Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструментарий интервью и транскрибирование текста интервью.




В качественных интервью (нарративное, лейтмотивное, свободное), взятых социологом у рассказчика информанта, в центре исследования всегда стоит индивидуальная жизненная траектория от детства до старости, индивидуальная судьба во всем конкретном сочетании ее поворотов и изгибов. Рассказчик описывает свою собственную историю, свои этапы жизненного пути, соотнося с другими людьми, социальными группами, отождествляя себя с ними и выделяя одновременно.

Социология, ориентированная на познание типического в социальном, рассматривает течение жизни конкретного человека в обязательном соотнесении с социальной жизнью.

Задача социолога – понять социальный контекст индивидуальной жизни, т.е. «идентифицировать основные игры, в которые люди играют в рамках этого социального контекста, скрытые правила и ставки, внутренние механизмы и конфликтную динамику власти в этих играх».

Важнейшей чертой рассказов о жизни является их темпоральность, вписанность во время. Это создает уникальную возможность рассмотрения социальных явлений во временной перспективе, в их процессуальности, когда происходящие в них изменения (социальная динамика) соотносятся с временными рамками.

Встроенность индивидуального в социум может изучаться в нескольких направлениях:

1. Изучение социальной обусловленности жизненных путей. Это исследование профессиональных биографий социально-демографических когорт. Здесь в центре внимания – социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, увязывающих возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение с кризисами в обществе и просто крупными историческими событиями.

2. Исследования, ориентированные на реконструкцию личного опыта людей (понимание смыслов поведения), а также способов их объяснения, толкования социальной реальности.

В исследованиях этого типа реализуется попытка «схватить» систему ожиданий и норм, предъявляемых человеку конкретной социально-исторической ситуации.

Исследователя в «истории жизни» интересует, при каких условиях индивид «примеряет», перенимает типичную жизненную конструкцию, внося в нее индивидуальное своеобразие, каким образом вообще складывается тот или иной социальный тип (исследование сознания рабочего класса, коллективного исторического сознания, исследование советского общества).

В таком интервью рассказчику должна быть гарантирована конфиденциальность, должны сложиться доверительные отношения с исследователем, важной становиться ситуация проведения интервью и т.д. Текст, полученный данным видом интервью, транскрибируется – переноситься на бумагу, где фиксируются не только вербальные, но и не вербальные характеристика текста.

 

24. Организация фокус-групп.

Основные параметры фокус-группового исследования, такие, как численность участников, их социальные характеристики, число групп и т.д., определяются двумя факторами: общими методическими требованиями к проведению групповых интервью и целями исследования.

Превышение максимально допустимого числа участников (12 человек) ведет либо к возникновению пассивной аудитории, а обмен репликами начинает осуществляться между наиболее инициативными лицами, либо к расколу дискуссии на несколько частных собраний. Фокус-группа должна быть достаточно небольшой, чтобы позволить ее участникам беседовать предельно откровенно. Уменьшение численности фокус-группы ниже минимального предела; сдерживает творческое обсуждение, ограничивает количество новых идей, а нередко ухудшает и их качество.

Сокращенный вариант группы (4—6 человек) годится лишь в экстремальных ситуациях, например, когда интервью чрезмерно затягивается по срокам, а у участников появляются причины выйти из ее состава; либо при обсуждении очень большого количества вопросов, когда увеличение количества участников грозит хаосом.

Необходимость использования небольших по численности фокус-групп объясняется следующими причинами:

♦ в большой группе участники имеют меньше времени для выступлений, дискуссии длятся дольше, порой не приводя к должному результату;

♦ ведущий дискуссию (модератор) в большой группе вынужден действовать директивно, жестко ограничивая во времени ее участников;

♦ в большой группе многие чувствуют себя менее комфортно, чем в малой, так как их возможности отстоять свою точку зрения снижаются.

Главным фактором, определяющим размер группы, является цель ее проведения, характер обсуждаемой проблемы. Если цель фокус-группы состоит в получении возможно большего количества новых идей, то предпочтительнее крупная группа. Если же мы хотим выявить максимально глубокие и развернутые мнения каждого респондента, то желательно формировать малочисленные группы.

Таким образом, группа не должна быть настолько большой, чтобы стать неуправляемой или препятствовать активному участию большинства членов, но в то же время она не должна быть настолько малой, чтобы не обеспечить существенно больший охват, чем интервью с одним человеком.

