Схема 1. Структура предмета логики
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Н. В. БЛАЖЕВИЧ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛОГИКЕ ====================================================================================================== АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Н. В. БЛАЖЕВИЧ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛОГИКЕ Тюмень Научный редактор: доктор философских наук, профессор Н. Д. Зотов Рецензент: доктор философских наук, профессор Ф. А. Селиванов
Автор-составитель: доктор философских наук, профессор Н.В. Блажевич БЛАЖЕВИЧ Н.В. Дидактический комплекс по логике. - Тюмень, 2005. - 121 с.
Дидактический комплекс предназначен для эффективного повторения курса традиционной логики, а также проверки навыков решения основных типов логических задач. Пособие содержит словарь логических терминов, тематический указатель к словарю, альбом логических схем, таблиц и формул, список контрольных вопросов и десять вариантов контрольной работы по всему курсу логики. Даются рекомендации, как пользоваться названными дидактичес-кими материалами. Для изучающих и преподающих традиционную логику.
ã Блажевич Н.В., 2005 ã Тюменский филиал Академии права и управления, 2005
ВВЕДЕНИЕ
Логикой называют науку о мышлении. Студентам следует уяснить, что традиционная логика - эта наука о законах, формах и приемах правильного мышления, а также о типичных ошибках в мышлении. Мышление любого человека подчиняется логическим законам, протекает в логических формах, совершается с помощью логических приемов. Но не всякий результат мышления является правильным, люди допускают логические ошибки, а иногда и обманывают. Генеральная задача логики и состоит в изучении условий получения правильного результата, которые содержатся в самом мышлении, его ходе, структуре, связи мыслей. Знание условий получения правильного результата важно в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста. Деятельность юриста требует правильности мышления, умений находить логические ошибки в рассуждениях, правильно строить доказательства и опровержения. Этому учит логика.
Овладеть навыками логичного мышления невозможно без упражнений. В книге предлагается контрольная работа в десяти вариантах по всему курсу логики. Читателю следует учитывать, что предлагаемые контрольные работы предназначены не только для проверки, но и для развития основных логических умений. Известно, что самый короткий путь к овладению логической культурой начинается с логической доктрины. В основании любой доктрины находится “словарь” и “грамматика”. Читатель найдет в “Дидактическом комплексе” краткий словарь логических терминов (глоссарий) и минимум укрупненных дидактических единиц - логических схем, таблиц и формул по всем темам курса логики. И ещё. В книге содержится материал, который отобран и отшлифован автором в многолетней практике преподавания логики юристам. В книге нет ни одного упражнения, ни одной схемы, которые не были бы доступны студентам. Предлагаемый материал позволяет студенту открыть для себя мир логики и сделать ее союзником в принятии рациональных решений.
Часть первая АЛЬБОМ СХЕМ, ТАБЛИЦ И ФОРМУЛ Как пользоваться альбомом Первый вариант “Альбома по логике” появился в 1980 году и был предложен слушателям очного и заочного отделения Тюмен-ского факультета Омской высшей школы милиции. Альбом нахо-дился у слушателя под рукой, когда он выполнял упражнения и решал логические задачи на семинаре, составлял конспект лекции или приходил на консультацию, когда самостоятельно изучал тему по учебнику.
Практика показала, что читать лекции слушателю, вооружен-ному альбомом, намного легче. Ведь ему становится ясен ход мысли лектора. Слушатель созерцает связь ключевых понятий текста лекции. Лектор при этом освобождается от рутинной работы - многократного повторения основных тезисов. Он может увеличить число наглядных примеров, тем самым оказать большее воздействие на чувства и эмоции слушателей. У слушателя возникает возможность определить надежное место в своей памяти этим примерам, а также запомнить без труда логические формулы. Следует учитывать, что “Альбом” способствует организации публичной мыслительной деятельности как самого лектора, так и слушателя, когда он пытается в устном ответе воспроизвести учебный материал на семинарском занятии. “Альбом” является эффективной шпаргалкой для памяти. Обычно слушатели (особенно заочники) признаются, что “Альбом” им позволил разобраться в тексте учебника и быстро повторить учебный материал перед зачетом или экзаменом. Разумеется, “Альбом” не заменяет учебника по логике или лекцию преподавателя, он лишь способствует их усвоению, выполняет вспомогательную роль. “Альбом” предоставляет учебную информацию в “свернутом” виде. Схемы, таблицы, формулы - это укрупненные дидактические единицы. Их не много. Эти символы не трудно удерживать в памяти. Важно, что они легко разворачиваются, превращаются в обычный текст. В “Альбоме” схемы, таблицы и формулы сгруппированы по тематическим блокам: 1) предмет логики; 2) логические законы; 3) основы теории понятия; 4) основы теории суждения; 5) основы теории умозаключения; 6) основы теории аргументации; 7) основы эристики; 8) основы эвристики. Созерцание этих блоков позволяет установить между ними связи и представить курс логики как целое. Это и есть главное назначение “Альбома”. Тема 1. Предмет логики Схема 1. Структура предмета логики Предмет Логики Законы Формы Приемы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|