Современный Невский проспект
Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила судьбу Невского проспекта. Уже в следующем октябре его переименовали. В честь прошедшего вооружённого восстания он стал называться проспектом 25-го Октября. Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды на Невском проспекте рядом со зданием Городской думы в первую годовщину Октябрьского переворота был установлен деревянный бюст Ф. Лассаля. Его авторами стали молодой скульптор В. А. Синайский и архитектор Л. В. Руднев. В 1922-1923 годах памятник переделали в розовом граните. После реконструкции бюста в 1938 году его отправили на хранение в Русский музей. Тяжёлое бедное время гражданской войны в один миг лишило Невский проспект былого лоска. Дома не отапливались. В конце 1919 года прекратилось трамвайное движение. Долгое время не ремонтируемая торцевая мостовая пришла в негодность. Осенью и зимой 1919-1920 года Невский проспект не очищался. К марту прекратило действовать уличное освещение... В. Каверин так описал опустевшую главную улицу города: Так вот он какой! Не так величествен, как представлялось в воображении, даже, пожалуй, скромен - и пуст! Окна магазинов заколочены, кое-где стёкла разбиты, панель не подметена... Но главное - пуст! [Цит. по: 12, с. 139] Однако, жизнь в Петрограде продолжалась. По инициативе М. Горького в доме №64 открылось издательство З. И. Гржебина, которое должно было наводнить советскую Россию доступной литературой по естествознанию, технике, истории, искусству. В доме №15 открылся Дом искусств, ставший пристанищем в бедные годы гражданской войны для многих писателей, поэтов, художников и артистов. В 1919 году на Невском проспекте появился первый музей - Строгановский дворец. С 1924 года он был филиалом Эрмитажа, затем закрылся, здание использовалось под офисы разных учреждений. Аничков дворец по началу стал Музеем города, а в 1937 году - Дворцом пионеров и школьников.
Постепенно жизнь Невского проспекта налаживалась, но уже протекала в совсем другом, отнюдь не капиталистическом русле. Все храмы Невского проспекта постепенно закрылись, здания стали использоваться в других целях. Казанский собор в 1932 году стал музеем истории религии и атеизма. В Немецком соборе святого Петра открылся бассейн, а костёл святой Екатерины стал обыкновенным складом. В 1929 году была разобрана находящаяся у Гостиного Двора часовня Христа Спасителя, как нарушавшая единый архитектурный ансамбль в створе Думской улицы. Александро-Невская лавра с 1939 года стала Музеем городской скульптуры. При начале регулярного радиовещания в 1924 году на Невском проспекте установили два первых репродуктора. В конце 1920-х годов был отреставрированы все фасады зданий Невского проспекта. Продолжала совершенствоваться транспортная функция Невского проспекта. В 1926 году в Ленинграде было организовано автобусное движение. Первый автобусной маршрут прошёл по Невскому проспекту. Как до того омнибус и конка, он связал Дворцовую и Знаменскую площади. Но при этом он сворачивал на Гороховую улицу и Загородный проспект. Время его движения по маршруту составляло всего 20 минут. 25 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов начал работать первый автоматический светофор. В 1930-х годах было принято решение о запуске по Невскому проспекту движения троллейбусов. 21 октября 1936 года от площади Александра Невского начал регулярные рейсы троллейбусный маршрут №1. 5 октября 1929 года в доме №72 открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Сейчас здесь работает кинотеатр "Кристалл Палас". В 1930 году в доме №100 открылся кинотеатр " Колизей ".
