Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность младшего школьника - учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы - прежде всего ребенка надо научить учиться. Главная задача начальной школы-построение учебной деятельности Сущность учебной деятельности-присвоение системы научных знаний Цель учебной деятельность не только приобретение ЗУНов, но в первую очередь развитие ученика
В структуру уче6ной деятельности входят: 1.Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. По определению Давыдова, учебной называется такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа. 2.Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. 3.Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебной деятельности ребенок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю, который включает в себя прогностический контроль (до начала работы), пошаговый (по ходу работы), итоговый контроль (после завершения работы). 4.Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватно и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой.
Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого. Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение. В учебной деятельности действия совершаются, прежде всего, с идеальными объектами - буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, развиваются в коллективном взаимодействий людей. Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта». На базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление ребенка. 35. Развитие личности младшего школьника. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте. Роль учителя в формировании личности младшего школьника. В отечественной психологии принято считать, что для личности младшего школьника характерны следующие особенности: 1) доверчивое подчинение авторитету; 2) послушание, исполнительность, отсутствие злостных нарушений дисциплины; 3) повышенная впечатлительность, восприимчивость; 4) повышенная реактивность; 5) подражательность; 6) открытость; 7) наивное, игровое отношение к действительности; 8) интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы.
Сохранившиеся потребности с предыдущего периода: в игре, в движении, в новых впечатлениях, в общении со взрослыми и сверстниками, в родительской любви и одобрении; Новые потребности: успешность в учении, приходить с выполненным ДЗ, точно выполнять требования учителя, потребность в контроле («посиди со мной»), в хорошей отметке, в выполнении общественной роли. В этом возрасте самосознание становится более дифференцированным, они больше аргументируют, обосновывают то или иное своё качество. Обнаруживаются все виды самооценок. (у отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.) Факторы, обуславливающие самооценку: отношение со стороны учителя, сверстников; со стороны родителей; школьная успеваемость; уровень развития познавательных процессов. Существуют данные, что самооценка у девочек выше, чем у мальчиков, так как они более исполнительны, старательны, послушание в большей степени соответствует традиционным требованиям школы. Динамизм: на протяжении младшего школьного возраста заметно снижена тенденция переоценивать себя, в отличие от дошкольников. К концу этого возраста, ребенок начинает проявлять интерес к внутреннему миру. Эмоциональная сфера: происходит повышение осознанности, глубины и устойчивости чувств, развиваются высшие чувства, развитие сдержанности в проявлении чувств. Возрастной нормой младшешкольного возраста является жизнерадостное, бодрое, веселое настроение. Если проявляется агрессия, депрессия – это возможно связано с неуспехом в учебной деятельности. Страхи: по данным Захарова, в младшем школьном возрасте перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи, потому что в дошкольном возрасте сильными были инстинктивные страхи, а в подростковом социальные страхи будут играть основную роль. Ведущий страх – страх несоответствия общепринятым нормам поведения (например, страх опоздать в школу).
Особенности воли: возможно развитие отрицательных качеств: упрямство, леность. Общение: начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка – он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, после выполнения которых получает общественную оценку. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще «сам по себе». Связь между ними происходит с помощью педагога. В дальнейшем они активно овладевают навыками общения. Социальное взаимодействие с группой сверстников и умение заводить друзей выступают одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику. Для детей 5–7 лет друзья – это, прежде всего, те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные взаимосвязи и оценка как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают суждения учителя, являющегося для них высшим авторитетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|