Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка концепции внешней границы российского континентального шельфа в Арктике




КАЗУС № 1

Темы для подготовки к решению казуса:

Правовые условия комплектование и направление представления Российской Федерацией в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике. Правовые действия Российской Федерации в случае неудовлетворения ее заявки.

Методические рекомендации:

Студентам необходимо проанализировать ст.76 Конвенции 1982 г., а именно: понятие континентального шельфа; методику определения его внешней границы; особенности установления внешней границы шельфа в случае наличия подводной возвышенности, материковой охраны; порядок направления прибрежным государством представления в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Студент обязан изучить Положение о Комиссии по границам континентального шельфа, особенно ст.3 (функции), ст.4 (порядок оформления представления), ст.5 (процедура рассмотрения представления) и ст.6 (представление рекомендации прибрежному государству).

Кроме того, студенту следует ознакомится с правилами процедуры Комиссии, в частности, правилами 45-50 относительно оформления представления и правилами 51-52, касающимися порядка вынесения рекомендации.

Наконец, студент должен изучить представление Российской Федерации о расширении континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, проанализировать проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике, связанные с определением природы хребта Ломоносова и плато Менделеева. Студенту необходимо знать позицию США, Канады, Норвегии и Дании относительно направленного представления России в Комиссию и дать им правовую оценку.

Правовые акты и судебная практика:

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Положение о Комиссии ООН по границам континентального шельфа 1982 г. (приложение II к Конвенции 1982 г.)

Правила процедуры Комиссии ООН по границам континентального шельфа (Doc. CLCS/40/Rev.1. 17 April 2008.)

Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»

Литература:

Россия предъявила доказательства для расширения границ в Арктике. Интервью с главой Минприроды России С. Донским. (http:// www.interfax.ru/world/49399. 10 февраля 2016 г.)

Словарь международного права. М., 2014. С.155-156.

Chirchill R.R., Lowe A.V. The Law of the Sea. Third ed.Manchester University Press. 1999. P.141-160

ОТВЕТ:

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

В ст.76 Конвенции 1982г. фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2 500 метров изобаты.

Таким образом, 2 метода определения континетального шельфа

«метод дистанций» на расстояние 200 морских миль от исходных линий но не далее 350 миль от исходных линий

«метод рельефа дна» не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа. В соответствии со статьей 4 Положения о Комиссии по границам континентального шельфа: В случае, если прибрежное государство намеревается установить в соответствии со статьей 76 внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, оно представляет Комиссии конкретные данные о такой границе наряду с дополнительными научно-техническими данными в возможно кратчайшие сроки, но в любом случае в течение десяти лет со времени вступления в силу для этого государства настоящей Конвенции. В то же время прибрежное государство указывает имена любых членов Комиссии, которые предоставили ему научно-технические консультации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" разделение континентального шельфа, установление условных границ между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права в процессе делимитации.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение делимитации: "Делимитация границ (от лат. Delimitatio - установление границ) в междунар. праве - определение положения и направления гос. границы по соглашению между сопредельными гос-вами. Фиксируется в соответствующих договорах, которые обычно содержат довольно подробное описание прохождения линии границы на местности, а также могут отсылать к др. документам о Д.г. В соответствии с определенным в договоре положением линии границы она наносится на геогр. карту, к-рая, как правило, является составной частью договора о Д.г. и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы"

Разработка концепции внешней границы российского континентального шельфа в Арктике

Д но Северного Ледовитого океана характеризуется наличием широкого мелководного географического шельфа в пределах арктических окраинных морей Российской Федерации. подводный хребет Ломоносова, протягивающийся от российской континентальной окраины до континентальной окраины Гренландии.

Норвегия, ратифицировавшая Конвенцию ООН по морскому праву еще в 1996 году, подала в 2006 году свою заявку на установление внешней границы континентального шельфа в Арктике по статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, исключив хребет Гаккеля. Секторальный принцип не признает, отстаивает разграничение шельфа по срединной линии. Заявка была одобрена в марте 2009 года.

Канада ратифицировала Конвенцию ООН в 2003 году. Начала в 2005 году исследования по установлению внешней границы своего континентального шельфа в Арктике строго по статье 76 конвенции, оставляя часть Канадской котловины в Международном районе морского дна за пределами континентального шельфа. В разграничении морского дна с Данией придерживается срединной линии.

Дания ратифицировала Конвенцию ООН в 2004 году. Начала исследования по определению внешней границы своего шельфа по статье 76 Конвенции с намерением включить в свой континентальный шельф примыкающую к Гренландии часть хребта Ломоносова и морское дно на Северном полюсе. Секторальный принцип не признает. Отстаивает разграничение по срединной линии - в этом случае дно под Северным полюсом отходит к Дании. Судя по совместной программе исследований Дании и Канады, разграничение континентального шельфа между ними в Арктике проводится по срединной линии.

США до настоящего времени не являются участниками Конвенции 1982 года, однако исходят из необходимости строгого соблюдения норм статьи 76 этой конвенции при определении внешней границы континентального шельфа. США резко выступили против включения подводных хребтов Ломоносова и Менделеева в континентальный шельф России. В соответствующей ноте в российский МИД в декабре 2001 года американцы даже потребовали, чтобы Россия воздержалась от подачи своей заявки. После подачи российской заявки США направили в ООН официальную ноту, причем с геологическими обоснованиями - мол, хребет Менделеева не является частью континентальной окраины, но представляет собой образование вулканического происхождения, то есть океанический хребет по Конвенции 1982 года. И эта нота действительно заметно повлияла на некоторых членов комиссии.

Российская Федерация направила заявку в Комиссию по границам континентального шельфа через Генерального секретаря ООН 20 декабря 2001 года. В дополнение к заявке РФ комиссия получила через Генерального секретаря ООН пять вербальных нот по российской заявке - от правительств Канады, Дании, Японии, Норвегии и США. Заявка была переведена в Секретариате ООН с русского на английский язык и передана десятой сессии комиссии, которая проходила с 25 марта по 12 апреля 2002 года. На этой же сессии была создана Подкомиссия по рассмотрению российской заявки, которая за период с 1 по 12 апреля собиралась 20 раз. Шесть заседаний состоялись между 1 и 8 апреля 2002 года и были посвящены консультациям, проводившимся в форме ответов и вопросов между членами подкомиссии и группой экспертов российской делегации. Всего в ходе рассмотрения заявки было задано 36 вопросов, на которые группа российских экспертов дала письменные ответы (в переводе на английский язык, выполненном Секретариатом). В дополнение к основной заявке Российская Федерация, по запросу Комиссии, дважды представляла дополнительные материалы как во время десятой сессии, так и 15 мая 2002 года.

В период между десятой и одиннадцатой регулярными сессиями комиссии подкомиссия провела без участия российской делегации свои заседания в течение недели в июне 2002 года с целью рассмотреть новые представленные материалы и окончательно сформулировать рекомендации. По завершении этой работы подкомиссия представила окончательные рекомендации комиссии, которая рассмотрела проект рекомендаций, подготовленный подкомиссией, на своей 11-й сессии (24-28 июня 2002 г.). Российская делегация не была ознакомлена с проектом рекомендаций, подготовленных подкомиссией. При рассмотрении на пленуме комиссии рекомендаций по заявке России российская делегация не была допущена на заседания комиссии (решение об этом было принято путем тайного голосования в комиссии). После обсуждения проекта рекомендаций комиссия внесла в документ поправки и изменения и утвердила его 27 июня 2002 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...