Метод оценки достижения целей (Метод управления посредством постановки целей)
Руководитель и подчиненный совместно определяют ключевые цели деятельности работника на определенный срок (год-полгода). Цели должны быть конкретными, достижимыми, но напряженными, иметь значение как для профессионального развития работника, так и для совершенствования деятельности организации. Устанавливаемые цели очерчивают сферу ответственности работника и круг его обязанностей на те конкретные сроки, которые необходимы для достижения намечаемого результата. Эти результаты должны быть измеримыми хотя бы в процентах. Оценка результатов производится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов. Метод оценки на основе моделей компетентности Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.
Закономерности развития профессиональной работоспособности и функциональных состояний человека в процессе трудовой деятельности. Методы диагностики психологических состояний человека в трудовой деятельности. Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируете -в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик средств (орудии содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от систем психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессионально пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспобности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда. Работоспособность определяется тремя характеристиками: 1. Профессиональные качества (знания, умения, навыки, профподготовленность, опыт); 2. Психологические качества (направленность личности, мотивы, интересы, установки, способности, воля, характер); 3. Функциональные состояния (утомление и переутомление, психическое напряжение, стресс, монотония, бдительность и др.)
Динамика работоспособности. В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний. Характеристика динамики работоспособности наглядно отражена на кривой работы (рис.), которая объединяет совокупность показателей продуктивности груда и оперативного состояния психофизиологических функций (функциональная смена деятельности). Динамика работоспособности имеет несколько стадий. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия и т. п. Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда. Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного с рыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда. В течение суток В течение недели
Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов; срочное восстановление -непосредственно после окончания всей работы; отставленное восстановление — протяжении многих часов после завершения работы; медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжет с применением активных средств воздействия на психические, физиологические, физические функции и качества субъекта труда. Деятельность человека сопровождается ответной реакцией психических и физических функции. Она отражает процесс адаптации к рабочей нагрузке и характеризует остальные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека всегда взаимосвязаны с содержанием деятельности. Функциональные состояния - систематическая реакция организма и психики человека, выражающаяся в виде динамического комплекса характеристик: физиологических, психических и поведенческих и качеств, которые обусловлены групповой деятельностью. Выделяют следующие показатели ф.с.: 1. Субъективность реакции 2. Изменение вегето-соматических и психических функций 3. Продуктивность и качество работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|