продолжаем всю ту же экспансию в новые пространства и новые сферы: архитектуру, современное искусство, исторические перформансы, праздники вокруг супершедевров, виртуальные реконструкции, цифровые коллекции и всякие покуда неизведанные измерения. У нас множество текущих инновационных проблем, которые мы предполагаем решать своей бурной деятельностью вместе с нашими друзьями – музеями России и всего мира.
Госуда́рственный Эрмита́ж (до революции — Императорский Эрмитаж) — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в комплексе Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга. Один из крупнейших и наиболее значительных художественных и культурно-исторических музеев мира.
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея[1]. Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи. В 1762 году даётся указание разобрать ветхие дома Головина и Крюйса, а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадей, сараи для карет и дровяной двор. Однако, согласно проекту Франческо Растрелли Зимний дворец должен был иметь широкий обзор в том числе и с восточной стороны. Зодчий всё же представил свой проект новых сооружений[1], но его реализация затянулась. Возведение здания будущего Малого Эрмитажа, а также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось лишь в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена. Ядром композиции должен был стать «Оранжерейный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом. Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот), причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей» (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.
Северный павильон История создания Малого Эрмитажа началась с задумки так называемого «Оранжерейного дома» с Зимним садом внутри с экзотическими растениями, где жили птицы и небольшие зверушки. Однако, проект этого павильона долго не был утверждён и поэтому первой начали строительство южной части Висячего сада. Лишь в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась Екатерина II, была отправлена деревянная модель «каменной оранжереи» на апробацию и возвращена с замечаниями для архитектора Фельтена[2]. С видом на Неву разместились зал и два кабинетика по сторонам его. Именном в восточном находился подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма в царскосельском Эрмитаже). Несколько позднее название «Эрмитаж» и утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Здесь после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но самым большим сокровищем Эрмитажа стали картины и скульптура, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции будущего музея. Стены всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов. В южной части павильона, где теперь в полу размещена копия античной мозаики, находился зимний сад, в центре которого стояла статуя. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и объясняется первоначальное название павильона — «Оранжерея», как значится в архивных документах. Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры. Фасад, запроектированный архитектором Валлен-Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма. Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух скульптур — статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик с скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, созданный в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером. Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин».
Южный павильон Вид с Дворцовой площади Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработка фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840—1843 годах В.П. Стасов надстроил четвёртый этаж. Висячий сад Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новом дворце Висячего сада. В 1764 году начались в спешном порядке работы по возведению этого уникального сооружения и уже в 1766 году в построенной южной части были высажены деревья и кустарники. С 1769 года по бокам сада начинают возводить картинные галереи. Планировка сада определялась конфигурацией нижележащих помещений - сараев для хранения дров. В 1841 году эти сараи и сам сад были перестроены Василием Стасовым Манеж и конюшни В 1840-х годах в период реконструкции Малого Эрмитажа архитектор Василий Стасов перестраивает помещения, находящиеся под Висячим садом. Здесь, между Южным и Северным павильонами появляются Манеж, конюшни и каретный сарай. Заново возводятся опорные каменные аркады на мощных столбах, совершенствуются своды перекрытий над залами. В Манеже большепролётные своды опираются на мощные столбы, по периметру в уровне антресольного этажа устроена галерея. В конюшнях своды опираются на гранитные колонны. Во вновь устроенных подвалах размещают прогрессивную систему отопления - Аммосовские печи. Тёплый воздух также поступал в шанцевые своды, которые были запроектированы между сводами перекрытий первого этажа и Висячим садом. Строится оригинальная система канализации, которая в 1870-х годах совершенствуется Штакеншнейдером. В конюшнях были установлены поилки для лошадей по проекту Монферрана. В 1931 году администрация Эрмитажа, пытаясь решить финансовые затруднения, сдала в аренду конюшни и Манеж Кавалерийской школе Осоавиахима. В период 1938 - 1940-х гг. главным архитектором Эрмитажа А. В. Сивковым ведётся реконструкция Манежа и конюшен под выставочные залы. Также в центре устраивается сквозной проход на уровне антресоли первого этажа, который через новые галереи-переходы позволил связать первые этажи Зимнего дворца (через зал Древнего Египта) и Нового Эрмитажа. Переходы между зданиями имеют сплошное остекление с двух сторон и достаточно нарядный классицизированный облик. Тёмная галерея-переход в Малом Эрмитаже оформлена весьма лаконично. Пол перехода набран из цементных плиток двух цветов, гладкие стены с лёгким карнизом, на котоый опираются своды, покрыты краплаком. Двери сделаны из красного дерева и ведут на балконы, откуда открывается вид на вновь устроенные залы. Пол в этих залах был сделан наливным, мозаичным. Ворота конюшен были демонтированы, также частично изменены сами проёмы первого этажа. До 2014 года здесь размещалось хранилище музея, в декабре 2014 год залы приняли первых посетителей, а хранение переехало в Старую Деревню.
