Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Террористические и диверсионные акты, их общественная опасность и нормативно-правовая основа защиты населения.




Челябинский институт путей сообщения

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ЛЕКЦИЯ

Тема: « Действия должностных лиц

железнодорожного транспорта и населения в ситуациях с проявлением терроризма и диверсионных актов»              

 

 

Выполнил: Буденный С. П.

 

 

2005 г.

 

Содержание:                                 

 

 

  1. Введение                                                                                               с. 3     

2. Организация работы по усилению общественной безопасности, защиты населения и работников железнодорожного транспорта от угроз терроризма с. 5

3. Террористические и диверсионные акты, их общественная

опасность и нормативно-правовая основа защиты населения             с. 9           

  1. Правила и порядок поведения населения при угрозе и                               осуществлении террористического акта                                             с. 20
  2. Мероприятия по  предупреждению террористических актов в

отношении жилых  и  производственных зданий                                  с. 25                   

  1. Заключение                                                                                     с. 33
  2. Список литературы                                                                       с. 35
  3. Приложение 1                                                                                 с. 36
  4. Приложение 2                                                                                 с. 38
  5. Приложение 3                                                                                 с. 39
  6. Приложение 4                                                                                 с. 40
  7. Приложение 5                                                                                 с. 41
  8. Приложение 6                                                                                 с. 42
  9. Приложение 7                                                                                 с. 43
  10. Приложение 8                                                                                 с. 45
  11. Приложение 9                                                                                 с. 47

 

 

Введение

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интен­сивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну их са­мых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Появление террориз­ма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, матери­альные, культурные ценности, которые создавались веками. Он порождает нена­висть и недоверие между различными социальными и национальными группами. Значительные масштабы ущербов от террористических актов привели к необходи­мости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических,  экономи­ческих, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необхо­димость непрерывной борьбы с ним, прежде всего правовыми методиками, под­тверждает актуальность данной проблемы. Эту проблему изучают, анализируют во многих странах на многочисленных диспутах, конференциях, симпозиумах, в том числе и у нас в России, на железнодорожном транспорте.

" Противостоять терроризму сейчас невозможно лишь силами спецслужб и ор­ганов правопорядка, необходимо постоянное взаимодействие и координация всех органов власти, всех госучреждений", - говорилось на состоявшейся 27. 11. 2001 г. В г. Москве научно-практической конференции по борьбе с терроризмом. Чтобы об­судить эту проблему, организаторы - управление ФСБ по г. Москве и Московской области, пригласили к себе на Большую Лубянку представителей правительства столицы и Подмосковья, ГУВД, глав административных округов столицы, специа­листов народного образования и здравоохранения. Дело в том, что сегодня террори­сты уже не ограничиваются убийствами конкретных лиц, как еще недавно, а убива­ют сотни и тысячи ни в чем не повинных людей, используя для этого все способы от террористов смертников до новых видов бактериологического оружия. Вот и в сто­лице, по имеющейся у сотрудников ФСБ информации, недавно планировались хи­мические атаки в метрополитене.

К сожалению, террористические акты не обошли ни Россию, ни ее столицу г. Москву. Вот некоторые крупнейшие террористические акты:

  • 11 июня 1996 года. Взрыв в метро, на перегоне между станциями " Тульская" и " Нагатинская". 4 погибших, 12 раненых.
  • 11 июня 1996 года. Взрыв в троллейбусе на Пушкинской площади. 5 раненых.
  • 12 июля 1996 года. Взрыв в троллейбусе на проспекте Мира. 28 раненых.
  • 4 апреля 1996 года. Взрыв возле приемной ФСБ. 2 раненых
  • 31 августа 1996 года. Взрыв в торговом центре на Манежной площади. 1 по­гибший, 43 раненых.
  • 9 сентября 1999 года. Взрыв дома на улице Гурьянова. 102 погибших.
  • 13 сентября 1999 года. Взрыв дома на Каширском шоссе. 124 погибших.
  • 7 августа 2000 года. Взрыв на переходе у Пушкинской площади. 8 погибших,
    105 раненых.    
  • 23 октября 2002 года. Захват около 900 заложников во  время мюзикла «Норд-Ост».
  • 25 августа 2004 года. Взрыв самолетов рейсов «Москва-Сочи» и «Москва-Волгоград».
  • 1 сентября 2004 года. Захват более 1000 заложников в школе города Беслан.

