Психическое развитие во ВТОРОЙ период зрелости(35/40-60 лет).
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Общая характеристика зрелости (пишу, так как зрелость в общем виде не рассматривается ни в одном вопросе. Если считаете, что это лишнее - удаляйте). Соц сит развития: включение в труд деят-ь, создание семьи, воспитание детей, активное включение в сферу общественного производства. Осн переживания соц сит развития: осознание ответственности а свою жизнь, жизнь близких, детей, готовность принять ответственность. Вед деят-ь: трудовая(коллективная производительная деят-ь). Новообразование(Эриксон): -чувство проф компетентности,-чувство интимной близости,-продуктивность(генеративность).
Задачи периода(Хейвингхерст):•Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого•Установить и поддержать экономические стандарты жизни•Организовать досуг•Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми•Создать отношения с супругом как с личностью•Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним•Адаптироваться к стареющим родителям. 7 проблем или конфликтов развития(Пэк). 2. Уравновешивание - социального начала против сексуального (в человеческих отношениях). Эта перестройка вызвана социальным давлением наряду с биологическими изменениями. 3. Эмоциональная гибкость против обеднения. Эмоциональная гибкость лежит в основе корректировок, к которым люди среднего возраста должны прибегать в тех случаях, когда рушатся семьи, уходят друзья и старые интересы перестают быть средоточием жизни. Здесь нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те «силы жизни», которые они в себе еще чувствуют. 4.Умственная гибкость против умственной ригидности - предполагает борьбу со склонностью слишком упорно придерживаться своих жизненных правил и недоверчиво относиться к новым идеям. 5.Дифференциация эго против поглощенности ролями. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовет такой прилив отрицательных эмоций, с которыми человек может не справиться. 6.Трансценденция тела против поглощенности телом - то есть необходимо избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение.
7.Трансценденция эго против поглощенности эго - измерение, имеющее особенно большое значение в старости. Проще говоря, люди не должны предаваться мыслям о смерти.
Периодизация развития интеллекта по У.Шайи:
Психологические проблемы старости и старения. Варианты траекторий развития в поздних возрастах. СТАРОСТЬ (возрастные границы 75-90 лет)- заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Признаки старения выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями - например, интеллектуальным и эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других функций психических. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления - ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость - в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием. Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости.
По Анцыферовой психологическое старение делится на адаптивное и прогрессивное развитие и неадаптивное развитие личности. Факторы адаптивного развития личности: 1.Продуктивный способ жизни; 2.Интеграция всех стадий, пройденных человеком; 3.Установка оценивать свою жизнь по критерию успехов, достижений; 4.Высокоразвитое чувство автономии, инициативы; 5.Умение противостоять негативным факторам. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности. Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что проявляется в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях показателей общего интеллекта и специальных способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|