Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы случайного отбора выборочной совокупности.




14. Методы неслучайного отбора выборочной совокупности.

Основа выборки - это перечень элементов генеральной совокупности, если он удовлетворяет требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц анализа. В качестве основы выборки могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, домовые книги, картотеки отдела кадров.

Выборочная совокупность - представляет собой модель генеральной совокупности, результат определенным образом построенного извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется объемом выборки.

Генеральная совокупность - множеств объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами. Основными способами формирования генеральной совокупности выступают: сплошные исследования (полный охват объекта, всех его элементов), исследования основного массива (изучается большая часть элементов), монографическое исследование (изучается часть элементов объекта по ряду типичных для него признаков) и выборочный метод (строится выборка).

Отбор картотечный – это метод, наиболее часто применяемый для генерации простого случайного отбора. Все элементы генеральной совокупности здесь символически представлены в виде карточек или пунктов списка. В классическом картотечном отборе все карточки сбрасываются в урну и перемешиваются, затем в случайном порядке отбираются до тех пор, пока не будет достигнут заранее заданный объем выборки n

Отбор квотный – это тип, соединяющий в себе осознанный и произвольный отбор. В основном он используется маркетинговыми исследовательскими институтами. При квотном отборе лица отбираются следующим образом: проявления признаков, чьи распределения в генеральной совокупности известны, задаются в качестве квот для выборки. Этот метод может быть применен лишь тогда, когда существует знание о квотирующем признаке. Каждому интервьюеру задается индивидуальное количество опрашиваемых, соответствующих какому-либо определенному признаку. Таким образом, квоты задаются исследователем осознанно

Отбор кластерный/гнездовой - Многие единицы исследования не изолированы между собой, а являются членами коллективов – также называемых «гнезд» или кластеров. Этот факт очень полезен по двум основаниям: если изначально не существует списка интересующих элементов (к примеру, дачник), то вполне возможно создать список объединенных элементов (кооператив дачников). Во-вторых, зачастую хочется не просто получить данные об изолированном элементе, но также учесть социальный контекст (кластер), в котором он действует

Отбор комплексный - отличается от простого случайного отбора тем, что вероятность быть включенным в выборку является равной не для всех элементов генеральной совокупности. Хотя вероятность отбора может варьироваться среди элементов, но для каждого элемента она задана

Отбор комплексный случайный - Метод комплексного отбора применяется для того, чтобы избежать недостатков простого случайного отбора, таких как высокие издержки исследования рассеянных генеральных совокупностей, незначительное число наблюдений в интересующих пограничных группах и отсутствие учета социального контекста. Формы комплексного отбора – это стратифицированный и гнездовой/кластерный методы отбора.

Отбор по местности/районированная выборка. Когда единицы исследования могут быть выражены не только физически, но и символически в картотеке или списке, одним только случайным отбором не обойтись. В таком случае подходит отбор по местности. При отборе по местности используется план отбора, на котором указана площадь, на которой живут люди или происходят события. Так, к примеру, можно разбить план города на квадраты и на основании этого списка квадратов произвести простой случайный отбор

Отбор простой случайный - основывается на том, что каждый элемент выборки может быть получен посредством случайного процесса из выборочной совокупности, все элементы выборочной совокупности имеют равные шансы попасть в выборку. При случайном отборе отбор элементов генеральной совокупности представляет собой процесс, результаты которого нельзя описать и прогнозировать ни по какому закону (как в лото и на рулетке). Этот случайный процесс не зависит от произвольного или осознанного вмешательства исследователя. В качестве единиц отбора при этом будут выступать элементы, из которых на данном этапе отбора выборки будет состоять выборка. Единицы отбора и единицы исследования могут отличаться друг от друга.

Отбор стратифицированный случайный - При стратифицированном случайном отборе генеральная совокупность вначале разбивается на части – так называемые страты/слои. Затем в каждой страте строится простая случайная выборка. Условие для деления на страты – это знание о том, на какие части делится исследуемый объект в генеральной совокупности в соответствии с признаком стратификации

Отбор целенаправленный (осознанный) отбор состоит в том, что на основании представленного плана отбора и в зависимости от определенных критериев наблюдения целенаправленно отбираются объекты из генеральной совокупности. Это делается для того, чтобы найти наблюдения, которые в случайной выборке являются отказами, однако особенно хорошо репрезентируют генеральную совокупность

Выделяют следующие виды выборка:

· Выборка гнездовая – единицами случайного отбора являются определенные группы массива (семьи, коллективы, жители дома).

· Выборка квотная - строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.

· Выборка многоступенчатая - отбор проводится в несколько ступеней, на каждой ступени меняется единица отбора.

· Выборка произвольная (стихийная) – выборка "первого встречного", т.е. не предполагающая соблюдение определенных правил.

· Выборка систематическая – systematic random sampling - отбор производится через интервал в перечне объектов генеральной совокупности (при условии наличия перечня).

· Выборка простая случайная – строится с помощью таблиц случайных чисел.

Выборка целенаправленная – выбираются типичные элементы по установленным критериям.

 

15. Расчет выборочной совокупности и ошибки выборки.

Процедура расчета объема выборки — цепь бесконечных компромиссов между стремлением к точности и ограниченностью ресурсов, дефицитом времени и неполнотой сведений об изучаемом явлении. Вместе с тем это наука и искусство, познание которых доступно каждому человеку. Однако для этого нужно знать стратегии расчета объема выборки (предварительного расчета, последовательной и комбинированной стратегии), а также факторы, влияющие на объем выборки (объем генеральной совокупности, варьирование ответов респондентов, точность оценивания, характер предполагаемого распределения ответов, метод исследования, процедура обработки).