 Как видим, теракты ведут к многочисленным жертвам, имеют большую обще­ственную, в том числе морально-психологическую опасность.

Работа по усилению общественной безопасности, защиты населения и ра­ботников железнодорожного транспорта, повышению защищенности особо важных объектов железнодорожного транспорта, противодействию терроризму ОАО «РЖД» и железными дорогами организована в соответствии с решениями Федеральной антитеррористической комиссии Федераль­ным законом от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», Указом Прези­дента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» совместного указания МВД России, ФСБ России, МПС России от 8 апреля 2002 г. №1/9/46у «О мерах по предупреждению актов терроризма, недопущению незакон­ного вмешательства посторонних лиц в работу федерального железнодорожного транспорта» и другими нормативными правовыми актами.

В МПС России было  завершено формирование, системы органов управления,

предназначенных для решения задач противодействию терроризму на железнодорожном

транспорте. Созданы и функционируют антитеррористические комиссии в ОАО «РЖД», управлениях и отделениях железных дорог.

В целях координации работы по противодействию терроризму на железнодо­рожном транспорте, был создан «Центр координации работы по защите объектов феде­рального железнодорожного транспорта», а в управлениях и отделениях железных дорог - соответственно самостоятельные отделы, сектора.

Особенность современного периода состоит в том, что ОАО «РЖД» наряду с решением задач по организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляет совместно с правоохранительными органами комплекс мер по обеспечению устойчивой работы железных дорог, охра­ны объектов, защиты населения и работников от имеющих место проявлений тер­роризма и противоправных действий.

Работа по противодействию терроризму на железнодорожном транспорте общего пользования, является одной из важнейших составляющих национальной безопасности.

 

Основными направлениями в работе являются:

- выработка организационных мер, технических решений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению
причин и условий, способствующих проявлению терроризма и противоправных
действий на железнодорожном транспорте;

- координация деятельности с федеральными органами исполнительной власти,
призванными осуществлять работу по борьбе с терроризмом, с целью пресечения
таких случаев на объектах железнодорожного транспорта и минимизации их
последствий;

- обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров и работников железно­
дорожного транспорта от противоправных действий;

- усиление охраны и пропускного режима на особо важных объектах;

- профилактика правонарушений в пассажирском комплексе (на вокзалах, в даль­них
и пригородных поездах, в пунктах отстоя);

- усиление охраны грузовых, сортировочных станций, где осуществляется работа с
опасными грузами, сопровождение грузовых поездов, перевозящих взрывчатые
материалы;

- организация совместно с правоохранительными органами регулярных проверок
ведомственных помещений, сдаваемых в аренду.

В ходе решений этих задач в ОАО «РЖД» и его подразделениях на местах накоплен определенный опыт организации данной работы.

В 2001 году во исполнение решения Федеральной антитеррористической ко­миссии с участием правоохранительных органов проведено обследование и категорирование объектов железнодорожного транспорта в целях определения уровня их антитеррористической защищенности. По материалам этого обследования был оп­ределен перечень объектов железнодорожного транспорта (151 объект) для перво­очередного оснащения техническими средствами охраны. На эти цели в 2002 году было выделено 70 млн. рублей (57 объектов), на 2003 год выделено 380 млн. рублей (134 объекта), в 2004 году выделено 476, 8 млн. рублей.

Для проведения паспортизации категорированных объектов железнодорожного транспорта в 2002 году разработана форма «Паспорта».

Организовано и постоянно проводится изучение, анализ, оценка и прогнозирование складывающейся оперативной обстановки.

Систематически разрабатываются и направляются на железные дороги, подготовленные антитеррористической комиссией ОАО «РЖД» руководящие документы по противодействию терроризму. Так, для создания систем физической защиты на объ­ектах железнодорожного транспорта в 2002 году разработана «Методика анализа уязвимости и оценки эффективности систем защиты объектов железнодорожного транспорта». С учетом появления новых технических средств охраны подготовлен «Перечень технических средств охранной безопасности, разрешенных и рекомендо­ванных к применению на объектах железнодорожного транспорта в 2003-2004 го­ды».

