Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как анализировать детские рисунки




В рисунках на тему «В школе» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реально го положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними. То же относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Все это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье.

Наиболее информативным считается рисунок на тему «Семья». Дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только умение объективно отразить семейную ситуацию, но и установку на ее изменение в благоприятную для ребенка сторону. Также имеет значение по рядок и близость расположения фигур, и особенно место самого ребенка: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с их ролью и авторитетом для ребенка. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Тема «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, учитель не поясняет, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он старается не думать.

Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше не досказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Существенно и то, что задание дает учитель, которому ребенок доверяет, да и само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого учителя.

Тема «Самое плохое или самое хорошее» дает ребенку возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждом классе находятся дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

«Кем я хочу стать — заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

Следующим этапом рисования может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого нужно выяснить в индивидуальной беседе, боится ли ребенок одиночества (остаться один), нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей

(Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча), опоздать в школу, темноты, животных (волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей), транспорта (машин, поездов, самолетов), стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения), высоты, глубины, тесной комнаты (замкнутого пространства), воды, огня, пожара, войны, площадей (открытого пространства), врачей (кроме зубных), крови, уколов, боли, неожиданных (резких) звуков. Составив список страхов у каждого ребенка, учитель дает задание нарисовать их.

Продолжительность этих специально организованных занятий не превышает 30 мин. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован и один страх.

Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

На следующем занятии ребенку предлагается нарисовать страхи снова, но так, чтобы сам он выглядел небоящимся. Учитель говорит: «А теперь нарисуй, что ты уже не боишься...» Подобная инструкция противоположна предыдущей: «Нарисуй, что ты боишься», когда ребенок обычно изображает только объект страха, а не себя. Теперь же он должен изобразить и себя в активной, противостоящей страху, позиции. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула пре одоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше вы полнить задание, представить себе варианты, остановиться на од ном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия. Все это примеры преодоления страха, который задается в общих чертах учителем, но требует творческого развития и завершения самим ребенком.

Общее количество занятий варьируется от 5 до 10 в зависимости от количества страхов и результатов их преодоления.

На рисование страхов по контрасту требуется меньшее число занятий, и в них участвуют уже не все дети, а только те, которые подвержены чувству страха. Остальные в это время рисуют на свободную тему или по программе. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос: боится теперь ребенок или нет? Положительный успех закрепляется одобрением, похвалой.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма про явления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т. п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. А между тем тревожность, в том числе и школьная, — это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению — это и работа по психопрофилактике невроза.

Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационно го периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.

 

Беседы с психологом

Как определить способности у ребенка

 

Многих родителей волнует, способен ли их ребенок, есть ли у него "изюминка" - особенность, которую нужно развивать. Как правило, к школе основные предпочтения ребенка уже сформированы, но в начальных классах и даже в более старшем возрасте могут проявиться способности. Чаще всего взрослые обращают внимание на способности ребенка к математике, к овладению иностранными языками, к литературному или изобразительному творчеству. Гораздо реже обращают внимание на склонность к экспериментированию, на организаторские и лидерские способности. Часто творчество в этих областях не поощряется взрослыми, а воспринимается как баловство и проказы.

У каждого ребенка есть сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, организуем досуг, корректируем поведение.

Анкета для определения способностей ребенка
(Г. Е. Акимова, "Как помочь своему ребенку" У-Фактория, 2003 г.)

Как пользоваться анкетой:

 внимательно прочитайте утверждение;

 дайте оценку каждому качеству (5 баллов - такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла - выражено выше среднего; 3 балла - выражено средне; 2 балла - слабо выражено; 1 балл - совсем не выражено);

 суммируйте баллы внутри каждой из областей, общее количество набранных баллов в каждой области разделите на число вопросов в ней;

 попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка, для этого на горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей, на вертикальной - полученный на каждой средний балл; получится ломанная линия - профиль способностей ребенка.

 

Способности к занятию научной деятельностью

           
1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).          
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением возраста на 1-2 года.          
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.          
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит и записывает то, что слышит).          
5. После уроков любит читать научно-популярные книги и журналы.          
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.          
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.          
8. Проводит много времени над созданием собственных проектов (конструирование, построение, собирание).          
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.          
10. Пластичен и открыт новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.          

 

Итого: __________

 


Музыкальные способности

           
1. Быстро и хорошо отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.          
2. Хорошо поет.          
3. В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств.          
4. Стремится как можно больше слушать музыку.          
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.          
6. Сочиняет оригинальные, свои собственный мелодии, песни.          
7. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.          

 

Итого: __________

 


Технические способности

           
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.          
2. Интересуется механизмами и машинами.          
3. Увлекается конструированием машин, приборов, авиамоделей, поездов и т.д.          
4. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.          
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки, вопросы “на поиск”.          
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.          
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.          

 

Итого: __________

 


Литературные способности

           
1. Может легко построить рассказ (начало, завязка, окончание).          
2. Привносит что-то новое, необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.          
3. Несущественные детали в рассказах, событиях отбрасывает, оставляя главное, наиболее характерное.          
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основной мысли и не сбиваясь.          
5. Хорошо описывает эмоции и чувства героев, умеет подобрать нужные слова.          
6. Передает детали, важные для понимания события, в тоже время не упускает основную линию повествования.          
7. Любит сочинять и писать рассказы, стихи.          
8. Героев в рассказах изображает живыми, легко передает их характер, эмоции, чувства.          

 

Итого: __________

 


Артистические способности

           
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.          
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.          
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.          
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.          
5. С легкостью передает эмоциональные переживания, чувства.          
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, животное.          
7. Интересуется профессией актера.          
8. Любит “играть” на публику.          

 

Итого: __________

 


Способности к спорту

           
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических нагрузок, чтобы чувствовать себя счастливым.          
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.          
3. Преуспевает в каком-нибудь виде спорта.          
4. Бегает быстрее всех в классе.          
5. Двигается легко, грациозно, хорошая координация движений.          
6. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках.          
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры          

 

Итого: __________

 


Интеллектуальные способности

           
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.          
2. Использует знания в практике.          
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.          
4. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием.          
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что не проговаривается взрослым, но имеется в виду.          
6. Понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения.          
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания.          
8. Знает много такой информации, которой не владеет большинство его сверстников.          
9. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, точно выражает свои мысли.          
10. Любит книги, которые предназначены обычно для более старшего возраста.          
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.          
12. Обгоняет своих сверстников в учебе на год-два, часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже знаком.          
13. Задает много вопросов, внимательно выслушивает ответ, делает свои выводы.          
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.          
15. Очень восприимчив, наблюдателен, моментально реагирует на новое, неожиданное.          

 

Итого: __________

 


Художественные способности

           
1. Нет однообразия в нарисованных сюжетах.          
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым, когда видит красивую картину, скульптуру, красиво оформленную вещь.          
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, камней и т.д.          
4. Всегда готов использовать в творчестве какой-то новый материал.          
5. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, создает разные поделки.          
6. Прибегает к рисунку, лепке для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции.          
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Пытается воссоздать то, что понравилось.          
8. Любит работать с пластилином, глиной.          

 

Итого: __________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...