Смена частной собственности на государственную позволило архитекторам вновь работать с Невским проспектом как с единым целым. В 1920-х годах мастерская И. А. Фомина разрабатывала проект его озеленения. Из-за большого транспортного потока возродить бульвар здесь посчитали невозможным. Деревья остались напротив Гостиного двора, в Екатерининском сквере. Но озеленение пересекающих Невский проспект улиц было усилено. Тогда же с фасадов зданий исчезла назойливая реклама, были сняты мешающие пешеходам навесы у входов в здания. Перестроенным под витрины первым этажам зданий советские архитекторы постарались вернуть первоначальный облик. Отдельное внимание было уделено окраске зданий. До революции они были окрашены в основном тёмными красками, их сменили более светлыми. Летом 1938 года торцевое мощение Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания заменили асфальтобетоном. Тогда же капитальной реконструкции подверглись подземные коммуникации, было обновлено мощение тротуаров. Фонари с одним светильником сменили новые - с тремя лампами. Советский Невский проспект продолжал быть центром производства книг и периодичной печатной продукции. "Концерном редакций" уже с 1918 года славился "Дом книги", в котором работало Петрогосиздат, позже ставшее знаменитым Лениздатом. С ним соседствовали Лендетгиз и Academia. Разные помещения на проспекте занимало издательство "Прибой", ленинградское отделение РОСТА (позже ТАСС), редакции многих ленинградских газет и журналов. Не уменьшалось количество работающих на Невском проспекте театров, а в годы НЭПа их становилось только больше. Здесь располагались "Пиковая дама" (дом №86), "Музкомедия" (№56), "Свободный театр" (№72), "Красный театр" (№16), "Театр актёрского мастерства" (№20), "Маленький театр" (№102), "Театр переживаний" (№108), кукольный театр "Деммени" (№52). Некоторые их них просуществовали считанные месяцы, другие работают до сих пор. Новое строительство на Невском проспекте в советское время практически не велось. В 1936 году был возведён лом №141, а спустя ещё три года на месте недостроенного банковского здания всего за 53 дня было построено здание школы (дом №14) - единственное школьное здание на Невском проспекте.
Многие здания Невского проспекта пострадали во время Великой Отечественной войны. Некоторые были разрушены попаданием артиллерийского снаряда. Первая бомбардировка произошла в ночь на 6 сентября 1941 года, когда снаряд попал в дом №119. Тогда были убиты или ранены 38 человек. 22 сентября бомба разрушила до основания несколько корпусов Гостиного двора. 28 ноября пострадал дом №68. На крыши домов падали зажигательные бомбы. В течение лишь одного дня 12 ноября 1941 года на Невский проспект их было сброшено 800! Самый крупный пожар случился 12 января, когда загорелся Гостиный двор. Пожар не прекращался трое суток. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии прекратил движение общественный транспорт. Последним не выдержал трамвай, остановившийся в конце декабря. Ольга Берггольц вспоминала: "А слева от Московского - до самой Александро-Невской лавры - цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мёртвых, - как люди, мёртвых - троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят. И у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стёклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят". [Цит. по: 12, с. 170] Вместе с тем, милиционеры продолжали следить за соблюдением правил дорожного движения. Не закрывалась Государственная Публичная библиотека За первую блокадную зиму на Невском проспекте образовался слой снега толщиной до одного метра. Под ним скопились груды мусора. 8 марта 1942 года началась масштабная уборка города, на что было мобилизовано всё его трудоспособное население. 15 апреля по чисто убранному проспекту вновь побежали трамваи. Той же весной возобновили работу Дом книги и Академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский), Дворец пионеров. 13 января 1944 года, в первый день операции по снятию блокады, Невскому проспекту вернули историческое название. Мирная жизнь возобновилась только после окончательного разгрома фашистов под Ленинградом 27 января 1944 года. Архитектор Я. О Рубанчик в очерке "Невский проспект" так описал царившую здесь атмосферу последнего года войны:
