Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет. Образец на определение уровня развития зрительной памяти Психолог _____________________
2 задание:
3 задание:
4 задание:
Беседа с ребенком. Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Выделяют три аспекта готовности к школе: анатомо-физиологический, психологический и социальный. Для оценки готовности используются следующие критерии · Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа). · Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по методу Керна – Йирасека. · Уровень умственной работоспоcобности по корректурным пробам (тест корректурной пробы). Вопросы для тестовой беседы. 1. Назови свою фамилию, имя, отчество 2. Назови ФИО мамы, папы 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тетей или дядей? 4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше? 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два? 6. Сейчас день или утро? 7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? 8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес 9. Кем работает твой отец, мать? 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье) 11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? 12. Когда можно кататься на коньках - зимой ил летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон, врач, учитель? 15. Звонок и парта в школе нужны зачем? 16. Ты сам(а)хочешь пойти в школу? 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны, уши? 18. Каких животных ты знаешь? 19. Каких ты знаешь птиц? 20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: У собаки или у петуха? 21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2. 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? 1. За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребенок получает один балл (за исключением контрольных) 2. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу. "Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха." Неверными считаются ответы:" Мама Таня. Папа работает на работе." 4. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так: 5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе(общая сумма баллов д.быть не менее 4) Оценка результатов беседы:
Ориентировочный тест зрелости Я. Йирасика является модификацией теста А.Керна. Он состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Я. Йирасик ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов.)
Приложение № 2
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "КАКТУС".
Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).
При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт "художника". Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п. При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь". Вопросы дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых: Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа. Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы. Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями. Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм. Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы. Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существую в детском воображении.
Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремление к лидерству и домашней защите
Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.
Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.
Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстровертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессии.
Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Рисунок 3 (девочка 9 лет). Добрый, интровертированный кактус. Наличие семейной общности, стремление к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|