Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй период. Классический Невский проспект

Опустошительный пожар 1761 года разорил Переведенскую слободу. Елизавета Петровна, скончавшись в декабре 1761 года, не успела навести в городе порядок. Петра III следующим летом сменила Екатерина II. Ей то и досталась задача по организации устранения пожарища за Мойкой. Императрица взялась за гораздо более масштабную задачу. 11 декабря 1762 года была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Её архитектором стал А. В. Квасов, который вскоре создал Генеральный план развития Санкт-Петербурга. Согласно ему Невский проспект получил новые кварталы между Адмиралтейским лугом и Морскими улицами.

Самое узкое место Невского проспекта - участок от площади Восстания до Суворовского проспекта. Этот отрезок магистрали появился в 1760-х годах, соединив наконец две изначально разные улицы. При этом часть "Старо-Невского" от Лиговского до Суворовского проспекта стала самостоятельной улицей, теперь называемой 1-й Советской.

C приходом к власти императрицы Екатерины II изменилась мода на архитектуру. Место барокко занял классицизм. Именно в этом стиле А. В. Квасов создал два типовых проекта жилых зданий, которые были применёны во вновь застраиваемом квартале. По его проектам на рубеже 1760-х и 1770-х годов были построены дома с №4 по 16. В те же годы были застроены участки домов с №1 по 11.

Архитектор Растрелли новой властительницей был отстранён от дел и заменён приглашённым в Санкт-Петербург французским зодчим Ж. Б. Валлен-Деламотом. Он стал причастен к проектированию здания Вольного экономического общества (дом №2). По его же проекту в 1761-1785 годах строилось новое каменное здание "Большого Гостиного Двора ". Для удобства проезда к этому торговому комплексу, занимающее целый квартал здание было отодвинуто от красной линии проспекта на 18 метров. Здесь Невский проспект самый широкий - 58 метров. Перед началом строительства Гостиного Двора был засыпан Глухой проток, на месте которого проложили Гостиную (Думскую) линию.

Под руководством Валлен-Деламота, а затем Антонио Ринальди в 1763-1783 годах шло строительство костёла Святой Екатерины. Он стал самым старым и большим католическим храмом в России. Считается, что именно француз стал автором проекта дома петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина (№15).

Невский проспект у Гостиного двора

Ещё одним автором зданий на Невском проспекте при Екатерине Алексеевне стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. В 1771-1775 годах по его проекту была построена армянская церковь Святой Екатерины.

В 1770-х годах были застроены кварталы между Малой Конюшенной улицей и Екатерининским каналом (дома №26 и 28), между Шуваловым переулком и Караванной улицей (дома №56 - 64).

Слово " першпектива" окончательно переродилось в "проспект " в 1770-х годах. Топоним "Невский проспект" впервые появился на петербургских картах в 1776 году. Но в конце XVIII века существовало ещё несколько вариантов: Большой Невский проспект, 1-я Адмиралтейская перспектива и 1-я Адмиралтейская улица. 2-й и 3-й считались Гороховая улица и Вознесенский проспект. На плане 1812 года Невский проспект обозначен как Знаменский.

Ещё одним новшеством Невского проспекта 70-х - 80-х годов XVIII века стали каменные мосты через Фонтанку, Екатерининский канал и Мойку. Тогда же в тёсаный "дикий камень" (так тогда называли гранит) оделись тротуары Невского проспекта. Вскоре, по свидетельству современника, плиты были " в средине кругло протоптаны от бесчисленного множества пешеходцев ". [Цит. по: 12, с. 30]

При Павле I предпринималась попытка превратить Невский проспект в бульвар. Это описал аббат Жоржель, гостивший в Петербурге с декабря 1799 года по май 1800 года:

"Улица, называемая Невский проспект, идёт от Адмиралтейства... Она так широка, что 12 карет в ряд могут проехать по ней. Во время моего пребывания в Санкт-Петербурге Павел I велел разбить на этом великолепном проспекте во время сильнейших морозов две аллеи для пешеходов, причём каждая состояла из двух рядов деревьев; эти аллеи тянутся на пол-лье от Мойки до Фонтанки; каждая из этих аллей имеет 8 футов в ширину и окружена оградой, раскрашенной в разные цвета; пространство между аллеями образует улицу; по ней могут проехать 6 карет в ряд. Деревья, посаженные со всеми своими ветвями, имеют от 15 до 20 футов в вышину, они вырваны и пересажены с корнями и землёй, из которой они извлечены, в смерзшийся снег. Для них вырыты ямы в 4-5 футов глубиной, причём обледенелые земли разбивали ударами заступа... Понадобилась власть императора, чтобы приказать, осуществить и довести до конца подобные работы; на них были ежедневно заняты 10 000 человек. На наследника, великого князя Александра, была возложена обязанность наблюдать за ними и довести работы до конца к назначенному императором сроку - в продолжение одного месяца... Я был свидетелем этого чуда власти и видел, как Его Величество прогуливался верхом во главе многочисленной свиты посреди большой улицы, окаймлённой аллеями, наслаждаясь сознанием того, что его приказания исполнены" [Цит. по: 8, с. 129].

Бульвар на Невском проспекте

На рубеже XVIII-XIX веков застройка Невского проспекта перешла за Фонтанку. Многими из участков вдоль Невского проспекта за Фонтанкой стали владеть купеческие семьи: Яковлевы (№69, 96, 94, 112), Меняевы (№90-92, 116), Лопатины.