Состав участников групп устанавливается с учетом следующих характеристик:

♦ социальная принадлежность (статус): обычно в одну группу включают респондентов, близких друг другу по социальному статусу (при этом в разных группах должны быть представлены все основные слои населения);

♦ жизненный опыт участников: в одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди;

♦ степень компетентности: респонденты с существенно разной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе;

♦ потребительские возможности: в одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей;

♦ возраст и семейный статус: в одну группу не следует включать людей разных возрастов (при этом группы должны предоставлять все возрастные категории);

♦ культурные различия: желательно не включать в одну группу представителей разных культур;

♦ пол: большинство исследователей выступает за смешанные по половому признаку фокус-группы;

♦ точка зрения на обсуждаемую проблему: в одну группу обязательно следует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию.

Основными социальными характеристиками, упитывающимися при определении состава групп, являются: пол, возраст и национальность (в некоторых регионах может быть значима и религиозная принадлежность), образование и принадлежность к coциальному классу.

 

25. Область применения метода качественного анализа документов.

Исследование этого типа направлено на получение субъективных свидетельств о важных событиях прошлого. Для историков, изучавших совсем недавно политическую и социальную историю своей страны, привлекательность устных свидетельств объяснялась невозможностью доступа к достаточному количеству документов.

Специалисты по устным историям полагают, что устные источники имеют преимущества перед письменными документами.

1) не возникает сомнения по поводу авторства, что повышает доверие к доку-менту;

2) в отличие от письменного документа устное интервью сохраняет непосредственность впечатлений и искренность, которые свойственны разговорной речи;

3) это возможность сохранить в записи жизненный опыт людей, которые не имеют литературного таланта или свободного времени для написания мемуаров.

Под надежностью в исследовании этого типа понимается «постоянство (неизменность) в изложении индивидом истории одного и того же события на протяжении различных ситуаций интервьюирования» (интервьюирование одного и того же информанта через какой-то промежуток времени).

Достоверность информации здесь понимается как степень согласования между изложением события информантом и самим событием, каким оно предстает из других первичных источников: официальных документов, фотографий, дневников, мемуаров, писем и т.д.

«История жизни» как целостная исследовательская стратегия направлена на сбор и анализ рассказов о жизни, автобиографий вне зависимости от того, какими методами эти рассказы получены

Исторически можно выделить несколько методологических подходов в анализу историй жизни.

1. Близкий к классическому. История жизни – это идеальный материал для того, чтобы выяснить, что существует на самом деле и что на самом деле произо-шло в обществе. Что люди сделали, где, когда с кем и в каких локальных контекстах, с какими результатами и что из этого следовало.

Этот подход был характерен для конца 70-х–начала 80-х годов.

2. Интерпретативный подход.

В рамках такого рассмотрения стали различать три типа «конкретизации субъекта» в истории жизни:

А) субъект в качестве реально интервьюируемого, как участник процесса взаимодействия с интервьюером, или субъект коммуникации (письменная автобиография), ориентированный на подразумеваемого читателя;

Б) субъект – герой, персонаж рассказа;

В) субъект – рассказчик истории, которую он рассказывает сейчас.

При этом каждая из этих конкретизации относится в «истории жизни» к одному и тому же лицу, но каждая, тем не менее. Занимает особое место в структуре повествова-ния.

Внутри него наметились два подхода.

Сторонники первого (реалистического), полагают, что через субъективные жизнеописания все-таки можно получить «если не полностью объективное описание и объяснение социальных феноменов, то, по крайней мере, их «плотные описания».

Сторонники другого считают, что тексты автобиографий ничего не представляют собой до тех пор, пока мы не предоставим им кредит реальности, чего-то существующего вовне. Анализ историй жизни в этом ключе можно производить исходя из 4 базовых понятий: контекст, аутентичность, референциальность (соотнесенность) и рефлексивность.

Контекст здесь означает конкретные условия и структуру значений автобиографий. Контекст – ситуация. Когда рассказ можно понять лишь в рамках данного поколения с его социально-историческим опытом. Многие нарративы можно понять лишь в контексте бедности, войны, трансформации социума, определенной субкультуры и т.д. Сами авторы могут не осознавать контекст своих повествований. Задача социолога – создать (сконструировать) контекст, чтобы понять сказанное, придать ему значение.

