Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическое развитие ребенка в эмбриональном и младенческом возрасте




Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание. Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем.Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятка лет, до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей — инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически развивающейся программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних символов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. На этом основана теория поэтапного формирования умственных действий. При рождении у младенца имеются ощущения всех модальностей,элементарной формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически заданные структуры, или блоки сенсорных систем, из которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранении в памяти, обработки в мозге следов их воздействия. На протяжении всей внутриутробной жизни, а также детства развитие организма идет в цефалокаудальном и проксимодистальном направлениях. Иными словами, верхняя часть тела (голова с прилегающими участками) опережает в своем росте нижнюю, а центральная область развивается быстрее периферических отделов, т.е. конечностей. В период полового созревания, однако, соотношение меняется на обратное, т.е. конечности начинают расти быстрее головы и туловища.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладает элементарное зрение, движение и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные действия руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. Младенец способен различать вещества на вкус. Он

определенно предпочитает сладкие жидкости другим и также способен определить степень сладкости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиения и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо. Следует также назвать, признав в качестве врожденных,группу процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела.обменных процессов и т.д. Несомненно, врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка. Также происходит активизация сенсорных систем организма — сосредоточение внимания, повышение чувствительности анализаторов, мобилизация сил и двигательных ресурсов организма.

Влияние психического состояния матери на формирование психики ребенка. Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток — нейронов — в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок из окружающей среды. Проведенные исследования обнаружили, что в мозге у ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействие цветовых раздражителей на орган зрения. К тому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы. Нейроны, одни из 200 клеток организма, популяция которых к моменту рождения почти полностью "укомплектована", больше уже не возобновляются.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма.

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает развиваться активно в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз, но вообще первые реакции появляются на восьмой неделе развития эмбриона и свидетельствуют о начале функционирования нервной системы.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении. Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2-4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить "не своим" голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг "заговаривает" голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакция на человека является специфической и почти всегда ярко эмоционально окрашенной. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей

активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильным связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакция на обращение внимания взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующее воздействие взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. К 3-4-месячному возрасту дети своим поведеним отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадет в незнакомую обстановку, даже если в этот момент рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с тем растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14-18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения не управляемы, а защитные реакции слабы. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т.е. отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков.

Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формулах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды (иконическая память). После 3-4 месяцев время сохранения образов увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В восемь-двенадцать месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям.В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти,надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году

жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторной функции руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

При изучении зрительного восприятия и психических процессов, связанных с ним, установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказалась у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные и усердные попытки "взять" цветок с платья матери, не понимая того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее — на цвет (это происходит в возрасте около двух лет).

Младенцам годовалого и близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредотачивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза,что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Проводятся исследования методом близнецов.

Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям. Если на первом полугодии ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концу этого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 секунд.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, можно выстроить следующую последовательность его стадий.

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Она включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (1-4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз и рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном

или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

Б. Стадию операционной координации (4-8 месяцев). Пример: движение чаши весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим интересом и любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

В. Бифокальную координацию (8-12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4-8-месячным ребенком поставить барьер по пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов - барьером - как средством достижения второго - цели.

Г. Усовершенствованную координацию (12-18 месяцев). Типичный пример

- опыты В.Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность
совершать движения с объектами-средствами (орудиями) в любую сторону,
независимо от тех ручных движений, которые необходимы для
непосредственного достижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органов зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним.

2. Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

A. Операционную консолидацию (1 -4 месяца). К концу этой стадии ребенок
замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает
усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию.Если
этого не получается, то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то
другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали
складываться первичные намерения.

Б. Операционную координацию (4-8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те действия, которые в начале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

B. Бифокальную операционную координацию (8-12 месяцев). Здесь
структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами
взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание
ребенка одновременно сосредотачивается и на человеке, и на неживом объекте
(игрушке).

Г. Усовершенствованную координацию (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятиям когнитивной схемы. Схема эта

— главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный

в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки.

Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных.Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов. К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их психического развития связан непосредственно с началом развития речи, становлением психики.

Пренатальная психология

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук,совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации.Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев. Обычно развитие речи ребенка в течение первого года жизни происходит так. В первые месяцы жизни у младенца появляется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни. Это проявляется в том, что на отдельные слова и фразы он реагирует специфическими комплексами выразительных движений. Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восприятию и правильному пониманию языка мимики и жестов является у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни, степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.

В 6-6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый объект с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предмета: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование.

Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и речевым общением у ребенка и взрослого появляется новая его форма — предметное общение. В ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому. Такая форма общения является важной предпосылкой для развития в дальнейшем совместной предметной деятельности, в процессе которой дети усваивают знания, формируют необходимые умения и навыки. Еще позднее,к началу обучения в школе, на этой основе возникает учебная, а затем и трудовая деятельность.

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их. Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент: он начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку,ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать, двигать, переворачивать). Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутреннего состояния, например звуки неудовольствия и радости. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер. С семи месяцев жизни в голосе ребенка начинают выделяться интонации, связанные с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в его развитии. На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.

Уровень понимания слов ребенком мало зависит от уровня развития у него продуктивной речи. Средний запас слов,используемых полуторагодовалыми детьми, равен примерно 50. Многие слова и их значение дети усваивают с помощью культурно отработанного "ритуала называния", который родители постоянно выполняют с того момента, когда ребенок начал самостоятельно произносить сочетания звуков, напоминающие слова. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков.

К концу первого года жизни ребенок точно понимает в среднем примерно 10-20 слов и определенным образом реагирует на них. В ответ на произносимые взрослым названия предмета он, например, поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его. Младенец 7-8-месячного возраста способен выполнять простые движения по словесной инструкции: выбирая один предмет из двух-трех находящихся в поле его зрения, не только начинать, но и прекращать начатое действие по словесной инструкции. Последнее наблюдается примерно в 10-12 месяцев. Данные факты свидетельствуют о том, что ребенок начал активно овладевать номинативной и прагматической функциями речи.

Вот как идет развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта, черт личности ребенка. Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, а отчасти и ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, т.е. вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач.

Ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образе сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях. Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызывали. В

этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него.

Вот несколько примеров.

Пример 1. Ребенок семи месяцев теряет папиросную коробку, которую он только что перед этим держал в руках и раскачивал взад и вперед. Уроненная коробка случайно падает так, что оказывается за пределами поля зрения младенца. Он сразу же подносит к глазам свою руку, где только что была коробка, и долго смотрит на нее с выражением удивления и разочарования. Затем, не считая, по-видимому, пропажу невосполнимой, ребенок вновь начинает размахивать рукой, хотя она пуста. После этого он повторно подносит руку к глазам и заглядывает в нее, как будто пытаясь этим движением заставить коробку появиться снова в руке. Здесь представление об объекте, вероятно, сливается с простым продолжением связанного с ним действия.

Пример 2. Ребенок — девочка шестимесячного возраста — лежит в колыбели и наблюдает за своими движениями. Она хватает руками ткань, покрывающую стенки колыбели, тянет образовавшиеся складки на себя, но выпускает их. Движения повторяются несколько раз подряд. После того как в очередной раз ткань выскальзывает из руки, девочка, не разжимая кулачка, подносит руку к глазам и осторожно ее разжимает. Затем она внимательно смотрит на свои пальцы и, убедившись в том, что в ладони ничего нет, вновь повторяет движение. Все это происходит много раз подряд. По-видимому, для ребенка достаточно дотронуться до предмета, полагая, что он уже схвачен и находится в руке.

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием. Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторного движения органов чувств, например принимает форму "устремленного взгляда", обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы. Позднее появляются схватывания рукой, захватывание ртом, удержание в руке и т.п.

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятия можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых.Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым -центральном новообразовании данного возрастного периода.

Подробнее см. работы [2; 3; 11; 16].

Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему. М., 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...