XIX век добавил к жилой и торгово-развлекательной функции Невского проспекта научно-просветительскую. В 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова на углу с Садовой улицей было построено здание первой в России публичной библиотеки. Неподалёку окончательно оформился административный центр, место работы Городской думы. Главным акцентом здесь стала построенная в 1799-1804 годах по проекту Д. Феррари башня, ставшая ещё одной высотной доминантой магистрали.

Образовавшаяся после сноса Временного Зимнего дворца лакуна была застроена только при Александре I. Эта территория была поделена на участки в 1802 году и отдана в частные руки с обязательством её немедленной застройки. Это и произошло в 1803-1804 годах, когда были выстроены однотипные похожие друг на друга дома с №5 по №13.

Старое здание Казанской церкви в 1801-1811 годах сменилось новым грандиозным храмом, возведённым по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Новый Казанский собор связал в единый ансамбль весь окружающий его район и стал самым значительным сооружением на Невском проспекте. У колоннады Казанского собора образовалась площадь, позже украшенная памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли. Другими новостройками начала XIX века на Невском проспекте стали торговые ряды у Аничкова дворца (дом №39), портик Перинной линии.

Бульвар на Невском проспекте долго не просуществовал. Сказались неблагоприятные зимние условия, в которых сажали деревья. К тому же, ширина проезжей части значительно уменьшилась, что мешало потоку транспорта. Часть бульвара на Невском проспекте можно увидеть на картине И. И. Теребенёва, созданной в 1814 году. А в 1820 году В. П. Свиньин так описал освободившийся от бульвара Невский проспект:

"В прошедшем мае месяце Невский проспект, как некиим очарованием, принял новый, несравненно лучший вид, явился прекраснейшею улицею, в коей единственно нуждалась великолепная столица для торжественных случаев и выездов. Как будто по мановению жезла исчез высокий булевар, разделявший его на две равные половины, и теперь уже на месте сем разъезжают экипажи по гладкой мостовой. Справедливость требует однако ж заметить, что если булевар сей стеснял лучшую в столице улицу, то заключал для пешеходов и некоторые выгоды, коих не представляют тротуары, сделанные ныне по обеим сторонам улицы. Во-первых, пешеходец, идя по нём, не был обеспокоиваем встречею с экипажем, коих теперь должен он беречься при всяком переходе мимо ворот под домами; во-вторых, взор его любовался ровно обеими сторонами улицы, и наконец с булеваром исчезнет любопытная отличительность сей улицы, нередко случавшаяся весною, т. е., что на одной стороне катались ещё в санях, а по другой неслась пыль столбом от карет и дрожек! Но главная цель, для коей, вероятно, был он устроен, чтобы пешеходец во всякое время мог найти здесь приятное и спокойное гулянье, - оставалась невыполненною: ни весною, ни осенью, когда всего более нужно удобство уклониться от грязи, - нельзя было почти ходить по булевару. В сем отношении нынешние тротуары несравненно превосходнее - быв вымощены плитами, они всегда сухи, даже после самого сильного дождя...
Зелень дерев, коими усажено пространство между Полицейским и Аничковым мостами, по обеим сторонам улицы у тротуаров (числом около 500 лип), придаёт не мало красот сей единственной улице. Сверх того, они не будут допускать пыль проникать в домы. Пятьдесят фонарей с реверберами, привешенных на чугунных столбах изящной формы (вылитых на заводе г. Кларка, при рисункам инженер-майора Базена), будут разливать яркий свет на сем пространстве улицы. Каждый из сих столбов имеет три сажени в вышину и поставлен на гранитном пьедестале вышиною около 1,5 аршин" [Цит. по: 8, с. 351, 352].

Езда по булыжной мостовой доставляла для проезжающих по Невскому проспекту неудобства - грохот и тряску. В 1825 году власти Петербурга решили это исправить. От Адмиралтейства до Знаменской площади Невский проспект был оборудован "колёсопроводами " - толстыми досками или брусьями, по которым двигались экипажи. Полностью проблему это не решило, так как во время обгона всё равно приходилось выезжать на камни.

В том же 1825 году в Комитет городских строений поступило предложение о создании мостовых, замощённых деревянными брусками. Рационализатором выступил действительный статский советник Василий Петрович Гурьев. После опробации новой мостовой на Большой Морской и Миллионной улицах в 1832 году Невский проспект от Адмиралтейства до Фонтанки замостили деревянными брусками (шестиугольными шашками). Их называли "торцы", а замощённую ими мостовую - торцевой. После этого Гурьев перешёл из Министерства финансов на работу в Комитет городских строений и гидравлический работ.

Последние здания со строгим классическим фасадом появились на Невском проспекте в 1830-х годах. Тогда было построено новое здание Голландской церкви. Завершил формирование классического облика магистрали архитектор Карл Росси. По его замыслу Невский проспект стал обогащён ансамблями Михайловской улицы и Александринской (ныне Островского) площади, главной доминантой которой стал Александринский театр.

В 1830-1835 годах была создана "Панорама Невского проспекта" В. С. Садовникова - наиболее точное изображение главной улицы Петербурга от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама запечатлела Невский проспект таким, каким его видел Александр Сергеевич Пушкин. Его строки "люблю твой строгий стройный вид" отлично характеризуют сложившуюся к тому времени застройку главной петербургской магистрали.

Невский проспект не случайно оказался запечатлён на панораме именно в 1830-х годах. К этому времени он стал по настоящему главной столичной магистралью. За главным проспектом Петербурга следили особо, применяли новейшие способы его благоустройства. Например, с 1835 года на Невском проспекте стали устанавливать новые газовые фонари.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...