Аутентичность представляет собой попытку автора представить свою жизнь наиболее реалистическим способом. Аутентичность – это правдоподобность рассказа. Исследователь, анализируя текст рассказа, должен прежде всего выбрать наиболее аутентичные его части.

Референциальность (отнесенность) означает отнесенность в определенным собы-тиям, действиям в социальной реальности.

Рефлексивность означает, что в рассказе следует выделять автора как рассказчика истории, который смотрит на себя со стороны, меняя угол зрения, уровень рассмотрения. Рефлексивность – это еще и мотивация рассказчика: почему он рассказывает историю так, а не иначе.

В рамках этого подхода «возможны варианты»:

1. Анализируется одна история жизни конкретного человека. Где реконструируется его личный опыт проживания, «переживания», «встроенный» в социальное время, социальный контекст. (история жизни бомжа, осуществленная В. Журавлевым).

2. Анализируется история семьи, например социальной мобильности: через ис-торию одного рода на протяжении четырех поколений. Исследователь (Д.Берто) пытается понять механизмы трансляции социального статуса во французском обществе.

3. Анализируется ряд историй жизни, или семейных историй, принадлежащих к одной и той же социальной среде. По мнению социологов, в подобного рода исследованиях за счет сравнения разных жизненных историй достигается большая обоснованность выводов. Как правило, количество историй жизни, необходимое для этого колеблется в пределах от 20 до 50. (Исследование Е.Мещеркиной по выявлению неоднозначности и сложности мужской идентификации, описывать уровни ее формирования (локально-семейный, институциональный), описать типы мужественности, выделенные по различным критериям; «гегемонический», «демократический», «нарцисстический». Исследование Е.Фотеевой, посвященной анализу социальной адаптации состоятельных семей в России после революции 1917 года)

В рамках нарративного подхода акцент делается на том, каким образом рассказчик объясняет те или иные свои поступки, на схемы объяснения: известно, что любой рас-сказ ориентирован на слушателя, и потому рассказчик использует схемы, понятные слушателю, т.е. присутствующие в культуре и потому понятные.

 

26. Сущность биографического метода.

В качестве единственного метода анализ документов особенно практиковался в социологии в 20-х годах (У. Томас, Ф. Знанецки и др.), в настоящее время его часто называют "биографическим методом". Основу этих исследований составляют исключительно и преимущественно личные, неофициальные документы (письма, дневники, биографии). Подобный метод используют в психологии, а также в области юриспруденции и криминологии, так как здесь особенно много подробных личных документов официального и неофициального характера (протоколы допроса, признания, приговоры, личные документы, биографии и т.п.).

Применение анализа документов в этих исследованиях давало обильную информацию об определенных социальных явлениях, о причастных к ним лицах и группах, о личных взглядах и оценках, а также о фактических видах поведения, намерениях и поступках людей, включая лежащие в их основе мотивы, интересы и идеалы. Нередко подобные документы содержали сведения и об авторе (пол, возраст, уровень образования, семейное положение, профессия и т.д.), а это позволяло в известной мере получить дифференцированное представление не только об установках и характере поведения различных лиц и групп, но и мотивациях, лежащих в их основе, что в свою очередь делало возможным выявление определенных обусловливающих взаимосвязей поведения индивидов и факторов окружающей среды (32, с.355).

Также документы могут быть основным, а порой и единственным источником информации об изучаемом объекте, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы (например, социальные институты, классы), или когда речь идет об изучении динамики этих объектов в течение больших периодов времени, т.е. об их историко-социологическом анализе (34, с.287).

Во всех вышеперечисленных случаях проведение исследований другими методами либо оказывается неполным, недостаточно надежным, либо вообще невозможным или неэкономичным. Таким образом, иногда информация, полученная из документальных источников, характеризует такие аспекты изучаемого явления или процесса, которые не доступны другим методам.

Но чаще всего все же анализ документов применяется в комплексе с другими методами. В данном случае он позволяет решать различные исследовательские задачи. Для этого необходимо подбирать соответствующие документы.