"Невский проспект чист и опрятен. Звенят трамваи, и регулировщики управляют движением. С песнями проходят отряды девушек из МПВО. В изрытых щелями скверах проспекта шумливых ребят из детского сада... сменяют отряды бойцов Всеобуча, тренирующихся в штыковом бое и метании гранаты. На машинах проезжают на фронт группы автоматчиков в стальных касках. На лучших зданиях Невского, на решётках скверов портреты героев Ленинградского фронта - их знает весь город... Проспект живёт полной жизнью, отдавая всё фронту". [Цит. по: 12, с. 189] Большинство домов Невского проспекта пострадало от отсутствие тепла. В первые послевоенные годы была проведена их масштабная реставрация. Первым, к осени 1944 года, был отремонтирован изуродованный снарядами и взрывной волной от взорвавшейся рядом бомбы дом №27. Но в некоторых случаях здания полностью перестраивались. Так вместо разрушенного бомбой жилого дома №68 на Невском проспекте появилось новое советское административное здание Куйбышевского райсовета. От поздних наслоений избавились фасады домов №32, 34, 40, 42, 86, 88. 8 июля 1945 года по Невскому проспекту прошли колонны вернувшихся с войны гвардейцев. 30 августа 1947 года по главной улице Ленинграда провезли возрождённый петергофский фонтан "Самсон ". В 1951-1952 годах всю проезжую часть Невского проспекта залили асфальтобетоном. Тогда же с трассы сняли трамвайные рельсы. В первое послевоенное десятилетие на Невском проспекте построили новые дома №175, 107, 184. Гранд-отель "Европа" Возвращение исторического облика зданий Невского проспекта продолжилось и после Великой Отечественной войны. В 1960-х годах классический фасад был возвращён Гостиному двору, который в конце XIX века успел приобрести эклектичные черты. Фасад гостиницы "Европейская" со стороны Невского проспекта также был возвращён к россиевскому варианту. К сожалению, это не удалось сделать с фасадом отеля со стороны Михайловской улицы. Вместе с тем, в 1965 году был предложен проект, согласно которому первые этажи находящихся здесь зданий могли быть перестроены по типовому проекту. На их месте появились бы обыкновенные советские окна-витрины магазинов. Проект встретил серьёзное сопротивление ленинградской общественности и не был реализован. Отдельное внимание было уделено ночному освещению Невского проспекта. В 1967 году на фасаде дома №52/14 была установлена первая в СССР реклама " бегущая строка" - световое панно из 9000 лампочек. А в 1970-х годах было разработано единое художественное решение подсветки зданий, газосветной цветной рекламы.
В 1967-1968 годах в доме №30 был открыт вестибюль станции метрополитена "Невский проспект", в здании "Большого Гостиного Двора" - станция метро "Гостиный Двор". В доме №71 в нижних этажах бывшего доходного дома был открыт наземный вестибюль станции метро "Маяковская". В 1960-х годах был сооружён подземный переход на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы, в связи с этим в домах № 50 и 52/14 была устроена пешеходная галерея. При прокладке линии метрополитена значительно пострадал дом №27. Его пришлось разобрать и собрать заново. Здание изменило свой фасад и было "приподнято" на полтора метра. К 1970-м годам городские власти решили начать комплексный ремонт старых петербургских кварталов. На Невском проспекте масштабной реконструкции подвергся квартал с домами №73-79. Здесь были снесены некоторые дворовые флигели, за счёт чего плотность застройки уменьшилась в половину. Жители этих домов получили просторные дворы со скверами. В первых этажах отремонтированных зданий открылись кафе, ателье, магазины. Такого же принципа ремонта придерживались при реконструкции огромного дома №66. В конце советской эпохи разрабатывались планы по дальнейшему улучшению инфраструктуры Невского проспекта. Разрабатывались проекты подземных пешеходных переходов на перекрёстках с Литейным проспектом, улицами Марата и Маяковского, на площади Александра Невского. Лиговский проспект планировалось пропустить под Невским, развязав таким образом уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Эти планы не успели реализовать из-за дороговизны [7]. Смена социалистической экономики на капиталистическую вновь повлияла на судьбу многих зданий центра города, в том числе на Невском проспекте. Если централизованное