Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и развития возрастной




ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОГРАММА КУРСА......................................................................... 4

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................... 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР................................................................ 6

1. Общие вопросы возрастной психологии.................................... 6

1.1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии............. 6

1.2.История возникновения и развития возрастной психологии 7

1.3.Центральная проблема - условие и движущие силы психического раз­
вития........................................................................................ 8

1.4.Основные направления в развитии возрастной психологии и значение
знаний для педагога-психолога........................................... 10

2. Основные разделы возрастной психологии............................... 10

2.1.Эмбриональная психология............................................... 10

2.2.Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, общей пе­
дагогикой и психологией..................................................... 12

2.3.Методы возрастной психологии: наблюдение, беседа, эксперимент,
тестирование.............................................................................. 13

3. Динамика психического развития ребенка.................................. 14

3.1.Движущие силы развития ребенка...................................... 14

3.2.Социализация личности - условие психического развития ребенка.. 17

4. Возрастная периодизация психического развития и формирования личнос­
ти ребенка....................................................................................... 19

4.1.Психическое развитие ребенка в эмбриональном и младенческом
возрасте.................................................................................. 19

4.2.Пренатальная психология.................................................. 24

5. Психическое развитие ребенка в период раннего детства и до школы.. 26

5.1.Определяющая роль взрослых............................................ 28

5.2.Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка 30

6. Психическое развитие школьника............................................... 34

6.1.Изменение социальной ситуации в развитии ребенка......... 34

6.2.Основные психологические новообразования................... 37

7. Психологические особенности развития и формирования личности в юно­
шеском возрасте............................................................................... 41

7.1.Биологические и психические особенности развития....... 41

7.2.Самоопределение личности.................................................. 46

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.................... 50

ГЛОССАРИЙ*


 

ПРОГРАММА КУРСА

Общие вопросы возрастной психологии. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История возникновения и развития возрастной психологии. Центральная проблема - условие и движущие силы психического развития. Основные направления в развитии возрастной психологии и значение знаний для педагога-психолога.

Основные разделы возрастной психологии. Эмбриональная психология, психология младенческого возраста, психология раннего детства, дошкольная психология, психология младшего школьного возраста, подростковая психология, юношеская психология, психология зрелого возраста, психология старения. Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, общей педагогикой и психологией. Методы возрастной психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование.

Динамика психического развития ребенка. Движущие силы развития ребенка. Социализация личности — условие психического развития ребенка. Неравномерность психического развития ребенка.

Возрастная периодизация психического развития и формирования личности ребенка. Психическое развитие ребенка в эмбриональном и младенческом возрасте. Влияние психического состояния матери на формирование психики ребенка. Пренатальная психология. Нервная система младенцев - связь с внешней и внутренней средой. Безусловные прирожденные рефлекторные реакции младенцев.

Психическое развитие ребенка в период раннего детства и до школы. Раннее детство — сенситивный период в развитии ребенка. Определяющая роль взрослых. Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка. Психическое развитие школьника. Изменение социальной ситуации в развитии ребенка. Основные психологические новообразования. Психологические особенности развития и формирования личности в юношеском возрасте. Биологические и психические особенности развития. Самоопределение личности.


ЛИТЕРАТУРА

Базовая

1. Возрастная и педагогическая психология. М.,1979.

Дополнительная

2. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. Т.4. М.,1984.

3.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

4.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
М.,1988.

5. Бурменская Г.В., КарабановО.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое
консультирование. М.,1989.

6.Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

7.НемовР.С. Психология: В 2-х т. М.,1994.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. М., 1992.

9.Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

 

10.Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

11.Лосева В.К., Луньков А.И. Сексуальное развитие и половое воспитание
детей / Сост. спецкурса Суслова Э.К. М., 1994.

12.Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1995.

13.Руководство по психотерапии. М., 1985.

14.Tryon R.C.,1942."Individual differences,"in: F.A.Moss, Comparative Psycholodjie,
Englewood Cliffs, N.J. Prentice H.

15.Hebb D.O.., 1974. Psychologgie:science modecne, Montreal, Leg Editions HRW
Ltee.

16. Rosenweid M.R. " Effects of environment on development of brain and of
behavior",in: The Biopsycholody of developmen, Sous la diretion de E.Tolbach, New
York, Academic Press, 1971.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология - это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях людей разного возраста, а психология личности изучает личность в зависимости от психологических направлений, иногда ее называют психологией развития. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.В реально существующей области знаний о возрастном развитии людей оба эти момента слиты. Предметом возрастной психологии,или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой,включая развернутые, разносторонние, содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для людей старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых "постоянно действующих" факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, психологических процессов, места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия "возраст". Здесь применимо еще одно ответвление возрастной психологии — педагогическая психология, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности. Специалист педагогической психологии - педагогический психолог - разрабатывает наиболее эффективные методы обучения, используя разработки когнитивной психологии. Важнейшая задача возрастной психологии - задача об органической, генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Разрешить психофизические и психофизиологические проблемы помогает медицинская психология и функциональная теория развития.

Что касается максимально возможного уровня достижения в развитии детей, то судить о нем в настоящее время не представляется возможным, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот уровень зависит от состояния общества, которое не является стабильным и быстро меняется. Во-вторых, этот уровень находится в непосредственной связи с применяемыми методами обучения и воспитания, дальнейшее совершенствование которых почти наверняка обнаружит значительные неиспользованные резервы психического развития человека. На данном этапе развития возрастная психология использует достижения и разработки когнитивных психологов.

История возникновения и развития возрастной

Психологии

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная с XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Субъективная психология предлагает изучать интеллектуальную жизнь для того, чтобы понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осознает окружающий его мир. Изучение взаимоотношения души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания. Так был сделан большой шаг вперед, поскольку психика была признана лишь одной из функций организма, а изучение ее вошло составной частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее, несмотря на научную "окраску" такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние души. А между тем увидеть - значит поверить.

Первые шаги в сторону более объективной психологии совершили такие исследователи, как Фехнер и Вундт: была заложена основа научной психологии, ее первого подхода к сознанию — структуралистского. Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований.

За первыми робкими шагами, предпринятыми структуралистами и функционалистами, последовало выдвижение ряда новых подходов. Появившиеся концепции, нередко противоречащие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства; для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить свою судьбу; третьи рассматривали его как общественное существо,поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействия с партнерами или группой, к которой он принадлежит.

Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, нет сомнения в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.

Наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она не старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчиством во всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Среди противоречащих

Современный Гуманитарный Университет

направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов. Различия сглаживаются по мере углубления наших знаний.

Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит к тому, что главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее, желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказание эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Возрастная психология — наука еще сравнительно молодая. Она отстала в своем развитии от таких наук, как физика или химия, почти на два столетия. Понадобится еще множество экспериментов и проверок, прежде чем она сможет с полным правом претендовать на звание науки. Тем не менее, если окажется, что предсказания психологов чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и больше использовать для решения проблем, возникающих у людей.Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы, однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения. Психологи, занимающиеся научными исследованиями, продолжают выдвигать новые гипотезы, проверять их, экспериментировать в надежде на создание все более и более последовательных теорий. Затем эти теории можно будет применять к отдельным индивидуумам в зависимости от различных ситуаций, в которых каждый человек может оказаться, и с наибольшей пользой для себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...