Вырабатываются технические решения, которые предназначены, прежде всего, для совершенствования систем технической защиты мест массового скопления лю­дей, особо важных объектов повышенной опасности и объектов жизнеобеспечения. Разработаны «Типовые проектные решения по оборудованию железнодорожных вокзалов системами телевизионного наблюдения» и «Единые тактико-технические требования к средствам и системам защиты объектов железнодорожного транспор­та».

В соответствии с решениями ОАО «РЖД» на ряде важных объектов железных дорог усилена охрана и пропускной режим, осуществляется проведение внезапных проверок предприятий и организаций, железных дорог, в том числе в ночное время. На 163 вокзалах введен пропускной режим в залы ожидания, на 127 вокзалах созда­ны зоны досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.

С целью совершенствования координации действий по вопросам предупреж­дения и пресечения актов терроризма, захвата заложников ежегодно на железных дорогах проводится около 200 учений и более 3500 тренировок работников желез­ных дорог во взаимодействии с правоохранительными органами и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

При этом отрабатывались вопросы оповещения, связи и оперативного приня­тия мер на сети железных дорог. Также отрабатывались приемы по обезвреживанию учебных закладок муляжей взрывчатых веществ на объектах транспорта и в под­вижном составе. Ежегодно в данных мероприятиях принимает участие свыше 49 тысяч железнодорожников.

Принимаются необходимые меры для поддержания в постоянной готовности к выполнению мероприятий по ликвидации возможных террористических актов и их последствий восстановительные и пожарные поезда, лечебные учреждения, ме­дицинские выездные бригады, специально сформированные для укачанных целей.

Пожарные и восстановительные поезда доукомплектовываются современными средствами индивидуальной защиты, техническим оборудованием, инвентарём, средствами связи. В лечебно-профилактических учреждениях созданы группы для обеспечения медицинского прикрытия работ по ликвидации последствий возмож­ных террористических актов.

В целях предупреждения терроризма с использованием почтовой корреспон­денцией выделены и действуют специальные помещения в административных зданиях управлений дорог, отделений дорог, вокзалов, и других местах скопления лю­дей для первичной обработки почтовых отправлений. Указанные помещения осна­щаются средствами досмотра: эндоскопами, рентгенотелевизионными установка­ми, газоанализаторами взрывчатых и отравляющих веществ, металлоискателями, промышленными установками контроля почтовых отправлений, автоматизирован­ными системами радиационного контроля и локализаторами взрывов.

Персонал, занятый на обработке корреспонденции и багажа, обеспечивается средствами защиты кожи и органов дыхания.

При решении вопросов защиты населения и работников железнодорожного транспорта от противоправных действий был принят комплекс мер в пассажирских и пригородных поездах. В число таких мер входит сопровождение поездов сотруд­никами органов внутренних дел на транспорте. В настоящее время сопровождается свыше 3, 8 тысяч поездов дальнего следования и более 14, 5 тысяч поездов приго­родного сообщения.

Обо всех фактах проявлений терроризма на железнодорожном транспорте, железные дороги по действующим каналам связи оперативно информировали пра­воохранительные органы, в том числе более 1700 сообщений переданы в органы внутренних дел на транспорте, по которым возбуждено 261 уголовное дело, 66 че­ловек привлечены к уголовной ответственности.

С целью пресечения актов терроризма продолжается техническое оснащение объектов железнодорожного транспорта. Так, например, системами промышленно­го телевидения оснащено более 300 объектов, в том числе 95 вокзалов, где уста­новлено более 1000 телекамер.

В целях единообразия оборудования вокзалов системами телевизионного на­блюдения и уменьшения финансовых затрат разработаны и направлены на дороги «Типовые проектные решения по оборудованию вокзалов системами телевизионно­го наблюдения». Одновременно в 2002 году проведено два региональных семинара в г. Самаре и в г. Екатеринбурге по повышению эффективности использования сис­тем телевизионного наблюдения и организации работы по охране физических лиц.

Средствами охранной сигнализации оснащено около 6 тыс. объектов, пожар­ной сигнализацией - 8 тыс., звукозаписывающей аппаратурой - 150, телефонными аппаратами с обнаружением номера абонента (АОН) - более 700, средствами обнаружения взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов - около 300, локализаторами взрывов - более 80, кодовыми замками и переговорными устройствами - 4500.

