Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невский проспект до Невского проспекта

Невский проспект появился на карте Санкт-Петербурга всего через несколько лет после основания города. Он складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга - из Москвы и Великого Новгорода.

С самого начала жизни Санкт-Петербурга в город с юга вела только одна дорога - Новгородский тракт, проходящий по трассе современного Лиговского проспекта. Примерно в районе Кирочной улицы дорога делилась на несколько троп. Одна из них вела на запад в сторону деревни Первушина и усадьбы шведского офицера Конау - к устью Безымянного Ерика (Фонтанки). Очевидно, что именно ей поначалу пользовались для подвоза продовольствия к основанному 5 ноября 1704 года Адмиралтейству. Этот путь быль не лёгким, дорогу часто размывало.

Дорога приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как такое пустое пространство было необходимо для крепости (а Адмиралтейство изначально было не только верфью, но и крепостью) для того, чтобы враг не мог подойти к ней незамеченным. Здесь, в начальной части будущего Невского проспекта, жизнь начала кипеть ещё до появления главной улицы города. Между Адмиралтейским лугом и Мойкой расположилась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи.

Реконструкция плана местности
вокруг Морского рынка,
кон. 1710-х - нач. 1720-х гг.

В 1705 году примерно на участке домов №2-16 был построен Морской рынок. Он возник здесь по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку была проложена Большая Морская улица.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки, был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала Корнелия Крюйса. Он руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии, поэтому поселился рядом с ним. Дом Крюйса был главным в Морской слободе, адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых жилых зданий на Невском проспекте. Его главный фасад был обращён на Мойку, а в сторону будущей улицы выходила глухая стена с чёрным ходом для прислуги.

Судьба дома Крюйса историками трактуется по разному. В. М. Бузинов в книге "Дворцовая площадь. Неформальный путеводитель" утверждает, что он был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало". В доказательство он приводит жалобу адмирала генерал-полицмейстеру Антону Девиеру. Крюйс пишет, что пока он был в военных походах его дом у Зелёного моста, напротив дома архитектора Леблона, разобран, на его месте строится трактир. По всей видимости, городские власти решили присоединить участок Крюйса к рынку, пока его владелец отсутствовал [2, с. 25, 26].

Поводом к появлению трассы Невского проспекта стали успехи русской армии в Северной войне со Швецией. После победы под Полтавой и взятия Выборга, то есть к 1710 году, стало понятно, что шведы к Санкт-Петербургу близко уже не подойдут. Именно тогда Пётр I начал реализовывать проект по переносу на берег Невы столицы. Город, до того представлявший из себя ряд слобод вокруг крепости и верфи, начал превращаться в большое поселение, готовиться к приёму царского двора, правительства. Для этого Петром I был предпринят ряд мер.

В 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Появилась необходимость связать место его строительства с Морской слободой, а заодно и создать удобный въезд в Петербург с юга. Именно тогда начали прокладывать прямую трассу, то есть " першпективу ", от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. На карте Петербурга легко заметить, что между Невским и Лиговским проспектами прямой угол. По версии П. Н. Столпянского направление новой магистрали было обусловлено тем, что именно здесь река Фонтанка (тогда Безымянный Ерик) была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Такое же удобное место было в районе Обуховского моста, но оно было дальше от Новгородской дороги, и оттуда пришлось бы прокладывать дорогу в основном через болота [10, с. 12]. Так наметилось направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой. В первую очередь обустраивали участок от Адмиралтейства до Мойки, через Морскую слободу.

Отрезок от монастыря строился с 1712 года, когда началось его активное строительство, в течение шести лет. Он изначально назывался " Невская першпективная дорога ", по названию монастыря. Первое упоминание об этой дороге в официальных документах - указ Петра I от 2 октября 1718 года. В нём говорится о дороге к Невскому монастырю.

Строителям Большой першпективной дороги пришлось столкнуться со сложным для прокладки дороги грунтом. При одной из реконструкций магистрали между улицами Восстания и Марата выяснилось, как боролись первые строители Невского проспекта с болотом. В зыбкий грунт они забивали стойки, поперёк которых связками крепили брёвна от днищ барок. По этим днищам настилали доски. Отрезок Невской першпективной дороги оказался самым тяжёлым. По нему неоднократно прокладывали гати, а затем также укрепили днищами барж. [13, с. 6, 7]

Большая першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I видел центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.

Часто в путеводителях упоминается история о том, что просеку стали пробивать одновременно с двух сторон, планируя соединиться на Новгородской дороге. Невский проспект должен был стать прямым как стрела. Однако точно соединиться не удалось. В результате образовался единственный поворот, в районе площади Восстания. Эту байку доводят до убедительности тем, что Пётр I якобы даже распорядился высечь нерадивых строителей на получившемся изгибе дороги. Легенда не соответствует действительности, так как две части будущего Невского проспекта прокладывались в разное время и до 1738 назывались по разному.