При исследовании какого-либо объекта или явления в его историческом развитии источником информации будут выступать официальные и неофициальные (главным образом, архивные) документы, в которых содержатся необходимые сведения. В исследованиях, направленных на изучение мнений и установок, необходимо изучать личные документы и ответы на специально поставленные вопросы анкет и интервью. При исследовании внутренних структурных характеристик отдельных людей или малых групп можно сочетать анализ ответов, изучаемых на специально поставленные вопросы анкет и интервью, данных, полученных в результате тестирования, а также изучения личных документов (писем, дневников, автобиографий и т.п.).

В основном данные, имеющие место в документах, содержат информацию только о результатах человеческой деятельности или социального поведения, записанную задним числом, и совсем не раскрывают сам процесс данной деятельности или поведения. Исключением являются лишь неофициальные, личные документы (например, дневники), для которых характерен большой объем поясняющего материала. В связи с этим если перед исследователем стоит задача получить надежные высказывания о процессе и условиях его протекания, то необходимо обязательно использовать другие методы.

 

27. Область применения метода кейс-стади.

Основными методами сбора информации в качественных исследованиях являются этнографиеский метод и метод кейс-стадий.

Термин «этнография» буквально означает описание этноса. Он может выступать и как научная дисциплина, и как метод, и как жанр.

Как научная дисциплина этнография «вписывается» в культурную (социальную) антропологию. В этом своем значении этнография представляет собой науку, нацеленную на детальное описание разнообразных культурных форм, их «особости», «инаковости».

Традиционная «ранняя» этнография (XVIII–XIXвв.), связанная с именами таких антропологов Э.Б. Тайлора, Л.Г.Моргана, Дж. Фрезера и других, занималась изучением культур народов, «далеких» в пространственном и временном отношении от западного исследователя: изолированных племен, древних народов, принадлежащих к дописьменным культурам.

Исследовательская практика «кейс–стадии» предполагает разработку плана (проекта) исследования. Этот план должен включать в себя:

-разработку концептуальной схемы;

-выделение исследовательских вопросов;

-определение выборочной стратегии;

-подбор методов сбора данных.

В отличие от классического социологического исследования, этот план чаще всего не бывает завершен к моменту сбора первичной информации: выделение исследовательских вопросов, их постоянная коррекция, а также конструирование и переконструирование концептуальной схемы, так же как и смена фокусов исследования в зависимости от полученного материала, продолжаются в течение всего процесса исследования.

Концептуальная схема включает в себя основные черты исследования: аспекты изучения, факторы, их взаимосвязи. Разработка такой схемы заставляет исследователя задуматься над тем, что он делает. Она также помогает ему быть избирательным, решать, какие же черты важны, какие связи скорее значимы, существенны, и, наконец, какие данные он намерен собирать и анализировать.

Такую схему надо попытаться разработать, даже если исследователь изучает новую, совершенно незнакомую ситуацию. Это поможет ему хотя бы определить первоначальное направление в исследовании.

Выборочная стратегия – значит ответить на целый ряд существенных для исследователя вопросов: кого спрашивать, наблюдать, где, в каких условиях будет происходить сбор информации, когда и что (какие события, действия, процессы) должны исследоваться?

Для исследования широкомасштабного явления, когда «кейсом» выступает большая социальная группа, может быть использован класс строго вероятностных способов отбора.

Наиболее распространенной сегодня для исследований типа «кейс–тадии» является целевая выборка, т.е. выборка, соответствующая целям исследования. Выбор объектов в рамках такого отбора определяется исследовательскими вопросами и концептуальной схемой, тесно связанными друг с другом.

В этот процесс может «вмешаться» и реальная ситуация, в которой находится исследователь: ограниченное время, ресурсы, проблема доступа к информантам.

 

28. Формирование общего видения текста в качественном исследовании и плотное описание.

Логическая последовательность исследования тира «обоснованная теория» можно представить следующим образом: на основе «сырых» данных, выделяются коды (понятия), представляющие собой первый уровень интерпретации. На этом уровне обобщается один из аспектов данных о конкретном явлении. От кодов, поднимаясь по лестнице абстракции, генерируются категории, центральные категории и, наконец, теория: исследователь, устанавливает взаимосвязи между ними, обобщает их в более абстрактные понятия (центральные категории) и в конце концов оформляются в теорию как общее описание конкретного социального феномена.

1. По мере получения самых первых данных начинается процесс их кодирования и продолжается в течение всего исследования.