Средствами связи типа «пассажир-милиция» оснащено более 400 вокзалов, а прямой связью «дежурный по вокзалу - дежурный по милиции» - более 300 вокза­лов.

С учетом появления на рынке новых технических средств охраны и техниче­ских средств по предупреждению террористических актов подготовлен откорректи­рованный перечень технических средств, разрешенных и рекомендованных для применения на объектах железнодорожного транспорта на 2003 - 2005 годы.

На железных дорогах приняты меры по своевременному предоставлению пра­воохранительным органам сведения о пассажирах, находящихся в розыске и подоз­реваемых в совершении правонарушений. Вследствие проделанной работы, правоохранительными органами задержано значительное число указанных лиц.

В связи с сообщениями о террористических проявлениях было задержано 600 поездов, общее время их задержки составило 400 часов, по неполным данным при­чиненный ущерб оценивается в десятки миллионов рублей.

Одним из основных направлений является проводимая работа по защите на­селения от возможного применения в террористических целях биологических, хи­мических и иных средств массового поражения на объектах железнодорожного транспорта.

В этих целях в системе ОАО «РЖД» службами здравоохранения и центрами Госсанэпиднадзора постоянно проводятся мероприятия по предупреждению прояв­лений террористических актов, химического и биологического характера.

В 2002 году Департаментом здравоохранения МПС России была разработана и направлена на сеть железных дорог, а также в департаменты и управления цен­трального аппарата МПС «Памятка по действиям работником железнодорожного транспорта при обнаружении подозрительных порошкообразных материалов». 24. 03. 2003 г. подписано указание МПС России № 307 р/сп «О повышении готовно­сти к противодействию возможным актам терроризма с использованием биологических и химических средств массового поражения на объектах федерального желез­нодорожного транспорта».

Работа по повышению защищенности критически важных для националь­ной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны в условиях обостре­ния угроз техногенного и природного характера, усиления террористических прояв­лений постоянно находится под контролем руководства ОАО «РЖД».

 

 

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ДИВЕРСИОННЫЕ АКТЫ, ИХ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

В интересах предупреждения и борьбы с терроризмом - как явления общест­венной жизни необходимо окончательно определиться с существующими много­численными определениями, с их общественной опасностью и выработать дейст­венные нормативно-правовые основы для защиты населения, материальных и куль­турных ценностей, объектов экономики, окружающей среды, территории и государ­ства в целом. К сожалению, к настоящему времени в этих вопросах существует множество нестыковок, недоработок и различных понятий.

Так что же такое терроризм?

Если взять старинные справочники и словари иностранных слов еще столет­ней давности, то видно, что в них терроризм (террор - от латинского " ужас", " устранение" ) определяется двояко. Одно значение соответствует нынешним поня­тиям: терроризм-это акты насилия с целью устранения, осуществляемые вне закона.

А второе-это правитель, который удерживает власть с помощью методов уст­рашения. Соответственно, терроризм-использование устрашения политической сис­темой или политической партией. Терроризм существовал всегда и проявлялся в различных формах. Условно современный терроризм можно разделить на полити­ческий, экономический, религиозный и уголовный. Идеологами первого оказыва­ются в основном политические маргиналы, по тем или иным причинам не нашед­шие себе в рамках официальной политики. Этнический терроризм-это терроризм на базе национальной, часто под лозунгами территориального сепаратизма или поли­тической автономии. Уголовные, криминальные действия сейчас зачастую прикры­ваются политическими и экономическими требованиями.

Для этого, чтобы успешно бороться с терроризмом, необходимо исследовать причины и факторы, влияющие на возникновение террора. Так в чем же причины проявления террора?

В настоящее время в России наблюдается в основном два вида терроризма: криминальный и националистический. Первый связан с дикостью первоначального капитала, разделом собственности и грабежом общенационального достояния, вто­рой-главным образом с межнациональными раздорами, в первую очередь, на Се­верном Кавказе.

Терроризм приобретает острые формы, и к нему начинают чаще прибегать в предкризисные и кризисные периоды развития общества. Для предкризисного пе­риода характерен террор, что является безусловным показателем социального бла­гополучия и возможных грандиозных перемен.