С 2016 года со стороны Шуваловского проезда устроен дополнительный вход в музей для посетителей с интернет-билетами. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа. Но́вый Эрмита́ж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. Предпосылки постройки С начала XVIII века для европейских дворов национальное значение приобретает коллекционирование произведений выдающихся мастеров искусства. Екатерина Вторая приняла самое активное участие в этом предприятии и не жалела средств для пополнения своей коллекции. Начало ей положили картины голландских и фламандских мастеров, закупленных в Париже и различных городах Голландии. Уже в 1764 году Екатерина инициирует строительство для своей коллекции Малого Эрмитажа. Но, ещё до окончания строительства эрмитажных галерей (1775), ей стало ясно, что это здание будет слишком мало для её постоянно увеличивающейся коллекции. Поэтому в 1771 году было решено приступить к постройке Большого Эрмитажа. Включая знаменитые Лоджии Рафаэля, это здание возводилось в течение многих десятилетий и было закончено только при Александре Первом. В 1835 году Шарлемань провёл инспекцию стройки и пришёл к заключению, что то, что было сделано, не подлежит санации. Только в 1836 году сформировалось убеждение, что необходимо начать стройку совершенно нового здания. В 1837 году пожар нанёс огромный ущерб стоявшему рядом Зимнему дворцу, и необходимость начала работ во всём дворцовом комплексе стала для всех очевидной. Здание Кленце В 1837 году, при посещении Мюнхена, император Николай Первый, пришёл к мысли привлечь уже ставшего известным немецкого архитектора и строителя «Баварских Афин» Л. Кленце к руководству предстоящими работами. Однако Кленце, познакомившийся с огромным городом, Невский проспект которого был в 5 раз длиннее мюнхенской Людвигштрассе, задумал создать нечто величественное. В течение четырёх месяцев своего пребывания он сделал наброски принципиально нового типа здания, предназначенного для экспонирования произведений искусства, названного Новым Эрмитажем. Им было спроектировано двухэтажное здание, имевшее в плане форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, не повторяющимися по оформлению. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, оформленных портикам, поддерживаемыми кариатидами. Выходящий на Зимнюю канавку восточный фасад должен был по идее Кленце быть остеклённым и повторять структуру станцев Рафаэля. Западный фасад должен был иметь первый этаж, напоминающий Глиптотеку, а верхний этаж — Пинакотеку в Мюнхене. В целом здание должно было в деталях повторять нереализованные проекты архитектора. Ими было здание Пантехниона — Музейного здания для Афин (1834) и здание королевской резиденции. Оба этих проекта отражали намерение архитектора, посетившего Афины, создать новый тип архитектуры, противоречащей, как он отмечал «сухой и, академической, подобно машине монотонной структуре групп зданий». Сочетание групп архитектурных деталей, создающее живописные группы он рассматривал «как самую главную из задач, которую мог бы перед собой поставить архитектор». Впервые в современной архитектуре у Кленце появился мотив группы атлантов, несущих поперечные балки. Хотя Николай I запретил уничтожение фельтеновского Старого Эрмитажа (именно так стали называть теперь здание Большого Эрмитажа), строительство началось в 1842 году, три года спустя после отъезда Кленце, под надзором В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова, возглавившего работы после смерти Стасова в 1848 году. Архитекторы встали перед сложной задачей создать рабочие чертежи здания по эскизным наброскам Кленце. Однако работу к 1851 году оказалось возможным завершить. Огромную роль в создании облика здания играют изготовленные А. И. Теребеневым в 1846 году по моделям Кленце атланты, воодушевившие его при осмотре развалин храма Зевса в Агригенте. 5 (17) февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики. На первом этаже были открыты два зала новейшей скульптуры. Просторный прямоугольный зал с бледно-зелёными стенами с лепными медальонами с профилями Кановы, Микеланджело, Торвальдсена, Рауха и Мартоса предназначался для работ западноевропейских мастеров. Меньший зал, с медальонами Клодта, Витали, Пименова, Козловского, Демут-Малиновского и Орловского предназначался для русской скульптуры, которая, однако, не была здесь размещена — она была размещена в зале, предназначенном под одну из библиотек. Отбор статуй и групп был сделан лично императором Николаем I. В 1857 году произведения западноевропейских и русских скульпторов объединили в одном зале, а затем перевели в другие места: на площадку 2-го этажа Парадной лестницы, в Галерею истории древней живописи и в Зимний дворец[2].
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай IIперенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма. История
Первый дворец — Свадебные палаты Второй дворец — Зимний дворец Петра I
Третий дворец — дворец Анны Иоанновны Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|