Выделение объекта и предмета, проблемы исследования, описание проблемной ситуации.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Краткий конспект лекций
1. Основные виды социальных исследований их специфика. Эмпирическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике. В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования. Основным критерием выделения типов исследования является цель исследования. В зависимости от цели различают: фундаментальное исследование (направлено на анализ социальных закономерностей, тенденций); прикладное исследование (направлено на решение конкретных практических задач или конкретной социальной проблемы); комплексное исследование (сочетает фундаментальные и прикладные задачи, проводится по междисциплинарной теме и решает ряд важных теоретико-методологических задач с выходом практическую реализацию полученных результатов); поисковое исследование (разведывательное – направлено на поиск, выделение исследовательских проблем). По глубине анализа социальной проблемы различают: пробное исследование (синоним поискового, разведывательного исследования; проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез, часто используется для мало изученных или вообще не изученных проблем, его разновидность пилотажное исследование проводится для отработки инструментария исследования); описательное исследование (предполагает получение эмпирических данных, дающих относительно целостное представление об изучаемой проблеме, ее структурных элементах, цель исследования – полное и строгое описание изучаемого социального объекта без ответа на вопрос о причинно-следственных связях объекта);
аналитическое исследование (самый углубленный вид анализа, выявляет скрытые причины возникновения социального явления). По срокам реализации исследования выделяют: точечное исследование (дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения, примером точечного исследования служит монографическое исследование, т.е. любое исследование одного или нескольких объектов проведенное с познавательной и практической целью, при этом объект характерен для всего класса явлений); повторное исследование (совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени, характеризует динамику изменения объекта, в его рамках выделяют лонгитюдное, когортное, трендовое и панельное исследования). По объему охвата объекта исследования: сплошное исследование (охватывает все единицы генеральной совокцупности, пример – переписи населения); выборочное исследование (способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении). В социальной работе мы работаем в междисциплинарных областях знания, где один тип явления объясняется через другой, поэтому объясняем социальные факты с помощью экономических, педагогических, психологических и т.д. причин. Следовательно, социальная работа делает свой вклад в широкий пласт прикладных (отраслевых) направлений и социальных исследований. Прикладное социальное исследование призвано изучать и оценивать последствия происходящих в обществе и природе реальных процессов, например, воздействие пожаров на поведение людей и жилой фонд территориальных округов, такие исследования снабжают информацией местные власти для принятия ими компетентного решения в сфере социальной политики.
Выделение объекта и предмета, проблемы исследования, описание проблемной ситуации. Основным фактором, определяющим своеобразие исследовательского поиска, выступает процесс постановки исследовательской проблемы – можно утверждать, что процесс постановки проблемы аналогичен обоснованию актуальности темы исследования. Это первый этап работы, когда исследователь определяет, на каком аспекте проблемы необходимо сфокусировать внимание, имеет ли проблема практическое или теоретическое значение и т.д. Результатом такого осознания становится выделение объекта и предмета исследования, формулировка его цели и задач (объектом исследования всегда выступают социальные группы; предмет – это всегда сторона реальной социальной проблемы, которая непосредственно изучается в исследовании; цель исследования – это планируемый результат исследования, ответ на исследовательские вопросы; задачи – это средства достижения цели). Конкретизация исследования в задачах должна опираться на процесс постановки исследовательских вопросов и определятся возможностью получения информации определенными методами исследования. Вторым этапом является описание объекта в системе понятий исследования, т.е. проводится теоретическая интерпретация основных понятий исследования, что означает указание тех их значений, которые и будут использованы. Выбирая конкретные определения, исследователь выбирает методологический подход к изучаемому явлению. Следующая процедура – эмпирическая операционализация основных понятий, именно в процессе операционализации формируются основные элементы инструментария исследования, такие как структура опросного листа, параметры наблюдения и т.д. А именно, мы получаем индикаторы (внутренние либо внешние) для измерения исследуемого признака. Основным требованием при выборе индикатора является валидность (способность индикатора выражать исследуемый признак с большей или меньшей полнотой).
Важность процедур теоретической интерпретации и эмпирической операционализации определяется тем, что в результате формулируется система понятий исследования, которая обеспечивает логическое и эмпирическое обоснование выдвигаемых на третьем этапе разработки стратегии исследования гипотез.
3. Особенности формулировки и общая характеристика гипотез исследования. Гипотеза – это предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Гипотезы формулируются в виде предположений-суждений, описывающих взаимосвязи между явлениями. Выделяют исследовательские гипотезы по следующим критериям. По степени общности предположений: гипотезы-основания это исходные (основные, центральные) гипотезы; гипотезы-следствия – выводные гипотезы из гипотез-оснований, формулируются в менее общих понятиях. По задаче исследования: основные – относятся к основным, центральным задачам исследования; неосновные – относятся к дополнительным, неосновным задачам исследования. По степень обоснованности: первичные – рабочие гипотезы, выдвинутые в самом начале исследования, служит исследователю ориентиром исследовательского поиска; вторичные – выдвигаются взамен первичных гипотез, если те опровергаются эмпирическими данными. По содержанию предположений о предметной области проблемы: описательные гипотезы – это предположения о существенных свойствах объектов и о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта; объяснительные – относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах или явлениях. Результатом реализации выше указанных процедур является построение стратегии исследования, обоснование инструментария исследования и выбор конкретного метода исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|