управление городским хозяйством позволяло комплексно следить за ансамблем главной петербургской магистрали, то частные владельцы стали действовать сугубо в своих интересах. Были полностью разобраны дома №15, 55, 59, 68, 114 и 116. На их месте построены новые здания с частичным или полным воссозданием исторического фасада. Во всех случаях против уничтожения зданий на Невском проспекте активно выступали градозащитные организации ("Живой Город"), самостоятельные активисты. В прессе и в интернете появлялись сведения, что дома владельцами сознательно доводились до аварийности или признавались такими незаконно, что разборка зданий велась без разрешительной документации. Облик некоторых зданий в начале 2010-х годов был искажён за счёт сооружения мансард (дома №3, 64). На рубеже XX и XXI веков к Невскому проспекту вышли две пешеходные зоны. В 1997 году таковой стала Малая Конюшенная улица (первая в Петербурге), а в 2000 году - Малая Садовая улица. C 1999 по 2004 год велось мощение гранитными плитами тротуаров Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания. Тогда же велась реконструкция трассы. На Невском проспекте меняли коммуникации, обновляли инженерные сети. В 2005-2006 годах фасады практически всех зданий украсила художественная подсветка. В 2008 году на участке от Адмиралтейства до площади Восстания была создана выделенная полоса для общественного транспорта. Тротуары от площади Восстания до площади Александра Невского сменили асфальтовое покрытие на гранитное. Жить на Невском проспекте современным богачам престижно, но не удобно. Поэтому они предпочитают иметь здесь квартиры "для престижа", но жить в других местах, например на Крестовском острове. При огромном проезжающем по Невскому проспекту потоке транспорта невозможно проветривать комнаты, этому мешает чрезвычайная загазованность воздуха. Выходящие на магистраль окна слишком быстро становятся грязными. Большой проблемой для обитателей кварталов центра Петербурга является вопрос парковки автомобилей. Небольшие внутренние дворы-колодцы и относительно узкие соседние улицы позволяют разместиться здесь слишком малому количеству машин. Старые кинотеатры на Невском проспекте в 2000-х годах не выдержали конкуренции с многозальными комплексами в новых торговых центрах. Закрылись "Баррикада", "Паризиана", "Кристалл Палас", "Колизей". Остались лишь "Художественный" и "Аврора". В настоящее время Невский проспект продолжает быть местом, где проводятся массовые праздничные мероприятия. В Новый Год, День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) и День Города (27 мая) проспект от Фонтанки до Дворцовой площади превращается в пешеходную зону.
Не́вский проспе́кт — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). На Невский проспект выходят фасады 240 зданий. Своё современное название Невский проспект обрёл в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, святого благоверного князя Александра Невского. До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю. С 1781 года название Невский проспект стало официальным. Необходимость в прокладке Невского проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. Единственный сухопутный путь, который связывал Адмиралтейство (промышленный центр нового города) с центральной Россией — Новгородская дорога, от которой по берегу Невы шла тропа. Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада. Тропа пересекала Фонтанку по плотине, построенной мастером И. Матвеевым к 1705 году по прямому указанию Петра I. В начале 1710-х годов был заложен монастырь (будущая Александро-Невская лавра) и рядом с ним быстро выросло поселение. Возникла необходимость связать два городских центра с Новгородским трактом, который вёл внутрь страны. По высочайшему повелению началось сооружение просеки.