Прокладка новой дороги позволила Петербургу перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и речкой Кривушей ( канал Грибоедова ) в 1710 году была основана Переведенская слобода. Здесь жили работные люди, переведённые в Петербург из разных мест. При этой слободе, на углу Большой першпективной дороги и Кривуши, в 1712 году появилась небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы - первый храм на Невском проспекте.

Город рос не только по оси Большой першпективной дороги, поэтому она стала соединяться с другими районами молодого Петербурга. В 1713 году с Большой першпективой Литейным проспектом был соединён Литейный двор, основанный за два года до этого. В первой четверти XVIII века через Переведенскую слободу от Большой першпективы была проложена 1-я Переведенская (ныне Казанская) улица.

В 1715 году направление Большой першпективы в пределах Адмиралтейского луга было скорректировано для того, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, который незадолго до этого был акцентирован башней со шпилем. При этом был снесён ряд дворов. Большая першпектива к тому времени представляла из себя узкую просеку в болотистом лесу. По мнению П. Н. Столпянского именно в 1715 году из Москвы были вызваны пленные шведы, которые вскоре превратили её в удобное шоссе [10, с. 13]. П. Н. Петров в своей книге "История Санкт-Петербурга" утверждает, что это было сделано раньше:

"Обделка "Проспективой дороги" нашего Невского проспекта выполнена только к 1713 году, руками пленных шведов, в первый год после сдачи при Переволочне, рассеянных по всем городам, а потом собранных большей частью в Петербурге". [Цит. по: 11, с. 71]

Тогда же на Большой першпективной дороге началось строительство мостов. До того путешественникам, по всей видимости, приходилось пользоваться паромными переправами. Они значительно снижали пропускную способность дороги. Поэтому, даже несмотря на нелюбовь Петра I к мостам, их пришлось наводить. В 1715 году был построен первый мост через Фонтанку. Ещё через год - мосты через Мойку [1] и Кривушу.

Торговля сеном и дровами на Морском рынке возле Адмиралтейства представляла большую опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому в 1716-1720 годах рынок был перенесён на участок между Мойкой и Большой Морской улицей (дом № 15). Проект нового каменного здания разрабатывал Г. И. Маттарнови. При новом рынке существовал и Мытный двор, где брали "мыт" - пошлину с товаров. Поначалу здесь велась торговля только съестными припасами. Но постепенно лавки занимались купцами, торгующими и другими товарами. Морской рынок горожане всё чаще называли Гостиным двором.

Работа пленных шведов по благоустройству Большой першпективы увенчалась посадкой весной 1721 года четырёх рядов берёз. По свидетельству офицера из свиты герцога Голштинского, прибывшего в Санкт-Петербург в июне 1721 года:

"С самого начала мы въехали на длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по сторонам в три или четыре ряда, ещё не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы каждую субботу чистят её), и делает чудесный вид, какого я никогда не встречал..." [Цит. по: 5, с. 94, 95]

Проезд по першпективе до монастыря был платным. Служителями обители была определена следующая плата: с верхового - 3 копейки, с телеги - 5, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек. Размер платы был весьма велик. Это оправдывали большие расходы на содержание магистрали. Ежегодно в трясину укладывали новые днища барж, которые к следующей весне полностью погружались в болотистый грунт. Укрепление дороги проводили заново, на что и требовались получаемые с проезда деньги.

Путешественники платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Они в то время в Санкт-Петербурге были в дефиците. Благодаря этому в 1720-х годах дорогу удалось замостить булыжным камнем. Мощение Невского проспекта также возлагалось на владельцев примыкающих к нему участков. В их обязанности входило мостить улицу на всю длину своего участка до её середины.

30 августа 1724 года состоялся перенос мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь. По этому случаю генерал- полицмейстер Антон Девиер сделал подарок - на начальной части Большой першпективы вечером зажгли первые фонари. Они были поставлены через каждые 50 сажен (106 метров), заправлялись конопляным маслом. Под фонарями были установлены скамьи для отдыха прохожих. Про масляные фонари Николай Васильевич Гоголь в своей повести "Невский проспект" писал:

"Далее, ради Бога, далее от фонаря, и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим маслом".

Среди нереализованных планов первой четверти XVIII века числится канал, который по замыслам Петра I должен был дать проход с моря к Гостиному Двору на углу Большой першпективы и Мойки. Он должен был пройти как раз по трассе проспекта.

