Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий период. Капиталистический Невский проспект, эклектика

С открытием в 1847 году движения поездов с Николаевского (ныне Московского) вокзала, когда поезда начали ходить до Колпино (до Москвы первый поезд отправился в 1851 году), цена территории за Фонтанкой многократно возросла. Здесь началось строительство большого количества доходных домов и гостиниц. Практически в обязательном порядке в первом этаже устраивались торговые помещения. Появлению вокзала обязаны также и открывшиеся во многих домах на Невском проспекте, равно как и во всей округе, большое количество меблированных комнат. Эти заведения в наше время назвали бы "мини-отелями ". Николаевский вокзал стал местом "производства" большого количества путешественников, которых надо было развести по разным районам города. Частный извоз перестал справляться с таким потоком клиентов, что привело к появлению городского общественного транспорта. В 1847 году по Невскому проспекту начал ходить один из первых маршрутов омнибуса, называемого современниками " сорок мучеников ". Поездка на таком экипаже не отличалась комфортом. но, благодаря дешевизне, омнибус пользовался популярностью среди горожан. Проезд в 1 конец стол 10 коп.

Невский проспект у Аничкова моста

К значительному увеличению потока транспорта на магистрали городские власти подготовились заранее. Казанский мост был расширен до ширины проспекта ещё в 1805-1806 годах при строительстве Казанского собора. В 1841-1842 годах соответствующие работы производили на Зелёном и Аничковом мостах. А к 1849 году последний из них приобрёл современный облик - на нём появились знаменитые " Укротители коней " скульптора-анималиста П. К. Клодта. С тех пор он стал одним из символов Санкт-Петербурга.

При развитии района за Фонтанкой к Невскому проспекту вывели новые улицы. В 1850-х годах здесь появились Надеждинская (ныне Маяковская), в 1870-х годах - Пушкинская улицы.

Фасады домов в стиле строгого классицизма во второй половине XIX века перестали удовлетворять своих хозяев. Большинство зданий тогда "переоделись" в фасады в стиле эклектики, неоренессанса, необарокко. Увеличилась их высота, с двух до четырёх-пяти этажей. Первым подобным опытом в 1832-1838 годах стала перестройка немецкой церкви святого Петра. Но архитектор А. П. Брюллов так удачно вписал в классический контекст новое здание в стиле ранней готики (романтизма), что диссонанса в сложившийся архитектурный ансамбль оно не внесло. Следующей в 1847-1848 годах стала перестройка дворца Белосельских-Белозерских. Применённое здесь А. И. Штакеншнейдером эффектное необарокко стало вторить Строгановскому дворцу, который также занимает участок на углу Невского проспекта и реки.

Следующие же переделки зданий Невского проспекта вообще никак не согласовывались с уже имеющимся здесь архитектурным контекстом. 9 мая 1848 года Невский проспект обогатился торговым комплексом нового для Петербурга формата - " Пассажем " (дом №48). Его фасад был выполнен в стиле неоренессанс.

Активно менялся облик окон первых этажей. Здания Невского проспекта оборудовались большими окнами-витринами, за которыми работали магазины, рестораны, кафе. Первое кафе на Невском проспекте было открыто ещё в 1841 году в доме №24. Входы в здания оформлялись перекрывающими тротуары чугунными навесами. К ним в 1860-1861 годах добавилась часовня Христа Спасителя перед портиком Перинной линии, спроектированная А. М. Горностаевым.

В 1870-х годах был перестроен дом №26, а затем и дома №27, 60, 64, 66. В 1880-х годах архитектор П. Ю. Сюзор перестроил дома №49, 54, 63, 77, 79. В это же время архитектор М. А. Макаров работал над домами №80, 96, 98, 100, 112. Тогда же изменил свой облик дом №16.

27 августа 1863 года на Невском проспекте открылась конно-железная дорога (конка). Газета "Голос" писала по этому поводу:

"... Во вторник 27 августа, видели мы первые поезда железно-конной дороги Невского проспекта. Красиво, легко, чисто, быстро - любо смотреть. Желаем от души успеха этому прекрасному и полезному предприятию" [Цит. по 3, с. 207].

К многочисленным петербургским отелям в 1875 году добавилась самая дорогая гостиница на Невском проспекте - " Европейская" (дом №36).

На Невском проспекте появилась первая в России телефонная станция. Летом 1882 года она появилась в доме №26.

В 1883 году Невский проспект начал освещаться электрическими фонарями. Найти свободное место для электростанций было непросто. В итоге их установили на баржах у Полицейского и Аничкова мостов. Мощности тех электростанций хватило лишь на то, чтобы осветить участок трассы от Большой Морской улицы до Аничкова моста. В 1895 году во дворе дома №27 была сооружена третья электростанция. В 1890-х годах весь Невский проспект освещался электрическим светом.

В 1880-х годах на Невском проспекте появилась паровая железная дорога. От Знаменской площади в сторону Александро-Невского монастыря, и далее за город, вагончики тянул по рельсам небольшой паровичок.