[2] В 1712 году монахи монастыря начали прокладывать дорогу от монастыря к Новгородскому тракту, к 1718 году она была завершена. Для строительства просеки требовалось преодолеть болотные топи. Технология строительства была достаточно простой — валили лес, корчевали пни, для осушения болот рыли канавы и по трассе дороги укладывали фашины, засыпая их песком. О строительстве просеки от Адмиралтейства документов не сохранилось. Просеки от Адмиралтейства и от лавры вместе и образовали будущий Невский проспект. Именно тем, что две дороги прокладывались независимо друг от друга, и объясняется излом улицы в районе современной площади Восстания[4]. По замыслу архитектора Н. Ф. Гербеля проспект стал одной из пяти лучевых улиц, расходящихся от Адмиралтейства. Проспект сразу стал крупной востребованной магистралью и, после наведения мостов через водные преграды, полностью заменил старую тропу. Зелёный мост через Мойку был наведён в 1720. Мост был деревянный, подъёмной конструкции[5]. Переправа являлась городской границей в 1703—1726 годах. Ещё раньше был построен мост через Фонтанку, в 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы уже были закончены и деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрыл как сам проток, так и заболоченную пойму. C 1726 года сюда была перенесена городская граница, была построена караульная будка.[2] 1721 году начальный участок, проходящий по Адмиралтейскому лугу, был обсажен с обеих сторон рядами берёз, образовавшими аллею. В 1720-х годах дорога была благоустроена: были высажены четыре ряда берёз по сторонам дороги. В этот же период дорогу замостили камнем, её содержали в чистоте пленные шведы. С 1723 года проспект первым в России получил уличное освещение: были установлены масляные фонари, позже под ними были установлены скамейки для отдыха прохожих. Вся застройка теневой (нечетной) стороны начала XVIII века была уничтожена пожаром 1736 года. После этого согласно решениям комиссии о Санкт-Петербургском строении деревянных домов на Невском больше не строили, и с 1766 года на проспекте строились только каменные дома.[7] В XVIII веке начало перспективы, которую открывал первый Зимний дворец (ныне дома 11—15) застраивалась дворцами знати, многие из которых сохранились до сих пор: Строгановский дворец, дом Чичерина, Аничков дворец, в конце XVIII века начал возводиться дворец Белосельских-Белозерских. На правой стороне появились католическая церковь Святой Екатерины, Армянская церковь. В 1761—1785 годах построен Гостиный двор, превративший проспект в торговый центр города. К началу XIX века в целом сложился облик Невского проспекта. В 1801 году на углу Садовой улицыпостроено здание Публичной библиотеки, в 1799—1804 годах — здание Городской думы. В 1804—1806 годах воздвигнут дом Чаплиных (дом 13), в 1801—1811 годах — Казанский собор (вместе с ним сформировалась Казанская площадь). В первой половине XIX века проводятся работы по благоустройству проспекта. В 1832 году его от Адмиралтейства до реки Фонтанки мостят торцом. В 1839 году участок от Адмиралтейства до Литейного проспекта начали освещать газовыми фонарями. От Знаменской площади вдоль проспекта в 1843 году началось регулярное движение омнибусов. В 1863 году по Невскому проспекту была пущена конка. 30 декабря 1883 года проспект получил электрическое освещение. В конце XIX — начале XX веков на Невском проспекте строились здания банков, правлений акционерных обществ, торговых фирм, многие двухэтажные дома надстроены до четырёх-пяти этажей. В 1901—1903 году сооружён дом Торгового товарищества «Братья Елисеевы» (дом 56/8), в 1902—1904 годах — дом компании «Зингер» (ныне «Дом книги»). В декабре 1907 года по Невскому проспекту открыто движение трамваев В 1918 году большевики переименовывают Невский проспект в проспект 25 Октября, однако новое название не приживалось среди жителей, все по-прежнему называли его Невским проспектом. 23 сентября 1924 года город серьёзно пострадал от очередного (210-го) наводнения в результате которого деревянное торцевое мощение проспекта всплыло, чем препятствовало движению и спасательным работам. После этого события торцевое покрытие стали заменять на асфальтовое. В период блокады район Невского проспекта подвергался интенсивным бомбардировкам и артобстрелам (в память о подвиге ленинградцев на фасаде дома 14 сохранилась надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»). В конце 40-х — начале 50-х годов повреждённые и разрушенные здания восстановлены. В мае 1985 года на площади Восстания состоялось торжественное открытие мемориальногоОбелиска «Городу-герою Ленинграду» (архитекторы В. С. Лукьянов и А. И. Алымов). Невский проспект получил достойное композиционное завершение своего трёхкилометрового участка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|