Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: Критика биогенетического направления в исследование детского развития. Теория рекапитуляции.




ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет, задачи и методы ВП и ψразвития.Теорет и практич значение.

ВП как самост область- 19 век. Предмет ВП-закономерность этапов психич развития и формирование личности на протяжении онтогенеза чел-ка от рождения до смерти. Этапы(Совр Отеч Пси):-младенчество(от рождения до 1 года), раннее детство(1-3), дошкольное детство(3-6),младшешкольный возраст(6-7 -10),подростковый возраст(10-15),юность:1 период(15-17),2период(17-21),зрелый возраст:1период(21-35),2период(35-60),пожилой возраст(60-75),старческий возраст(75-90),долгожители(90 и выше).
Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:

-Метод наблюдения- Эксперимент:(- лабораторный;- естественный;- констатирующий;- формирующий;)

Вспомогательные методы исследований:- беседа;- интервью;- анкетирование;- тестирование;- анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);- проективные.

Сравнительные методы исследования:- близнецовый;- сравнение нормы и патологии;- кросс-культурный;- биографический.

Теоретич задачи: -изучение движущих сил и источников развития;-построение периодизации психич развития в онтогенезе;-хар-ка качественного своеобразия психич развития и развития личности на этапах онтогенеза. Практические: -контроль за ходом и динамикой псхич развития;-профилактика,коррекция и оптимизация развития на основе возможности обучения и воспитания;-психологич помощь в периодах возрастных кризисов.

Вопрос: Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.

Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития – констатирующую и формирующую.

^ Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном процессе, где объект развития- индивид. Любое вмешательство извне нарушает ход развития. Поэтому позиция исследователя внешняя, он только констатирует изменения. Недостаток: ограниченность возможностей выявления причин развития, ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

^ Формирующая стратегия следует из нового взгляда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве со взрослым. Решающее значения для развития приобретает обучение. Объект развития не индивид, а ребенок в системе соц отношений.

Три основных этапа в развитии формирующей стратегии, они воплощены в особых методах исследования.

1.Генетико моделирующий метод Выготского. Формирующая стратегия здесь в форме моделирования сущностных сторон процесса становления ВПФ, воплощена в методике двойной стимуляции.

2.Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Форм стр: моделирование процесса преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность. Были установлены: зависимость уровня развития психических функций от включенности в деятельность и от места, занимаемого в структуре деятельности; общая логика интериоризации как процесса преобразования деятельности.

3.Метод планомерно- поэтапного формирования умственных действий и понятий, Гальперин. Направленного на воспроизведение логического пути развития психической деятельности. Проверка гипотезы о содержании и структуре форм псих. деятельности.

 

3вопрос: Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка в онтогенезе.

Факторный подход - это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Декарт, нативизм проявляется в теориях преформизма, рекапитуляции и созревания.. Эмпиризм доказывает, что развитие человека определяется средой, он представлен двумя научными школами- бихевиоризмом и ассоцианизмом.

Нативизм и эмпиризм – однофакторные теории. Спор о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов (В. Штерн), а также к теориям конфронтации и антогонизма (Фрейд, Пиаже). Конвергенция- схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов – вытеснение (подавление наследственности социальным фактором среды).

Споры о том, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу. По мнению ряда исследователей, измерение удельного веса наследственности и среды открывает метод изучения близнецов, однако данные, полученные с помощью этого метода, не представляются доказательными: рассматривается только проблема тождественности или нетождественности наследственного фонда, а проблему средовых влияний всегда рассматривают как тождественную. Но это неправильно, так как не существует одной (одинаковой) социальной среды, где воспитываются близнецы, - все дело в том, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. Американский психолог Дж. Вулвилл предложил четыре модели влияния опыта на развитие поведения: 1- "больничная койка" - субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (таковы условия первых месяцев жизни); 2- "луна-парк" - субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя (так, например, как только субъект решил принять участие в езде на американских горках, он мало может изменить опыт своих переживаний); 3- "соревнование пловцов" - опыт подобен плавательной дорожке, на которой по стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов (среда здесь лишь поддерживающий контекст для поведения субъекта); 4- "теннисный мяч" - здесь осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом, теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника, и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения мяча.

 

вопрос: Критика биогенетического направления в исследование детского развития. Теория рекапитуляции.

Концепция рекапитуляции (ранняя ψч. теория)

Э. Геккель: онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза (эмбриогенеза).

Ст. Холл: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие чел-го рода (онтогенез). Дети просыпаются в страхе → это атавизмом: раньше человек спал в лесу, подвергаясь опасностям. Игра - упражнение для полной утраты уже бесполезных функций. Развитие детского рисунка отражает стадии, которые проходило изоб. творчество в истории человечества.

Критика.

С.Л. Рубинштейн - взрослый человек (примитивен), борется за существование, как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окруж. действ-тью.

∙П.П. Блонский -"Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта".

Под влиянием работ Ст. → разработка разнообразных анкет. Учителя не успевали отвечать на опросные листы. "Наука не создается так быстро, как строятся города, даже в Америке, и ошибки этой лихорадочной и искусственной деятельности скоро дали себя знать", - уже в то время констатировал Э. Клапаред.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии была признана раньше, чем появилось критическое отношение к этой концепции в эмбриологии. И.И. Шмальгаузен: филогенезе происходит перестройка всего эмбриогенеза в целом, происходит спускание вниз решающих моментов развития.

Т.о. Это была невер. теорет. концепция, но это была теор. концепция (Д.Б. Эльконин). Попытка показать, что между ист-ким и инд-ным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...