Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первое поступление произведений Матисса от Л.Н. Делекторской 1967

Музею были переданы произведения графики, скульптуры и два ее живописных портрета.

В Эрмитаже в одном из залов, посвященных творчеству Анри Матисса (1869-1954), величайшего художника ХХ в., выставлены два женских портрета, исполненные им в 1939 и 1947 гг. Они были подарены музею женщиной, лицо которой запечатлено художником на этих полотнах. Однако дарительница не разрешала обнародовать свое имя, и на этикетках долгое время значились только ее инициалы "Л. Д.", и лишь много позднее они были раскрыты: Лидия Делекторская.

Лидия Николаевна Делекторская (1910-1998) была моделью Матисса (она запечатлена на многих полотнах и рисунках художника), его секретарем и другом. Начиная с 1967 г., она дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс - так называемые "livres d'art", издаваемые небольшим тиражом, иногда до пяти экземпляров. Делекторская также докупала на свои деньги те книги Матисса, которых у нее не было, чтобы тут же подарить их музею и тем самым сделать коллекцию Эрмитажа полной.

Без щедрого дара Л.Н. Делекторской в Эрмитаже не были бы представлены ни графическое наследие художника, ни его скульптура, а два ее портрета - единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в собрании музея.

Открытие музея во дворце Меншикова - нового отдела Государственного Эрмитажа 1981

Во дворце Меншикова открылась экспозиция "Культура России первой трети XVIII в.".

В 1981 г. был открыт для посетителей дворец-музей Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт- Петербурга.

Облик здания, заложенного на Васильевском острове в 1710 г., сложился к 1727 г. В строительстве дворца и его отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.

В отделке и убранстве комнат использовались мрамор, монументально-декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, дорогие ткани и шпалеры. Дворец, вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, произведений нумизматики, был центром культурной жизни столицы.

После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу. Здесь учились многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX в., в числе которых полководцы П.А. Румянцев-Задунайский и А.В. Суворов, драматург и поэт А.П. Сумароков, знаменитый актер Ф.Г. Волков.

Новый этап в истории дворца длился почти 200 лет. Дворец постепенно утрачивал свой первоначальный облик и отделку интерьеров, превращаясь в часть комплекса зданий Кадетского корпуса. В 1880-х гг. был создан музей Кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. В его состав вошли несколько сохранившихся интерьеров, включая личные покои А.Д. Меншикова. В советское время здание использовалось различными учреждениями.

В 1950-е гг. началось научное исследование дворца. Комплексный проект реставрации, положенный в основу восстановления памятника на его состояние в первой четверти XVIII в., был разработан в 1976 г. После проведения строительных и реставрационных работ дворец был передан Государственному Эрмитажу. В здании была создана экспозиция " Культура России первой трети XVIII века ".

Открытие экспозиции "Зимний дворец Петра I" в здании Эрмитажного театра 1992

Экспозиция "Зимний дворец Петра I" знакомит с уникальным архитектурно-мемориальным памятником первой четверти ХVIII в. Долгое время считалось, что при сооружении Эрмитажного театра (арх. Дж. Кваренги, 1783-1789), возводимого на участке, который занимал Зимний дворец Петра I, столичная резиденция была разобрана до основания.

Однако из документов периода строительства театра стало известно, что зодчий сохранил не только отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, но и целые группы помещений различного назначения.

Исследования, выполненные архитекторами Эрмитажа в период с 1976 по 1986 г., выявили под сценой театра обширный фрагмент бывшего парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами дворцовых палат.

Под зрительным залом сохранился фрагмент небольшого жилого корпуса, именовавшийся при жизни Петра I " малыми палатками " (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720) и состоявший из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились 12 жилых покоев императрицы Екатерины I (арх. Д. Трезини, 1726-1727).

За реставрацию и реконструкцию здания Эрмитажного театра с созданием мемориальной экспозиции "Зимний дворец Петра I" авторский коллектив архитекторов Государственного Эрмитажа, возглавляемый главным архитектором В.П. Лукиным, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Выставка "Неведомые шедевры" 1995

Выставка картин из частных собраний Германии, перемещенных в результате Второй Мировой войны.

 

Выставка картин французских художников XIX - начала XX в. из частных собраний Германии стала одним из крупнейших культурно-художественных событий конца XX в. 74 произведения представили широкую панораму французской живописи более чем за 100 лет, начиная с пейзажа Камиля Коро "Скалы" (около 1812) и завершая полотном "Балерина" Анри Матисса (около 1927). Наряду с работами художников середины XIX в. - Эжена Делакруа, Оноре Домье, Гюстава Курбе, Анри Фантен-Латура - были показаны произведения выдающихся мастеров второй половины XIX столетия - Эдуарда Мане, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Поля Синьяка, Жоржа Сера и Эдуарда Вюйара. В экспозиции можно было увидеть картину "Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)", написанную Эдуардом Дега в 1875 г. и считавшуюся утраченной; никогда ранее не выставлявшуюся картину Огюста Ренуара "В саду" (1885); а также одно из последних полотен Винсента Ван Гога "Белый дом ночью" (1890). Особое внимание публики привлекали произведения конца XIX - начала XX в.: "Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду г-на Фореста)" Анри де Тулуз-Лотрека, "Обнаженная с поднятой рукой" Жоржа Руо, одна из лучших картин молодого Пабло Пикассо "Абсент".

К выставке был выпущен научный каталог в нескольких языковых версиях (издательство "Harry N. Abrams Inc.", Нью-Йорк). Автор каталога - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник музея А.К. Костеневич.

Выставка пользовалась неослабевающим успехом в течение всего времени ее демонстрации (март 1995 - март 1996) не только у посетителей из России, но также из стран СНГ, Европы, Азии и Америки. В настоящее время часть этих произведений экспонируется в залах 143-146 Зимнего дворца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...