Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей




Функциональные семьи Дисфункциональные семьи
Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций Негибкость ролей, функции ригидны
Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность Правила негуманны, им невозможно следовать
Границы признаются и уважаются Границы либо отсутствуют, либо ригидны
Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся
Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты
Исход: приемлемый и конструктивный Исход: неприемлемый и деструктивный

Корни трансактного анализа, разработанного Э. Берном, уходят в психоаналитические теории личности. Автор подчеркивает, что трансактный анализ сделал многое для уточнения языка психоаналитических теорий. Так, он различает три состояния «я»: ребенок, взрослый и родитель - как способы восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования.

Все три начала в личности человека, по Берну, развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. Ребенок - это спонтанность, творчество и интуиция, все самое естественное в человеке. Взрослый - систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. Положение родителя по своей структуре соответствует категории суперэго в теории личности Фрейда, включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности.

Когда члены семьи общаются между собой, возможны три основных типа взаимодействий - дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне; пересекающиеся {перекрестные) трансакции, при которых состояния сторон не соответствуют друг другу; скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме.

Автор подчеркивает, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Родители должны сами научиться анализировать социальные взаимосвязи в семье; познакомить ребенка с понятиями трансактного анализа и способами их применения в практических жизненных ситуациях в других социальных сферах; творчески и весело вовлекать детей в процесс познания себя и других; проявлять уважение к детям, поддерживать в них установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью.

Стратегическая семейная терапия (Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман, М. Эриксон и др.) является наиболее распространенным в настоящее время вариантом системного подхода, который характеризуется активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за друга, встречами с членами семьи отдельно, формированием терапевтических альянсов и применением техник парадоксальной интервенции.

Парадоксальные техники состоят в принятии психотерапевтом тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, и в их преднамеренном преувеличении. Например, психотерапевт может посоветовать матери, ребенок которой отказывается что-то делать, стать гораздо больше беспомощной и неадекватной, чем ее чадо, стимулируя последнего к деятельной позиции. Таким образом парадоксальному поведению и коммуникациям в семье противопоставляются парадоксальное (контрпарадоксальное) поведение психотерапевта. Клиенты помещаются в условия терапевтической «двойной связи» (см. выше), где, они, подчиняясь предписаниям семейного терапевта, кооперируются с ним, а не, наоборот, контролируют его поведение или манипулируют им.

Позитивная семейная психотерапия Носсрат Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью в системе взаимоотношений «психотерапевт — индивид — семья — общество». Основные усилия психотерапевта направлены на семью. Но он при этом не ограничивается помощью консультируемому через семью, он помогает также семье через индивида и способствует продуктивному взаимодействию членов семьи с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.

В русле данного подхода по-новому (для клиента) интерпретируются трудности, конфликты, проблемы, варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь». Больше того, нужно сделать проблемы своими «друзьями», источником для развития ситуации.

Такой подход позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии («Вообразите, что мы с вами встретились через пять лет...»).

Важным компонентом данного подхода является поиск решений на основе личного опыта клиентов: они в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.

Психотерапевт также помогает семье избавиться от привычек, которые мешают находить решения повседневных проблем, мешают приобретать новый опыт, позволяющий думать, чувствовать, действовать иначе.

В процессе психотерапии выясняется, как именно хочет измениться каждый член семьи. При этом важно понимание клиентами двух основных моментов: какие внутренние ресурсы может использовать семья в данный момент и каково желаемое состояние семейной системы, к которому стремятся ее члены и ради которого они согласны работать с психотерапевтом.