В качестве причины терроризм называют ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, социальной и иных важных сферах жизни го­сударства и общества, утрату прежних, десятками лет вырабатывавшихся механиз­мов упорядочения и конституционного регулирования отношений, прямо или кос­венно влияющих на основы государственного и общественного устройства. Осо­бенно страдает идейно-политическая сфера, так как прежняя идеология предана анафеме, а новой обществу, потерявшему ориентиры, не предложено. Девальвиро­ваны и утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм.

Происходит социальное расслоение общества и усиливается политическая борьба, растет безработица и социальная незащищенность граждан, распространя­ется правовой нигилизм, обостряются межнациональные отношения, возникают и усиливаются сепаратистские тенденции. Значительно ослабляются профилактиче­ские усилия правоохранительных органов и общественных организаций.

Многие из этих факторов действительно имеют место в жизни российского общества последних 10-15 лет, они, несомненно, порождают общественно опасные явления, хотя существование некоторых из названных отнюдь не доказано. Грубым преувеличением звучит утверждение, что девальвирована и утрачена нравствен­ность. Но дело не в том, все ли указанные обстоятельства или часть их них реально имеют место и обладают криминальным эффектом, а в том, что они могут порож­дать не только терроризм, но и многие другие противоправные последствия, напри­мер, убийства, кражи, разбои, присвоение чужого имущества, и т. д. Иначе говоря, они не представляются специфически терророгенными в том смысле, что в первую очередь порождают именно терроризм. Это становится особенно явным, если иметь в виду не единичные и редкие террористические проявления, а терроризм как сис­тему в действиях отдельных лиц, групп или в политике государства.

Интересную точку зрения на причины терроризма высказывается ряд специа­листов по этому вопросу. Они считают, что главная из них - изменение господ­ствующего в мире мировоззрения. Мир устал от войн, революций и прочих потря­сений, сопровождающихся кровопролитием. Главной ценностью во всех развитых странах Запада была объявлена человеческая жизнь. И экстремисты быстро поняли, что лучший способ оказать давление на правительство - показать, что они способны поставить человеческую жизнь в опасность. Возможность совершения террористи­ческого акта неизменно вызывает тревогу в народных массах, и властные структуры обязаны немедленно восстановить спокойствие в обществе, даже идя на уступки. Именно потому странами с тоталитарным режимом массовый терроризм несвойст­венен: там социальные связи между обществом и государственным аппаратом сла­бее, террористу гораздо сложнее вызвать панику, нежели в демократических стра­нах.

Специалисты по терроризму справедливо считают, что в России экономиче­ские движения в какой-то момент могут перейти на политическую, а потом и терро­ристическую основу. Например, забастовки в 90-х годах шахтеров, которым не вы­плачивают заработанную плату. До определенного момента их требования носят экономический характер, но нельзя исключать возможность, что какая-то группа либо из числа этих людей, либо сторонняя может воспользоваться такой ситуацией и провести террористический акт, либо иное «неправомерное вмешательство в деятельность администрации железных дорог» (перекрытие железнодорожных путей, захват вокзалов и пунктов управления движением поездов, постов энергетики и т. п. ), чтобы вызвать неприязнь к данной социальной группе, вызвать новую волну соци­ального недовольства и достичь своих политических или экономических целей. Они могут быть способны провести террористический акт, который спровоцирует жест­кие меры федерального правительства или резкие выступления профсоюза шахте­ров. В том и другом случае возможно ухудшение социально-политического климата в обществе.

Экономические условия жизни людей могут спровоцировать террористиче­ские действия и таким путем, когда кто-то, один человек или группа лиц, захочет сразу разбогатеть. Для этого может быть захвачена группа заложников, в том числе из числа персонала железных дорог или пассажиров, за освобождение которых по­требуют значительный выкуп.

Характерно, что подобные преступления в России совершаются чаще, чем в за­падных странах. Это неудивительно, учитывая не только материальные трудности, но и недостаточно эффективную работу правоохранительных органов, в связи, с чем преступники обычно надеются " благополучно" довести дело до конца.

 

Терроризм порождается следующими причинами:

1. Нерешенностью социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы существенное значение, которые связаны с ее самооценкой и са­мовосприятием, представлениями о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.

