Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности, которые влияют на формирование ф.с.




1. Характеристики личности

- степень проф.пригодности к конкретной деятельности

- уровень подготовленности к выполнению трудовых задач

- величина индивидуальных ресурсов, резервов человека

- состояние здоровья

- отношение к труду

- биологические ритмы

2. Факторы трудового процесса

- степень сложности, опасности, вредности труда

- величина рабочей нагрузки

- степень адекватности трудовых задач и возможностей человека.

3. Неблагоприятные факторы рабочей среды

- ухудшение микроклимата и газового состояния воздуха

- шум

- вибрация

- электромагнитные излучения

- ухудшение психологического климата в рабочей группе.

Все виды ф.с. классифицируются по определенным признакам: по влиянию на показатели деятельности, по формированию реакции, по внешним и внутренним проявлениям.

Различают функциональные состояния:

1. По характеру причин возникновения: личностные и ситуативные

2. По уровню развития: глубокие и поверхностные

3. По направленности реакции: действие положительное (вдохновение), действие отрицательное (апатия).

4. По уровню осознанности: осознанные и неосознанные

5. По длительности проявления

Относительно устойчивые и длительные по времени состо­яния. Такие состояния определяют отношение человека к дан­ному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности рабо­той, заинтересованности трудом или безразличия к нему) отражают общий психологический настрой коллектива;

Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производ­ственном процессе или во взаимоотношениях рабочих;

Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасполо­жение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв и т. д. Сюда же Асеев относит психические состояния, вызван­ные содержанием и характером работы (операции): скука, сон­ливость, апатия, повышенная активность и т. п.

6. По признаку преобладания одной из сторон психики разли­чают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состо­яния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчи­вость, вдохновение, озарение) и т. д..

Наиболее важна для психологии труда классификация состоя­ний по уровню напряжения, так как именно этот признак наибо­лее существен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность деятельности. Умеренное напряжение — нормальное рабо­чее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудо­вой деятельности. Это 'состояние психической активности — не­обходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопро­вождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.

Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, относятся к следующим -группам:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие усло­вий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) 'Наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выпол­нение одного из них требует осуществления действий, противо­речащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения кото­рых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при форми­ровании плана обслуживания, обусловленное высокой плот­ностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение —напряжение, вызванное неопти­мальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в воспри­ятии необходимой информации.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выпол­няемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью пере­ключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, 'вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат чело­века.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конф­ликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напря­жением прочих видов.

Напряжение ожидания —напряжение, вызванное необходи­мостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным сниже­нием работоспособности, вызванным длительной работой.

Утомление сопровождается уменьшением производимой рабо­ты и представляет собой весьма сложный и разнородный комп­лекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состоя­ние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеоб­разно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рас­сматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что
человек чувствует снижение своей работоспособности, даже ког­да производительность труда еще не падает. Это снижение рабо­тоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в си­лах должным образом продолжать работу;

2. Расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внима­ние легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или,наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые при­нимали участие в работе. Если человек долго читает без пере­рывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться»
в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжитель­ная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности;

4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается
в замедлении или беспорядочной торопливости движений, рас­стройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации;

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также отно­сятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инст­рукцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно
хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мысли­тельные процессы особенно нарушаются при утомлении от умст­венной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориен­тации;

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решитель­ность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления прояв­ляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости при­нять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособ­ность и тем самым производительность труда. При переутомле­нии указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утом­лению. Многие исследователи высказываются за ее существова­ние. Так, С. М. Архангельский отмечает, что ход взрастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий: 1) от индивидуальных особенностей рабочего; 2) от обстоя­тельств протекания работы; 3) от качества выполняемой рабо­ты; 4) особенностей трудового режима и т. д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего [10].

Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зави­сит от таких индивидуальных особенностей человека, как физи­ческое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и моти­вация, волевые черты характера. От такого рода индивидуаль­ных особенностей зависит и то, как переживает человек утом­ление и как справляется с ним на разных его стадиях.

Виды утомления

1. физическое 8. зрительное

2. умственное 9. слуховое

3. эмоциональное 10. интеллектуальное (творческое)

4. смешанное

5. общее

6. локальное

7. мышечное

Особым психическим состоянием, раз­вивающимся под влиянием чрезвычайных условий и сложных рабочих ситуаций, является стресс. Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обо­значения неспецифической реакции орга­низма («общего адаптационного синд­рома» — по Г. Селье) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться для описания со­стояния индивида в экстремальных услови­ях на физиологическом, психологическом, биологическом, поведенческом уровнях. Психологический стресс является реакци­ей на особенности взаимодействия между личностью и окружающей средой. Это в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей, оценки ситуа­ции, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегиям поведения, их адекватному выбору.

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готов­ности к деятельности.

Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, созда­ние психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состоя­ние личности, внутренняя настроенность на определенное пове­дение, мобилизованность всех сил на активные и целесообраз­ные действия.

Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставлен­ную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успе­ха и показать себя с лучшей стороны); б) познавательные (по­нимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); в) эмоциональные (чувство ответственности, уве­ренность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Способами самомобилизации и регуляции своего поведения, по мнению многих психологов, являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чув­ство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвав­ших ее причин), отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация внимания не на исходе дела, а на тех­нике решения задачи, тактических приемах); наконец, устранение внешних признаков эмоциональной напряжен­ности.

Многие авторы уделяют внимание аутогенной тренировке, фармакологическим средствам поддержания психологической готовности в экстремальных условиях деятельности.

Как видим, приемы формирования психологической готов­ности имеют много общего с приемами волевой подготовки. И не случайно: создание состояния готовности к деятельности прямо зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще слабо используемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальных условиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...