Проблема развития мышления в ранних работах ж.Пиаже. Критика отечественных и зарубежных психологов.
Основное достижение Ж.Пиаже – открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции. Пиаже выделяет реализм 2х типов: интеллектуальный и моральный Развитие представлений о мире идет в 3х направлениях: 1)от реализма к объективизму 2) от реализма к реципрокности (взаимномти) 3) от реализма к релятивизму (вначале ребенок думает, что существуют абсолютные субстанции и абсолютные качества, похже осознает, что явления связаны между собой, а наши оценки относительны). Эгоцентризм оюуславливает следующие особенности детской логики: синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие причинной связи между суждениями), трансдукцию (переход в рассуждении от частного к частному, минуя общее положение), нечувствительность к противоречию. Общая черта – ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логичекие операции сложения и умножения класса. Логическое сложение – нахождение класса, наименее общего для 2х других классов, но содержащего оба эти класса в себе. Логическое умножение – операция, найти наибольший класс, содержащийся одновременно в 2х классах, найти совокупность элеменотов, оющую для 2х классов. Неумение производить эти операции приводит к противоречивости определений. Причина в отсутствии равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда достигается равновесие. Критерием устойчивого равновесия является появление обратимости мысли. В своих ранних работах Пиаже связывал отсутсвие обратимости мысли с эгоцентризмом ребенка. Но прежде чем обратиться к характеристике этого центрального явления, еще одна важная особенность детской психики – феномен эгоцентрической речи.
В исследованиях Пиаже открывается важнейшее психологическое явление – умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительность. Эгоцентризм может быть познавательным, моральным, коммуникативным. Познавательный – характеризует процессы восприятия и мышления. Моральный – отражает неспособность восприятия моральных действий и поступков других людей. Коммуникативный – наблюдается при передаче информации другим людям и отрицает существование другого смысла в передаваемой информации. Переход от эгоцентризма к децентрации – познание на всех уровнях развития. Пиаже назвал его законом развития. Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо: 1) осознать свое Я в качестве субъекта и отделить субъект от объекта 2) координировать свою собственную точку зрения с другими. Пиаже выделяет: отношение принуждения не способствует смене умственных позиций. Отношения кооперации строятся на основе взаимного уважения. По Пиаже социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обуславливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентрической позиции к объективной.
Критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже. Результаты исследовательской деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение во множестве его публикаций центральной темой этих исследований была проблема развития детской психики. Он критически переосмыслил теорию Пиаже По мысли Выготского, Пиаже стремился избежать двойственности, характерной для современной психологической мысли, изучающей детскую логику; хотел замкнуться в узком кругу фактов, избегая обобщений. Пиаже ввел новый клинический метод, позволивший ему собрать огромное количество фактов. Но факты привели к проблемам, проблемы к теории и двойственность для работ Пиаже все равно стала неизбежной. Основное направление критики Выготского заключается в переработке и обосновании теорий и методологической системы, лежащих в основе исследований.
По мысли Выготского для Пиаже центральное звено заключается в идее эгоцентризма детского мышления. Выготский утверждает, что для того чтобы быть уверенным в точности утверждений Пиаже, нужно узнать на каком фактическом материале они покоятся. Так, советский психолог подвергает утверждение Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка сомнению. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Пиаже. 1) Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти двое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка. 2) «Эгоцентрическая речь просто сопровождает детскую активность. 3) Основная функция эгоцентрической речи - переход в процессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста, и.т.д. 4) В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Пиаже, а переходит во внутреннюю. 5) Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи. Второй аспект критики – теоретический, Выготский рассматривает теорию эгоцентрического мышления Пиаже, которое по мысли автора является промежуточным звеном между первичным аутистическим мышлением и, характерным для взрослого человека разумным. Выготский делает некоторые выводы и отмечает двумя тезисами. 1) С точки зрения филогенетического и онтогенетического развития нельзя утверждать генетическую полярность аутистического и реалистического мышления.
2)Сама постановка вопроса относительно двух форм мышления в психоанализе является неверной. Нельзя противопоставить удовлетворение потребностей приспособлению к действительности. Выготский показал, что помимо функций указанных у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи. В упрощенном виде эту гипотезу можно представить как: Социальная речь → Эгоцентрическая речь → Внутренняя речь Основной вопрос формулируется следующим образом: процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь; у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению. Позднее Ж.Пиаже соглашается с утверждением Л.С. Выготского по поводу того, что аутистическое мышление не является первичным, а эгоцентрическая речь идентична внутренней речи взрослого человека и начинает трансформироваться в школьном возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|