Беллетрист М. Михайлов во второй половине XIX века писал: " Под выражением "жить на Невском проспекте" понимают обыкновенно обширную и великолепную квартиру с соответствующей ей обстановкою, богатой мебелью, роскошным входом, блестящим экипажем, толпою слуг, - поэтому для удовлетворения требованиям такой жизни нужно более 10 тысяч годового дохода ". Он же добавлял, что это, конечно, не относится " к тем жильцам, которые гнездятся на задних дворах громадных домов проспекта ". [Цит. по: 12, с. 60]

Невский пр. №7-9 (Дом Вавельберга)

На рубеже XIX-XX веков страна переживала бурный экономический рост. Для него требовались финансовые инвестиции, которым бы способствовала развитая банковская система. Количество банков в стране, а в первую очередь в Петербурге, росло как на дрожжах. Многие дома в начале Невского проспекта скупались банкирскими домами и перестраивались для своих нужд. При этом здесь строились совершенно новые здания, не повторявшие облик снесённых. Банкирам в этом помогали и крупные торговые фирмы. В начале XX века были полностью перестроены дома №1, 7-9, 12, 21, 58, 62. Среди них - единственные на проспекте здания в новом стиле модерн, дома Зингера и Елисеевых. Дом №14 снесли перед самой Первой мировой войной, достроить новое здание не успели, оставив на Невском проспекте долгострой. Дома №30 и 38перестраивались под нужды банков без кардинальных изменений фасадов.

В новом XX столетии продолжали активно перестраиваться и жилые здания. Свой облик поменяли дома №11, 23, 102, 104, 116.

Таким образом, современный облик Невского проспекта дошёл до нас в основном таким, каким он стал во время правления Александра III и Николая II. Из 63 показанных на панораме Садовникова зданий было перестроено 25 зданий.

На фотографиях Невского проспекта рубежа XIX можно видеть огромное количество прохожих, экипажей, извозчиков, конок. Фасады большинства зданий скрылись за рекламными вывесками. Закона об охране произведений архитектуры тогда ещё не существовало. Вот что писалось, например, о портике Перинной линии:

"Портик Луиджи Руска, на виду у самой Думы, у Невского - возмутительнейше испорчен налепленными на колонны вывесками, пристроенными между колонн витринами и подло привинченными к колоннам фонарями. Реклама глупая и грубая испортила старинное сооружение" [9].

Невский пр. №28 (Дом Зингера)

Движение по Невскому проспекту к началу ХХ века стало таким интенсивным, что возникло предложение проложить под ним линию метрополитена, соединив ей Адмиралтейство с Николаевским вокзалом. Тогда Городская дума не смогла реализовать такой план.

Летом 1901 года по Петербургу начали движение электрические омнибусы - прообраз современных троллейбусов. Один из первых маршрутов связал Дворцовую и Знаменскую площади. Когда потребовалось пустить по Невскому проспекту трамваи, пришлось вновь укреплять переправы через Мойку и Фонтанку. Строительство трамвайной линии вело Петербургское отделение русского электротехнического общества. Главным инженером строительства стал Г. О. Графтио. Движение трамваев было открыто в ноябре 1907 года. Их маршрут был тем же, что и у омнибусов.

В 1900-1910-х годах в 17 домах Невского проспекта открываются кинематографы. 16 из них - на участке трассы от Фонтанки до Знаменской площади. Единственные исключения в смысле размещения - кинозалы "Аврора" в доме №60 и "Светлая лента" (позже "Баррикада") в доме №15. Зрителям показывали не только художественные фильмы, но и документальное кино, киножурналы. До появления массового телевидения кинотеатры выполняли его функцию.

Крупным землевладельцем на Невском проспекте стал купец В. И. Соловьёв. Ещё в 1870 году в доме №96 он открыл свой первый магазин на главной петербургской магистрали. В 1900-1910-е годы он приобрёл дома №47, 51, 59, 61. Во всех из них, также как и в доме №71, работали "Соловьёвские" магазины.

Невский проспект на рубеже веков был сосредоточением издательской деятельности, часто направленной в революционное русло. В домах №90-92 работало товарищество " Знание ", в доме №68 находились редакция и контора газеты " Новая жизнь ". Первое возглавлял М. Горький, вторую - В. И. Ленин. В доме №102 печатались журнал "Вестник жизни" и сатирический журнал "Адская почта". В доме №110 работало издательство "Зерно". Кроме того в офисах на Невском проспекте печатались леволиберальная газета "День" (дом №69), консервативное "Слово" (№92), журнал Суворина "Исторический вестник", газеты "Новое время" и "Вечернее время" (дома №40 и 52), меньшевистская "Наша заря" (дом №100), литературный журнал "Современник" (дом №43), журнал "Сатирикон" (№9, а затем №88). Свободными от политическим тем были "Венский шик" (издавался в доме №80), "Дамский мир" (дои №88), "Столица и усадьба" (№28), "Модный свет" (№82), газета "Копейка" (№74) и другие.

В 1911 году был проведён очередной эксперимент по созданию удобного покрытия для проезжей части улицы. Часть невского проспекта от Большой Конюшенной улицы до Казанского моста оборудовали металлическими листами. Результат оказался отрицательным: грохот колёс, скольжение копыт лошадей и их падения. Из-за этого экипажи часто объезжали проезжую часть и оказывались на тротуарах. Неудобств не испытывали лишь автомобили на резиновых шинах, чья скорость в то время была ограничена 12 верстами в час. Спустя несколько месяцев Невскому проспекту вернули торцевое покрытие.

На крыше дома №19 в 1912 году была установлена первая в Петербурге световая реклама.

К 1917 году на Невском проспекте работали 29 банков и кредитных организаций из 64 существовавших в Петербурге, 10 из 14 банкирских домов, 22 из 29 банкирских контор. Но дело было не только в их количестве. На Невском проспекте имели свои представительства крупнейшие финансовые предприятия страны: Волжско-Камский, Русско-Азиатский и многие другие банки [12, с. 58].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...