Благодаря такому вниманию к благоустройству Большой першпективы она ещё при Петре I стала главной въездной дорогой, подъездом к центру Петербурга. Так продолжалось и при правлении его супруги Екатерины I. Именно по этой першпективе, как говорилось в указе от 1726 года, " всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется ". Тогда же рядом с Аничковым мостом появились караульный дом со шлагбаумом. Здесь проверяли документы у всех въезжающих в город, что было связано с беспокойством Екатерины I за своею безопасность.

Дорога в этот период не рассматривалась как главная магистраль Петербурга. Так как центр города Петром I задумывался на Васильевском острове, то главной улицей должен был бы стать Большой проспект Васильевского острова. После смерти императора развитие Петербурга шло по инерции, а возвращение Петром II столицы в Москву вообще на некоторое время замедлило рост города. Но некоторые планы всё-таки продолжали реализовываться.

В 1728-1730 годах на першпективе появились (немецкая церковь Святого Петра ) и два дома при нём, построенные по проекту архитектора Доменико Трезини. Почти сразу же свой участок получила и голландская община (дом №20). Участки немецкой и голландской общины в 1730-х годах были ограничены Большой и Малой Конюшенными улицами.

Немецкая кирха стала первым зданием, поставленным на некотором отдалении от красной линии будущего Невского проспекта. Соседние дома образовали перед ними своеобразные пропилеи. Впоследствии такой приём использовался при строительстве здесь всех других храмов, что значительно обогатило художественную значимость ансамбля Невского проспекта.

Дальнейшее быстрое развитие Петербурга в целом и Большой першпективы в частности стало возможным благодаря императрице Анне Иоанновне, которая снова перенесла столицу на берег Невы. Во второй половине 1731 года для её торжественной встречи на дороге у Мойки были построены триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой. Они возводились по проекту И. К. Коробова, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Ещё одни триумфальные ворота были построены М. Г. Земцовым у Аничкова мост а. Их назвали Адмиралтейскими и Аничковскими соответственно.

Казанская церковь

Главной высотной доминантой Большой першпективной дороги в 1733-1737 годах стала колокольня новой каменной церкви Рождества Богородицы. Она было увенчана высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства. Когда сюда в 1730-х годах была перенесена Казанская икона Божией Матери, храм стали называть Казанской церковью.

Несмотря на все усилия по благоустройству, Невский проспект в то время некоторым представлялся довольно пустынной дорогой. К. Р. Берк свидетельствовал:

"Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи - где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар... На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой" [Там же].

Относительно перевода Гостиного двора за Мойку большинство историков утверждают, что это произошло после пожаров 11 августа 1736 года и 23 июня 1737 года, когда сгорела большая часть застройки вокруг Адмиралтейства. Огнём было уничтожено и здание рынка. Эту популярную версию опровергает историк К. В. Малиновский, который в своей книге "Санкт-Петербург XVIII века" цитирует указ Сената от 24 апреля 1735 года:

"имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать" [Цит. по: 6, с. 275].

Ещё одним доказательством более раннего переноса торговли служит свидетельство посетившего Петербург в 1736 году П. фон Хавена:

Деревянный Гостиный двор на Невском проспекте

"Но самое примечательное - мелочные лавки, которые стоят на Перспективе, числом несколько сот, в таких можно купить всевозможные товары, которые только можно пожелать. Они построены четырёхугольником с закрытым ходом вокруг них. Место, которое они окружают, устроено для складов. При этом вблизи находятся две рыночные площади, полные лавок, где продают железо, лён, пеньку, телеги и тому подобное. Кроме как в этих лавках ничего не купить на всей Дворцовой стороне" [Цит. по: 6, с. 275, 276].

То есть перенос торговли ближе к границе города, очевидно, был осуществлён ещё до пожаров, что стало естественным шагом в развитии Санкт-Петербурга. Ведь и указ о застройке магистрали от Адмиралтейства до Фонтанки был издан в мае 1736 года, опять же, до пожара. Для его реализации архитектором Главной Полицмейстерской канцелярии, коим тогда был М. Г. Земцов, были подготовлены проект застройки и рисунок фасада типовых жилых домо в. Последующие вскоре пожары только ускорили реализацию задуманного.

Ради пожарной безопасности в июне 1737 года Анной Иоанновной был издан указ:

"...за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать" [Там же].

Реализация указа императрицы была возложена на созданную 10 июля 1737 года " Комиссию о санктпетербургском строении ". 20 апреля 1738 года комиссией было дано название семнадцати главным городским магистралям, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Это название было закреплено лишь за участком трассы в Адмиралтейской части, то есть только до Мойки. 20 апреля 1739 года такое название распространилось уже на дорогу до современной площади Восстания. Вскоре Невской Проспективной улицей стали называть весь проезд от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Таким образом, название своё проспект получил не от реки Невы, а от монастыря.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...