2. результаты кодирования служат основой для формирования теоретической выборки. Принцип теоретической выборки заключается в следующем: последующий сбор данных зависит от теоретического осмысления феномена, от результатов аналитических построений исследователя на предыдущем этапе.

3. Продолжается выборочное исследование данных до тех пор, пока не достигается теоретическое насыщение, т.е. пока полученные данные не перестают нести новых теоретических элементов, лишь подтверждая то, что уже было обнаружено ранее. Как только выявляется центральная категория или категории, исследователь начинает искать связь между ними, постепенно насыщая теорию.

4. Параллельно с кодированием идет написание аналитических мемос (письменных комментариев исследователя в виде небольших эссе) относительно исследования, чувств исследователя, его идей, кодов, осмысления теоретической литературы.

5. Исследователь постоянно должен задавать «генерирующие» вопросы:

Что происходит в поле, чем отличается данный случай от другого?

Что означает данное слово или предложение или действие в «нормальном» понимании? Что оно еще может означать? Где можно обнаружить подобные явления? С их помощью выдвигаются гипотезы, проводятся сравнения, формируется теоретическая выборка.

6. Какие категории становятся самыми значимыми, центральными. Предвари-тельные попытки интеграции начинаются на начальных стадиях исследования за счет поиска связей между кодами и категориями. По мере продолжения исследования процесс интегрирования занимает все больший удельный вес в комплексе действий исследователя.

7. По мере развития исследования ученые приходят к необходимости насыщения мемос, т. е. содержат больше информации.

Данные – поведенческие акты, события, наблюдаемые или полученные из интервью – выступают индикаторами концепта (понятия), которые аналитик выводит из них. В основе такой модели – постоянное сравнение индикаторов-данных между собой.

Затем аналитик обозначает их как индикаторы определенного класса событий или поведенческих актов, т.е. кодирует их. Давая классу индикаторов название, он тем самым обозначает их как категорию, поднимает на более высокую ступень абстракции.

После этого, индикаторы-данные сравниваются уже с возникающим концептом. Проводя сравнение между дополнительными индикаторами-данными и кодами, категориями, последние оттачиваются, чтобы в наибольшей степени соответствовать данным.

Процедура кодирования представлена 3 своими составляющими:

- открытое кодирование;

- осевое кодирование;

- селективное (выборочное) кодирование.

Открытое кодирование – это самый первый тип кодирования данных. Открытое кодирование производится в процессе тщательного анализа полевой заметки, интервью или другого документа – строка за строкой, слово за словом, по предложениям и параграфам, или по всему документу наблюдения или интервью.

Интерпретации, полученные в ходе открытого кодирования всегда предварительные, пробные.

Содержательная цель – производство концептов (понятий), которые кажутся адекватными собранным ранее. Концепты здесь – называние, «наклеивание ярлыков» слову, фразе, фрагменту текста.

Эти концепты являются предварительными, они все же являются толчками к выделению других элементов парадигмы кодирования, дальнейшему структурированию данных.

Процедура осевого кодирования предполагает тщательный анализ, проводимый вокруг одной категории (а не нескольких одновременно) и поиск элементов парадигмы кодирования. Термин «осевой» здесь означает «вращение вокруг оси» одной категории. Проводя такую операцию исследователь начинает выстраивать плотную ткань из взаимосвязей вокруг «оси абсцисс» категории, которая является объектом его внимания.

Селективное (выборочное) кодирование есть систематическое кодирование в рамках центральной категории. Кодировать селективно означает, что аналитик сводит процесс кодирования только к тем кодам, которые связаны достаточно существенными связями с центральными категориями. Именно центральная категория теперь направляет дальнейший сбор данных в соответствии с теоретической выборкой. Селективное кодирование происходит после того, как исследователь определил, какая категория или категории являются центральными в исследовании, т.е. после открытого и осевого кодирования.

 

29.. Общие понятия об экспертном опросе в социальной работе.

При проведении социологического исследования методом экспертного оценивания можно выделить следующие основные этапы:

1. возникновение и формулирование социального заказа,

2. создание экспертной группы и организация работы экспертов;

3. проведение экспертного опроса

4. получение результатов и их практическое применение

Для вычленения конкретных форм экспертного опроса выделить три группы отношений:

1. между организаторами исследования и экспертами

2. между экспертами внутри группы

3. отношения экспертов и результатов их деятельности.