2. Войной и военными конфликтами, в рамках которых террористические акты ста­новятся частью военных действий, как, например, набеги на российские города че­ченских боевиков за пределами Чечни, особенно во время войны в 1995 -1996 г. г. и в последующие годы.

3. Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей
высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей
политической, экономической и военной мощи, либо иных возможностей диктующих­
свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и
ненависть, они наделяются всеми чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, ­
если нельзя победить его в открытом столкновении, можно скрытно нанести
отдельные болезненные удары.

4. Существованием тайных или полутайных обществ и организаций, в частности
религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими
способностями, вырабатывают единственно верные учения спасения человечест­ва
или коренного улучшения его жизни, или создания строя всеобщего добра,
справедливости и достатка, или вечного спасения души и т. д.

5. Давними традициями использования в России терроризма для решения в первую
очередь политических задач. В России терроризм свирепствует с 60-х годов 19
века, он перешел в последующие годы.

6. Нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе
на законодательном уровне, а также конфликтами при разделе собственности и в
то же время слабой защищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых­
людей со стороны правоохранительных органов. В связи с этим стали повседневностью террористические акты в отношении названных лиц с целью их уст­рашения, при этом иногда одновременно устраняются конкуренты.

 Терророгенным фактором можно считать разгул в России организованной преступности, представители которой нередко прибегают к экономическому терроризму или их услугами пользуются криминализированные коммерческие структуры.  В дополнение общих причин терроризма могут быть названы некоторые предпо­сылки развития общественных отношений, которые предопределяют развитие тер­роризма в России:

- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры
отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и
любыми способами расширяющих сферы своего влияния;

- усиление влияния неформальных норм, криминализирующих общественные
отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной­
защиты значительной части населения;

- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, ­
в рамках которых насилие становится " законным" средством достижения
политических и иных целей;

- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обяза­тельным
элементом быта и образа жизни;

- осознание некоторыми национальными и религиозными общностями себя как
угнетенных, притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение ими необходимости­
защиты любыми средствами.

Наряду с перечисленными причинами террора, часть которых возникла истори­чески и проявляется десятилетиями, имеются ряд факторов, которые напрямую влияют на виды террористических актов. Их необходимо рассмотреть более подробно, так как они будут способствовать разрастанию террористических угроз в стране в ближайшие годы и на обозримую перспективу.

Все же приходится констатировать, что в качестве основных факторов, которые воспроизводят терроризм в России сегодня и, вероятно, будут способствовать раз­растанию террористической угрозы в стране в ближайшие годы, выступают обстоя­тельства внутреннего, а не внешнего характера. Анализ показывает, что к числу та­ких факторов можно отнести следующие:

1. Обострение социальной напряженности.

 Данный элемент обстановки, являющийся главным, базисным фактором воспроизводства в Российской Федера­ции социальных конфликтов, экстремизма и насилия, представляет совокупность общественных отношений, на которые главные субъекты борьбы с терроризмом -органы безопасности и правоохраны России - непосредственно влиять не могут, так как данная сфера выходит за рамки их компетенции. Между тем, глубокий всеобъемлющий кризис, охвативший в нашей стране практически все сферы об­щественной жизни (экономику, политику, духовность, идеологию, нравствен­ность и т. д. ), помимо воспроизводства целого комплекса иных социальных бо­лезней, активно стимулирует и разрастание угрозы терроризма в стране путем как прямого подталкивания тех или иных категорий граждан к использованию терро­ристических методов для достижения жизненно важных для них целей, так и соз­дания благоприятных условий для успешной реализации террористических посягагельств. Во многих регионах Российской Федерации накапливаются задолжен­ности по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий. Все чаще воз­никают конфликты классового характера между коллективами предприятий и их собственниками.

Работникам железнодорожного транспорта законодательно запрещено прибе­гать к забастовкам или иным видам остановки производственного процесса, но это не значит, что у них нет противоречий и конфликтных ситуаций.