Терапевтическая работа в рамках данного подхода складывается из отдельных сеансов, каждый из которых состоит из следующих пяти процедур: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение терапевтом основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации или парадоксального предписания или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С.т. Такая работа позволяет лучше реализовать такие принципы терапии как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей. Последний принцип особенно важен, так как традиционно считается, что патологическая семья должна измениться или что она должна сама себя изменить. На самом деле эта ошибочная точка зрения блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в том числе и свобода не меняться). Предельная цель системной С.т. - помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и психологических защит, сделать из них свободных индивидов. Только освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои собственные проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

Согласно теории Позитивной Психотерапии формирование человека, развитие его профиля актуальных способностей проходит в четырех сферах модели «Подражания» или«Идентификации»: 1. сфера «Я» – отношение человека себе, самооценка. Выделяют женскую часть Я и мужскую часть Я, что влияет на оценку не только себя, но и других людей, например женщина, отвергающая женскую часть Я, характеризуется подчеркнуто «мужским» поведением. В какой-то мере можно говорить о влиянии концепций К. Юнга, описывающих базовые архетипы человека на понимание структуры данной сферы. На формирование сферы Я влияет отношение значимых близких к ребенку, но оно не заканчивается в детском возрасте. В течение жизни на развитие «Я» человека влияют прочитанные им книги, любимые фильмы, с героями которых он идентифицируется, перефразируя известное изречение, можно сказать: «Я – то, что смотрю и читаю». 2. сфера «ТЫ» - отношение человека с партнером, «ТЫ» больше, чем «Я + Я». Это диада, имеющая общие внешние границы, и границы внутренние. На формирование этой сферы влияет пример того, как родители ребенка относились друг к другу. Сфера «ТЫ» развивается всю человеческую жизнь и напрямую связана с процессом взросления. Отношения, складывающиеся в психотерапии между консультантом и клиентом, являются не только диагностическими, но и коррекционными для сферы «ТЫ», другими словами в Позитивной Психотерапии внимание уделяется не только анализу переноса, но и его переформированию. 3. сфера «МЫ» - отношения с другими, не входящими в группу принадлежности, исповедующими иные ценности, практикующими непривычное поведение. Понятия «общности» и «чуждости» формируются в детстве под влиянием отношения значимых взрослых к «чужим». Границы толерантности в этой сфере пересматриваются на протяжении всей жизни под влиянием не только психологических, но и социальных факторов. 4. сфера «Пра-МЫ» - отношения с предками и потомками, архаический опыт, формирующий до-психологические концепции и влияющий на базовые смыслы существования, осознание себя звеном в ленте жизни, чувство принадлежности к роду. На формирование сферы «Пра-МЫ» влияет мировоззрение значимых взрослых, отношение к религии, вере, конечности или бесконечности существования жизни.Метод позитивной психотерапии основан на транскультуральных исследованиях, проводившихся более чем в 20 различных культурах.В современном обществе, ориентированном на ценности достижения, болезнь рассатривается как ограничение возможности работать и получать удовольствие от жизни. Зачастую работа и получение удовольствия воспринимаются как синонимы. Болезнь же воспринимется как нечто отдельное от обычной жизни, как трагедия, обрушившаяся на человека извне. В таком случае болезнь - это состояние, повлиять на которое сам пациент не может. С этой точки зрения вопрос о позитивных аспектах симптома поделён на области, которые игнорируются, и связан с процессуальным пониманием болезни. На её значимость для переработки пациентом свои переживаний, на её значимость как индикатора дисгармонии жизненной ситуации и на понимание болезни как способа реагирования в конфликте.Позитивные реинтерпретации - это не ярлыки, которые даются пациенту взамен прямого диагноза, это, скорее, программа, содержащая новые способы переработки конфликта. С помощью позитивной интерпретации терапевт воздействует не только на конкретную болезнь, как на субъективное представление о болезнях, которые сложились в традициях данной семьи (Пезешкиан Н., 1996)Традиционная интерпретация Позитивная интерпретацияВ Позитивной Психотерапии транскультурные различия рассматриваются не как препятствия, а как возможность для психготерапевта и пациента прикоснуться к сокровищам мировой культуры. Обогатить себя новыми представлениями о привычых вещах.Западная культура Восточная культура (Хамид Пезешкиан)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...