Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая и эмпирическая интерпретация и операционализация основных понятий исследования.




Научное описание включает как уточнение содержания используемых понятий путем их логического анализа, так и установление четкого соответствия между общими идеями, выраженными в словесной форме, и теми конкретными наблюдаемыми фактами, с которыми мы имеем дело на практике. Для обозначения первого аспекта употребляется термин "теоретическая интерпретация", для второго – "операционализация". Интерпретация предмета исследования означает, что строится модель явления, схватывающая его существенные стороны и отношения. От общих и довольно расплывчатых представлений, характерных для обыденного мышления, мы переходим к строгим научным понятиям, точно определенным и взаимно координированным. Операционализация используемых понятий означает, что задается четкий переход от теоретического к эмпирическому уровню анализа. Мы не только рассуждаем об абстрактных вещах, но и указываем на те процедуры, с помощью которых можно проверить справедливость наших гипотез и теоретических выводов. Операционализация открывает дорогу к измерению изучаемых явлений.

Поясним сказанное. Об уровне образования мы судим по наличию соответствующего удостоверения или диплома. Образовательный уровень – это некое абстрактное понятие. Наличие диплома – это конкретный факт, свидетельствующий о достижении его обладателем данного уровня образования. Другой пример: размер зарплаты является показателем обеспеченности человека и может быть выражен количественно в рублях или каком-то ином денежном эквиваленте. О материальном положении людей мы судим косвенно – по неким показателям, одним из которых является получаемая зарплата. Но не только уровень зарплаты определяет степень достатка. Человек может иметь другие формы дохода, или значительные сбережения, или обладать большим наследством. К тому же, если мы берем семью, то необходимо учитывать как суммарный доход, так и количество иждивенцев. Только тогда мы получим адекватную оценку материального положения.

Есть такие понятия, для которых трудно или вообще невозможно найти соответствующую эмпирическую переменную. Они являются интегральными в том смысле, что за ними стоит целый ряд факторов. Для их оценки приходится использовать комплексные показатели. Возьмем, например, такое понятие, как "качество жизни". Оно включает в себя не только материальный достаток, но и жилищные условия, состояние окружающей среды, медицинское обслуживание, доступ к образованию, культурный досуг. Чтобы реально оценить качество жизни, нужно учесть не только все эти факторы, но и вклад каждого из них. Для этого разработаны специальные методы многомерного анализа. Особой разновидностью его является типологический анализ. Типом вообще называют своеобразное сочетание качественных признаков. Например, темперамент – это устойчивый индивидуальный стиль поведения, в основе которого лежит тип нервной деятельности, включающий такие показатели, как сила или слабость, подвижность или инертность, уравновешенность или неуравновешенность процессов в центральной нервной системе.

 

5. Специфика проведения процедуры интервью, виды интервью.

Интервью характеризуется степенью формализации, стандартизации и структуризации.

Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов: унифицируется перечень вопросов, который задается респондентам. Опросник – стандартный, одинаковый для всех участников исследования.

Формализация – это придание вопросам определенной формы, облика. Это значит использование закрытых вопросов с готовыми ответами.

Структурирование – это установление связи между элементами интервью: вопросами, темами. Высокая степень структурирования означает жесткую последовательность этих элементов, неструктурированность означает свободу перехода, ее незапланированность.

Различное сочетание этих составляющих и определяет облик конкретного интервью.

Почти все виды интервью, используемые в социологическом исследовании можно представить в виде континуума, шкалы, на одном полюсе которой расположено стандартизованное (формализованное) интервью, на другом – свободное.

Стандартизованное интервью характеризуется: максимальной унификацией, формализацией жесткой заданностью структуры интервью.

Свободное интервью характеризуется: уникальностью, минимальной формализацией, недирективностью поведение интервьюера.

Полуформализованное интервью. Фокусированное интервью занимают промежуточное положение между двумя точками континуума.

Нарративное интервью. В этом виде интервью процедурой интервью управляет скорее не интервью, и информант.

В литературе часто используются такие термины-метаформы: «жесткие» – «мягкие» методы. Однозначного толкования этой оппозиции нет.

Ряд социологов полагает, что эти понятия воспроизводят противопоставление качественного и количественного подходов на методическом уровне. Т.Е. термин «мягкие» методы является синонимом качественных методов, а соответственно «жесткие» методы синонимом количественных методов.

При таком подходе формализованное интервью – жесткий метод, в свободное, нарративное, лейтмотивное – мягкие методы.

Фокусированное групповое и полуформализованное интервью могут быть отнесены к полумягким методам.

Однако, в основе деления методов на качественные и количественные должны лежать различия в методологических посылках двух подходов, включающие в себя не только:

в фокусах анализа социального явления;

исследовательских ориентациях;

характере получаемой информации;

способах ее обработки.

 

6. Основные виды и процедура анкетирования.

Анкетирование. Опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него. В практике прикладной социологии этот вид опроса самый распространенный.

В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает: сплошным и выборочным.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность.

При выборочном анкетировании - только часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей при получении первичной социологической информации.

По способу заполнения анкеты анкетирование бывает: прямое и косвенное.

Прямая анкета - ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.

Косвенная анкета - ответы записывает анкетер. Этот вид анкетирования применяется, если для респондента трудно лично заполнить анкету. Например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т.п.

По способу общения между исследователем и респондентом: очное (личное) и заочное.

При очном опросе происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения.

По характеру процедуры личного опроса анкетирование бывает групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование - это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для работы с группой в 15-20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.

Индивидуальное анкетирование проводится в том случае, если нет возможности собрать респондентов в одно место. При этом опрос производится поочередно.

Заочное анкетирование. При проведении этого вида анкетирования респондент заполняет анкету в отсутствие исследователя.

По способу распространения анкет респондентам различают прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.

Прессовое анкетирование. Анкета публикуется на страницах газет и журналов.

Почтовое анкетирование. Вопросники рассылаются определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте.

При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.

Раздаточное анкетирование. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты.

Недостатки: во-первых, респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это значительно уменьшает достоверность информации; во-вторых, процент возврата вопросников низкий, хотя и более высокий, чем при прессовом и почтовом анкетировании.

 

7. Основные требования к инструментарию опросных методов.

Анкета должна состоять из трех частей:

Вводная часть.

Основная часть.

"Паспортичка".

Вводная часть. Главная ее функция - возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:

Данные организации или учреждения, проводящих опрос.

Цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач.

Значимость роли респондента для решения этих задач.

Гарантированность анонимности анкеты (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).

Техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

Выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респондента и, главное, должна мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важна по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента.

Основная часть. Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Формулировка этих вопросов должна быть простой, а ответы на них - легкими. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название “правило воронки“. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты.

После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

Необходимо отметить, что указанный принцип расположения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет определенный недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние одних вопросов на другие получило название “эффект излучения“ или “эффект эха“.

"Паспортичка". В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить "паспортичку" не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

"Паспортичка" располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только не этично, но и не целесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента (это повлияет на достоверность информации) или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.

 

8. Типы шкал: номинальная, ранговая, интервальная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...