Логический анализ этих отношений позволяет выделить ряд оснований классификации форм экспертного опроса: индивидуальная независимость либо коллективная взаимообусловленность работы. Экспертный метод предполагает чаще всего коллективную выработку конечных результатов. Даже простое объединение индивидуальных независимых мнений экспертов позволяет получить результаты, которые не могут быть получены другим путем.

1. Организаторы – эксперты

1. формы контакта: очный, заочный.

2. Способ вербального общения: устный, письменный.

3. Итерационность (периодичность) опроса: разовый, повторяющийся

2.Экперт–эксперт

1. Организация труда: индивидуальная коллективная.

2. форма общения: непосредственная (лицом к лицу), опосредованная.

3. Обратная информационная связь: обобщенная, дополнительная, мотивационная.

3. Эксперты–результаты

1. Процедуры принятия результатов: консенсус, большинство.

2. Вид экспертной оценки: мнение, рекомендация, решение.

3. Обработка получаемой информации: однократная, итерационная, непрерывная.

Для упрощения классификации общее число форм опроса сводят до четырех, наиболее часто встречающихся и включающих все разнообразие форм.

1. Разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью).

2. Однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм).

3. Индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника).

4. Коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, много-ступенчатый опрос).

Разовый индивидуальный опрос. Прилагательное «разовый» обозначает однократность процедуры опроса. Разовый опрос выступает в двух основных формах – разовый устный опрос (интервью) и разовый анкетный опрос. Интервью возникло из такой традиционной формы общения людей, как беседа. В процессе речевой коммуникации интервьюер с помощью целенаправленного общения получает социологическую информацию в виде мнений опрашиваемых. Непосредственный контакт интервьюера с респондентом позволяет оптимальным образом приблизить формулировки вопросов, их последовательность к возможностям конкретного респондента. Интервью может быть свободным и стандартизированным. Степень стандартизации интервью определяется как целью интервью, так и индивидуальными особенностями респондента и интервьюера.

Одноразовый анкетный опрос обычно применяется для таких групп экспертов, когда необходимо конкретизировать цели будущего социологического исследования. По способу общения исследователя с респондентом анкетирование можно подразделить на раздаточное, прессовое, почтовое. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки. Важное значение имеет соотношение открытых и закрытых вопросов.

Разовый экспертный опрос происходит при отсутствии социально-психологического и информационного контакта между экспертами, т.е. в условиях прямого или опосредованного воздействия на них со стороны ис-следователя. Вопрос о согласовании мнений экспертов обычно не возникает, и общее мнение выявляется только в процессе обработки данных социологическими методами.

При коллективной форме опроса или при опросе в несколько туров существенное значение приобретают способы согласования мнений экспертов, непосредственного воздействия коллег-экспертов или ранее полученной промежуточной информации. Важным фактором становится также форма представления результатов деятельности экспертной группы и процедура их получения.

 

30.. Отбор экспертов для исследования.

На первом этапе отбора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятий и стаж работы по интересующему профилю. При необходимости учитываются также уровень образования, возраст, пол, общественно-политическая деятельность и другие характеристики. Первый список экспертов может быть весьма широким, однако в последующем его целесообразно «сузить», так как не каждый человек способен выступить в роли эксперта.

Центральный среди всех критериев отбора экспертов – их компетентность. Для ее определения применимы с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Наиболее простая и удобная форма самооценки экспертов – совокупность индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом первой позиции приписывается числовое значение «1», второй – «0,5», третьей – «0». В таком случае совокупный индекс – коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по специальной формуле.

Второй метод самооценка экспертов. При отборе экспертов методом самооценки возникает проблема ее завышения. Однако, как отмечают специалисты, «опыт многочисленных экспертиз и у нас и за рубежом показывает, что группы с высокой самооценкой, как правило, ошибаются в своих суждениях при проведении экспертизы меньше других».

Третий метод - метод коллективной оценки применяется для формирования группы экспертов в том случае, когда они знают друг друга как специалисты. Такая ситуация чаще всего характерна для ученых, творческих деятелей, известных политиков, экономистов.