Стратегия предварительного расчета состоит в том, что объем выборки определяется до проведения основного исследования. В наиболее простом случае можно воспользоваться уже наработанным опытом, например, института Гэллапа, где используется объем выборки приблизительно в 1500-2000 человек. Для среднестатистического отечественного исследования объема выборки - примерно 400-600 человек.

Для расчета объема случайной выборки надо знать желаемую точность оценивания, величину риска получаемого ответа и степень изменчивости ответа. Традиционно точность оценивания принимают за 5%, а величину риска - за 0,95. Иными словами, если по данным выборочного исследования 60% опрошенных удовлетворены работой, то можно утверждать, что в генеральной совокупности доля удовлетворенных составит от 55 до 65% в 95% случаев, а в 5% случаев такая доля может выйти за этот интервал.

Распространено заблуждение, будто бы объем выборки - жестко фиксированный процент от генеральной совокупности, равный 10. На самом же деле эта величина - не постоянная, а переменная, изменяющаяся в конкретных условиях. Объем выборки зависит также от того, какие вопросы используются в анкете. Не имея предварительной информации о разбросе оценок, социолог как бы заранее страхуется и считает, что этот разброс составит 50 на 50%.

Если изучаются условия труда, взаимоотношения в коллективе, заработная плата и т.д. с помощью пятичленной шкалы, то коэффициент вариации изменяется здесь от 27 до 62%, а при использовании семичленной - от 78 до 113%. Стало быть, чем длиннее шкала, тем выше коэффициент вариации и больше должен быть объем выборки. Если социолог хочет обойтись небольшой выборкой, то и вопросы должен формулировать проще. Иногда думают, что чем длиннее шкала, тем точнее измерение. Но преимущества семибалльных шкал над пятибалльными не доказаны.

Среди социологов распространено мнение, согласно которому чем больше объем выборки, тем точнее результат, и это заставляет их непомерно увеличивать количество опрошенных. В реальности дело обстоит иначе: с увеличением объема выборки точность возрастает, но до определенного порога. Уже при 600 опрошенных достигается желанный для всех 5%-ный уровень точности. Стало быть, 600 человек — приемлемый объем выборки.

 

16. Понятие полевые исследования.

Понятие полевые исследования. Процесс реализации социологического исследования (далее СИ) обязательно предполагает непосредственное обращение к носителю информации по изучаемой проблеме, так называемый «выход в поле». Именно от качества организации полевых работ во многом зависят такие важные характеристики получаемых данных, как достоверность, точность и репрезентативность.

В.А. Ядов определяет полевое обследование как «массовый сбор информации на объектах». Причем к основным требованиям здесь относятся: «четкое соблюдение инструкций, контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления, целесообразная система хранения первичной информации».

Подготовка поля предполагает получение задания для выполнения от разработчиков исследования. Определение ответственных за выполнение полевого этапа. Распределение обязанностей между ними. Определение количества интервьюеров, которых необходимо задействовать при проведении исследования. Определение финансовых затрат (исходя из целей проводимого исследования) на проведение исследования (стоимость единицы интервью, стоимость единицы контроля и ввода, затраты на тиражирование полевых документов, транспортные расходы и т.д.). Тиражирование полевых документов. Подготовка маршрутных заданий.

Основные типы контроля полевых работ:

· Визуальный контроль работ при приеме.

· Телефонный контроль. Имеет как преимущества, так и недостатки. Преимуществом его является относительная дешевизна, оперативность и простота исполнения. Недостатком – охват не всей совокупности опрошенных респондентов (у кого-то нет телефона, кто-то отказался его оставить интервьюеру).

· Личный контроль. Когда контролер идет по адресам, зафиксированным интервьюером и лично (face-to-face) общается с респондентом. Преимуществом является возможность фиксировать невербальные реакции респондента, узнать его мнение об опросе и др. Недостаток – дороговизна (оплата работы контролеров выше, также необходимо учитывать транспортные расходы).

· Почтовый контроль. Наиболее часто применяется в больших городах, где доступ в квартиры граждан достаточно труден, а также пи опросах в отдаленных местах. Положительной стороной является его дешевизна. Отрицательные же характеристики заключаются в его неоперативности по части временных затрат и низким возвратом контрольных анкет.

 

17. Пилотажные процедуры в исследовании.

Пилотажное исследование проводят, когда приступают к изучению какой-то новой проблемы. Его цель – предварительная ориентировка, выявление основных переменных и выдвижение самых общих предположений о связях между ними. Эта стадия дает информацию, которую затем можно использовать, например, для составления анкеты или схемы систематического обследования. Представим себе, что перед социальными педагогами стоит задача составления комплексного плана мероприятий по работе с молодежью микрорайона. Первым шагом, естественно, будет пилотажное исследование: посещение мест скопления молодежи, наблюдение за тем, как молодые люди проводят свой досуг, беседы с подростками и юношами, с их родителями и учителями. Это даст общую картину, которую можно затем уточнять, привлекая, например, статистические данные. Только после того, как произведена оценка потребностей и существующих форм их удовлетворения, можно приступать к обоснованию необходимости каких-то нововведений.

Мы специально выбрали для иллюстрации пример из сферы прикладных исследований, так как именно здесь обращение к новым проблемам или даже просто к новому контингенту потенциальных клиентов предполагает этап об-щей ориентировки. Что касается фундаментальных (чисто научных) исследо-ваний, то тут, как правило, сильна преемственность: новые проблемы вытекают из уже достигнутого состояния знаний. Поэтому главным способом ориентировки в новой области здесь обычно выступает изучение литературы по проблеме. Фаза эмпирического исследования может тогда опираться на более или менее четкие исходные представления и гипотезы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...