Экономическое положение в стране, при котором около 1/3 населения живут ниже черты бедности и еще 1/3 около этой черты, приводит к аккумулированию негативного потенциала, который выливается в различные массовые акции про­теста, в том числе экстремистского толка, порой выходящие за рамки закона и создающие угрозы для безопасности жизни и здоровья людей, приходится кон­статировать, что несанкционированные митинги, пикетирования, забастовки, го­лодовки, перекрытия автомагистралей и железных дорог в последние годы стали в России обычными явлениями, при этом часто экономические требования ухо­дили на второй план, уступая приоритет политическим лозунгам. Свой негатив­ный вклад в формирование обстановки вносит деятельность общественных фор­мирований националистического, экстремистского и анархического толка, допус­кающих применение насилия в целях восстановления социальной справедливости в регионе или в стране в целом. Немаловажную роль в воспроизводстве экстре­мистских и насильственных проявлений в стране играет и все чаще встречающее­ся определенное состояние психики россиян. Как свидетельствует академик Ака­демии наук Д. Д. Венедиктов, " … свыше 70 процентов населения России живет в со­стоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который вызы­вает ряд депрессией, реактивных психозов и неврозов, психосоматических рас­стройств и внутренних заболеваний, психических срывов, повышает опасность антисоциальных  вспышек у индивидуумов, а также неадекватных массовых реак­ций и взрывов у населения. Стресс, прежде всего, связан с ухудшением социаль­ных условий жизни".

2. Криминализация всех сфер общественной жизни.

Почвой для бурно расцветающей российской преступности сегодня являются хищническое разграбление промышленного, сельскохозяйственного, недродобывающего комплекса страны, а также перманентный процесс передела " приватизированной" собственности и получаемых на основе ее эксплуатации или перепродажи сверхприбылей. Эта тенденция характеризуется расширением сферы проникновения криминального бизнеса, увеличением его масштабов и все более частым совершением особо тяжких преступлений, в том числе и террористического характера (захват заложников; терроризирование отдельных граждан, целых групп и слоев населения; осуществление убийств общественно опасными способами с применением взрывных устройств большой мощности и т. д. ). За счет сокращения производственной сферы, высокого уровня безработицы, осуществления непроду­манных мероприятий по сокращению вооруженных сил, перманентной реорганиза­ции органов безопасности и некоторых структур правоохранительных органов, а также низкого уровня социальной защищенности сотрудников последних постоян­но расширяется социальная база для рекрутирования преступными сообществами новых членов, в том числе хорошо знающих военное дело и умеющих обращаться с оружием, боевой техникой, специальными средствами. На этой почве новым эле­ментом оперативной обстановки в Российской Федерации стало явление, практиче­ски неизвестное еще несколько лет назад - наемничество, активно стимулируемое и используемое зарубежными и внутренними террористическими центрами, банд формированиями. Естественным следствием разрастания организованной и общеуголовной преступности в Российской Федерации является и фиксируемое во мно­гих ее регионах стремление авторитетов криминального мира прорваться к рычага власти.

3. " Чеченский фактор'".

Долговременным, актуальным и крайне опасным с точки зрения перспектив рас­ползания террористической угрозы по территории Российской Федерации является " чеченский фактор", выражающийся в возникновении в регионе Северного Кавказа административно - государственного образования, длительное время не имевшего установленного статуса, агрессивно настроенного к федеральному центру, воспро­изводившего и распространявшего на близлежащие субъекты России антирусские настроения, межнациональную рознь, прикрываемую исламской фразеологией, се­паратизм, а также преимущественно криминальные методы добывания доходов. После военной компании в Чечне 1994-1996 г. г. и подписания Россией практически на условиях безоговорочной капитуляции мирных соглашений с Чечней амбиции лидеров и полевых командиров самопровозглашенной " Республики Ичкерия" по­стоянно росли, что в конечном итоге привело к прогнозируемому результату - нака­пливавшаяся в Чечне агрессия в августе 1999 года выплеснулась на соседние терри­тории. Для объективной оценки террористической угрозы, исходящей от Чечни, следует учитывать то обстоятельство, что неумеренные амбиции лидеров самопро­возглашенной " Ичкерии" постоянно умело подогревались, финансировались и эксплуатировались проводящими антироссийскую подрывную деятельность иностран­ными спецслужбами и организациями. Следует отметить, что любая брешь, возни­кающая сегодня в политике, идеологии, духовности, области межн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...