Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка




В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими,но, конструируя, строят из них что-либо новое. На втором и

третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули,которые могут представлять все, что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры - подражания. Они представляют первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Непосредственного взаимодействия между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Начиная с 18-20 месяцев, дети стремятся все больше играть друг с другом.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с психо-функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях, его социализации.

Способность к подражанию лежит в основе двигательного,интеллектуального и психического развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает кому-либо, взрослые обычно улыбаются и тем самым эмоционально подкрепляют действия ребенка, хвалят его. Это развивает у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им формы подражательного поведения.

Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки.Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношении со взрослыми и никогда со сверстниками. Кризис трех лет обусловлен некоторыми характеристиками:

1. Негативизм — реакция не на само действие, которое он отказывается
выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только
потому, что это предложил ему определенный человек. Вообще, негативизм
избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной
воспитательницы, а с другой достаточно послушен. Главный мотив действия -
сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что сказали.

Пример. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, хочется ему рисовать, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтоб рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок.

Пример. Девочка с кризисом негативизма всем назло читала "наоборот" известные строки Пушкина: "И не по синим, и не по волнам, и не океан, и не звезды, и не блещут, и не в небесах".

2. Упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не
потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым
и требует, чтобы считались с его мнением. Его первоначальное решение

определяет все его поведение, и не отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Пример. Ребенка зовут домой, а он отказывается уходить с улицы. Заявив, что будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружиться по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость. Направлена не против конкретного взрослого, а против
всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в
семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и
недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. "Да ну"! - самая
распространенная реакция в таких случаях.

Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенокхочет делать и решать все сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не адекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

4. Протест (бунт) - состояние регулярных конфликтов детей и взрослых.

5. Деспотизм. Распространен в семьях с единственным ребенком. Ребенок
жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что
он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д.

6. Ревность. Если в семье несколько детей, то иногда вместо деспотизма
возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник
ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти
никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

7. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было
привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать
любимую игрушку, предложенную не вовремя(обесцениваются старые
привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка: не менее бурный этап ждет его в дальнейшем - в подростковом возрасте.

В раннем возрасте ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действия с ними. Его ведущая деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание своего "Я сам" — центрального новообразования этого периода. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и в отношении с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлениями "Я" ребенка.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра -самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игра -основной вид деятельности дошкольника. Большую часть времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до

шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

С этим возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. В это время расширяется зона ближайшего потенциального развития ребенка — т.е. реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи и подсказке со стороны. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление в возрастной психологии иногда проводится для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один — два года.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон жизни ребенка. Это -сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение, совместный труд. Примерно за год или два до поступления в школу к уже сформировавшимся видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5-6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной программы.

Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи), в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умения общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита. Что это означает на практике?

Развитие восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к поступлению в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Большие требования начальный этап обучения в школе предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала. Каких-либо проблем, связанных с развитием детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале

обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоение абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Индивидуальные различия в познавательных процессах не страшны, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.

Подробнее см. работы [1; 3; 5; 10].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...