Предположим, что мы имеем список, включающий десять экспертов, и просим каждого из них выделить пять наиболее компетентных коллег. На основании ответов строим таблицу, обозначив в ней номерами от 1 до 10 в первом столбце тех, кого выбирают, а в первой строке тех, кто выбирает. В клетках таблицы число «1» обозначает выбор, «тире» – отсутствие выбора, «0» указывает на то, что никто сам себя не назвал.

В последнем столбце таблицы приводится сумма голосов, которые получил соответствующий эксперт. Эти числа принимаются в качестве «веса» мнений о соответствующем эксперте. Потом ими заменяются «единицы» в таблице (по столбцам), в результате чего получится ранжированный ряд оценок уровня компетентности всех десяти экспертов. Таким образом, если мы хотим сформировать группу из 5 наиболее компетентных экспертов, то судя по оценкам в последнем столбце и соотнеся их с номерами экспертов в первом столбце, мы зачислим в эти группу экспертов под выявленными номерами.

 

31. Использование контент-анализа в социальных науках.

Анализ документов – document analysis - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяют два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Анализ документов в одинаковой степени может быть использован для получения как описательной, так и оценочной информации. Может служить в качестве основного (единственного) метода сбора информации и сочетаться со всеми другими методами сбора информации. Вся документальная информация относится к числу вторичных сведений. Ее достоверность и надежность зависят от позиций и замыслов автора (коммуникатора).

Анализ документов традиционный - основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документом в соответствии с целью исследования. В зависимости от целей исследования в традиционном анализе документальных источников могут преобладать специализированные приемы: источниковедческие, психологические, юридические, лингвистические и др.

По правилам строгости контент-анализа сам исследователь не может выступать в роли кодировщика. Исследователь разрабатывает инструкцию для анализа документов и снабжает ей одного или нескольких кодировщиков. Кроме того, инструкции – это документ, объясняющий, как получены те результаты, которые явились итогом анализа текста. Демонстрация инструментария считается одним из первых требований к социологическому исследованию. Инструкция – это перечень категорий и единиц анализа и их типологических (или лексических) модификаций.

• Категории анализа – это понятия, раскрывающие проблему, в соответствии с ними будут сортироваться единицы анализа. Категории анализа отражают признаки объекта исследования, перечисление категорий анализа создаёт «поисковый образ». Например, в исследовании Г. Лассуэлла газеты «Истинный американец» категорией анализа было отношение газеты к властным структурам трёх стран – США, Германии, Японии. Ещё один пример – исследование телемостов СССР – США, где категорией анализа была «степень объединительных тенденций у участников телемостов».

• Единицы анализа – это идея, отображённая в операциональных понятиях. В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, устойчивым сочетанием слов, терминами, именами людей, названиями организаций, географическими названиями, упоминанием исторических событий, то есть это то, что мы собираемся обсчитывать. Единицей анализа может быть и тема. Фиксируя тему, мы занимаемся поиском в тексте развёрнутых обсуждений. Например, в исследовании Г. Лассуэлла газеты «Истинный американец» единицей анализа было суждение относительно правительства, лидеров или политических действий трёх стран – США, Германии, Японии. В исследовании телемостов СССР – США единицей анализа было местоимение «мы».

• Единицы счёта. Во-первых, это единицы частоты, то есть присутствие индикатора смысла (единиц анализа) в частях, на которые разбит анализируемый текст. В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики внутри частей не учитывается. Самым распространённым способом является подсчёт частот употребления единиц анализа, когда фиксируется каждое их появление. Частота появления и служит показателем установок автора.

Во-вторых, это единицы протяжённости. Подсчёт в этой системе пригоден в основном при исследовании сообщений, передаваемых СМИ. За единицы счёта здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвящённых какому-либо вопросу. Для кино, радио и ТВ единицей счёта будет время, отведённое освещению определённого события.

 

32. Методология тестирования.

33. Классификация тестов.

Под тестированием понимается получение информации об индивидуаль-ных особенностях людей с помощью специально разработанных стандартизированных проб. Слово "тест" в переводе с английского языка означает "испытание". Термин этот используется в широком и в узком смысле. В широком смысле тест – это любое задание, предназначенное для оценки уровня знаний и умений человека или его психологических особенностей. Первый тип заданий – это дидактические тесты, а второй тип – это психологические тесты. Дидактические тесты сейчас широко применяются, например, для кон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...